«Влияние музыки на память человека» экспериментальная работа
творческая работа учащихся (4 класс)
Гипотеза исследования – Процесс развития памяти будет более эффективным, если перед запоминанием информации слушать музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorzhiev_mihail_vliyanie_muzyki_na_pamyat_cheloveka.doc | 79.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Анкета-заявка
Участника Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив
«Леонардо»
Работа представлена на секцию № 12 «Дебют»
Фамилия, имя, отчество автора: Доржиев Михаил Валерьевич
Название работы: «Влияние музыки на память человека»
Год, месяц, день рождения: Место учебы: МАОУ «СОШ №25» 4 «В» класс
Полный адрес школы: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Цыбикова 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….2
ГЛАВА І
Теоретическое исследование влияния музыки на развитие памяти человека
Влияние музыки на организм человека……………………2-7.
Влияние музыки на развитие памяти………………………………..7-8
ГЛАВА ІІ
Основные результаты экспериментальной работы по развитию памяти при прослушивании музыки…………………. ……………..8-9 Заключение..…………………………………………………………….9-10
Литература….………………………………………………….10
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Я выбрал эту тему, потому что являюсь учащимся музыкальной школы. И мне стало интересно, как музыка может быть полезной. Многие люди, слушая музыку, даже не задумываются о ее влиянии на их настроение и поведение.
Целью моей работы является исследование влияния музыки на память человека.
Объект исследования – две мини-группы 4 «В» класса.
Предмет исследования – музыка.
Гипотеза исследования – Процесс развития памяти будет более эффективным, если перед запоминанием информации слушать музыку.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решение следующих задач:
- изучить специальную литературу по данной проблеме;
- провести эксперимент;
- выявить положительное влияние музыки на память человека
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1.Общее представление влияния музыки на человека.
Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.
Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.
Общение с миром звуков доступно детям с самого рождения. Более того, как показывают современные исследования психологов, восприятие активизируется уже в перинатальном (дородовом) периоде. Уже в этом периоде, а затем в младенчестве и раннем детстве, у детей, систематически слушающих музыку, развивается эмоциональная отзывчивость, налаживается связь с внешним миром.
Классическая музыка укрепляет нейроны головного мозга ребёнка, формирует крепкую связь между правым и левым полушариями мозга, тем самым способствуя развитию умственных способностей и овладению иностранными языками. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый "эффект Вивальди", доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения "Времена года" улучшает свойства памяти.
Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны). Т. е. В 29 случаях из 36 это реально помогло (припадки стали случаться все реже и протекали все спокойнее). Таким образом, Д. Хьюджес пришел к выводу, что во время прослушивания музыки Моцарта количество и амплитуда электрических волн, возбуждающих мозг, уменьшаются.
Специалисты из Нортумбрийского университета (Великобритания) попросили 14 молодых людей выполнить тест на умственную концентрацию и скорость реакции. Волонтерам нужно было нажимать на клавишу, когда на мониторе появлялся зеленый квадрат. Если он не того цвета, или если это был не квадрат, а, скажем, овал, то его следовало игнорировать. Одновременно с помощью ЭЭГ фиксировалась электрическая активность мозга.
Как можно догадаться, перед выполнением теста испытуемым давали послушать запись концерта Антонио Вивальди. Выяснилось, что прослушивание быстрых частей из концерта "Весна" ускоряет реакцию мозга — с 408,1 мс до 393,8. Контрольная группа выполняла тот же тест в абсолютной тишине. Если человек слушал более медленную и сдержанную музыку из осенней части цикла концертов, реакция мозга замедлялась до 413,3 мс. Тональность на эффект не влияла: и "Весна", и "Осень" написаны в мажоре.
Согласно многочисленным исследованиям, создатели классической музыки не зря признаны гениями. Их музыка не только доставляет эстетическое наслаждение, но и лечит, утешает, успокаивает. Произведения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывает на мозг людей заметное оздоровительное и развивающее воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора воздействуют на мозг на нейробиологическом уровне.
С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.
Многие древнейшие учения содержат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека. В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на дyховнyю сущность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Считается, что музыка может усиливать любую радость, успокаивать любую печаль, смягчать любую боль и даже изгонять болезни.. Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Проведенные эксперименты подтверждают, что это действительно так. После пpослyшивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" y стyдентов-yчастников эксперимента на несколько баллов. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности y всех участников эксперимента - как y тех, кто любит Моцарта, так и y тех, кому она не нравится. В 1993 году невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей: произведения этого композитора благотворно влияли на здоровье его пациентов.
В нашем сложном земном мире любое явление можно направить и в положительною и в отpицательнyю стороны. Музыка - не исключение. Действительно, множество музыкальных направлений действуют pазpyшительно на живые организмы.
Научно обоснован тот факт, что не каждое направление в музыке благотворным образом влияет на организм человека. Как пример негативного воздействия на психику часто приводится современная рок-музыка. Этому популярному стилю присущи свои особенные отличительные черты, а именно жёсткий ритм, монотонные повторения, громкость, сверхчастоты, светоэффект. Они то как раз и не самым лучшим образом влияют на наш организм.
Ритм - это вообще сильнейшее средство воздействия на человека. Еще в древнейшие времена шаманы могли при помощи определённых музыкальных ритмов, которые они отбивали на своих инструментах, ввести человека в транс.
Почему так происходит?
Это связано с функциями нашего слухового аппарата. Ритм захватывает двигательный центр мозга, стимулирует определённые функции эндокринной системы. Но самый мощный удар приходится на участки головного мозга, связанные с половыми функциями человека. Барабанный грохот, например, использовали, чтобы довести себя до неистовства. Ритм способен оказывать влияние на способность к анализу, здравомыслию, логике. Можно даже добиться того, что они будут совсем нейтрализованы.
В современной рок-музыке употребляются такие частоты, которые особым образом воздействуют на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства, так как сочетается от со сверхнизкими в 15-30 герц и сверхвысокими до 80 000 герц частотами.
Ритм, кратный полутора ударам в секунду, сопровождающийся при этом сверхнизкими частотами, может вызвать экстаз. Ритм, равный двум ударам в секунду на той же частоте, вводит человека в своеобразный танцевальный транс. Перебор как высоких, так и низких частот, травмирует мозг. Были случаи, когда на рок-концертах случались контузии, звуковые ожоги, потеря слуха и даже памяти.
Рок-музыка, несмотря на всю свою силу и мощь, относится к категории монотонных, мотороподобных звуков, воспринимая которые слушатели могут впасть в пассивное состояние. А чем чаще она прослушивается, тем больше эта способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.
Далее, фактор громкости. Наше ухо наилучшим образом воспринимает звук в 55-60 децибел. Громким считается звук в 70 децибел. А на площадке, где установлена аппаратура и динамики во время рок-концертов, громкость составляет 120 децибел, а в середине площадки 160 децибел (надо сказать, что 120 дб - это громкость рёва взлетающего реактивного самолёта!). Что при этом происходит с организмом? Надпочечники выделяют стрессовый гормон - адреналин. Но так как воздействие раздражителя не прекращается, производство адреналина тоже не останавливается. И он, адреналин, стирает часть запечатлённой в мозгу информации. Человек забывает, что с ним было или что он когда-либо изучал, то есть умственно деградирует.
Далеко не безобиден и такой непременный атрибут рок-концертов, как светоэффект - те лучи, которые время от времени пронизывают темноту в разных направлениях и имеют различную конфигурацию. Для всех - это просто украшение концерта. Что же на самом деле? Определённое чередование света и темноты под громкую музыку значительным образом ослабляет зрительную ориентацию, снижается быстрота реакции. Вспышки света, которые идут одна за другой в соответствие с ритмом музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинациями, головокружениями, тошнотой.
Уже давно медики, психологи, учёные говорят нам о том, что ритм рок-музыки, частота звука, чередования света и темноты - всё это разрушает человеческое существо, извращает его. Однако, сегодня мало кто не попал под влияние стихии рок-музыки.
Рок-музыка навязывает свои шаблоны мировоззрения, указывает, как нужно одеваться, как думать... Люди безвольно живут по этим шаблонам с утра и до вечера... Эта музыка влияет на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную, половую сферы жизни человека.
В результате исследований установлено, что в результате длительного воздействия рок-музыки, возможны следующие состояния:
агрессивность;
ярость;
гнев;
депрессия;
страх;
склонность к самоубийству;
неестественный, принудительный секс;
непроизвольное движение мышц;
отсутствие концентрации внимания и способности чётко принимать решения;
желание постоянного звучания рок-музыки;
социальная отчуждённость.
Конечно, никто не говорит о том, что если человек страстно любит рок, то он обладает всем набором этих качеств. Нет, просто он наиболее к ним предрасположен, и при появлении соответствующих сочетаний других факторов, он обязательно подвергнется их губительному влиянию.
683101
Если классическая музыка yскоpяет pост пшеницы, то pок-мyзыка - наобоpот. Вообще, pастения и животные предпочитают гаpмоничнyю мyзыкy. Напpимеp, дельфины с довольствием слушают классическую мyзыкy, а растения и цветы под классическую мyзыкy быстрее pаспpавляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пpостpанство хаотическими вибрациями.
1. 2. Влияние музыки на память человека
Как утверждают ученые, не только классическая, но и поп-музыка является хорошим помощником в обучении. Необходимо только владеть информацией о том, какая музыка в чем помогает. Психолог Эмма Грэй уверена в том, что поп-музыка способствует активизации памяти и более быстрому запоминанию новой информации. Наблюдения Грэй показали, что эмоциональные песни, например, Джастин Тимберлейк и Кэти Перри вызывают у слушателей душевное волнение, которое положительно влияет на способности человека изучать иностранный язык и проявлять себя в разных видах искусства. Прослушивание же студентами классической музыки во время подготовки к сдаче экзамена по математике существенно влияет на качество и быстроту запоминания материала. Эти студенты имеют при сдаче экзамена результат на 12 % лучший, чем студенты, которые не слушали классическую музыку. Психолог объясняет этот факт тем, что разные стили музыки влияют на разные участки головного мозга. Поэтому, классика нужна для точных наук, поп-музыка — для гуманитарных.
Профессор Тейлор замерял активность мозга у детей, при прослушивании звуков скрипки, а затем – в ситуации, когда ребенок слышит современную музыку. Оказалось, что у всех детей мозг активнее реагировал именно на звуки скрипки, выделяя больше ресурсов для обработки осмысленных звуков. Но самое интересное заключалось в том, что мозг детей, обучавшихся музыке, стал значительно лучше воспринимать музыкальные звуки и при этом увеличился общий объем памяти.
Профессор Тейлор особо отмечает, что занимавшиеся музыкой дети показали значительно лучшие результаты в тестах на запоминание. «Это показывает, что занятия музыкой оказывают воздействие и на общую когнитивную функцию мозга, связанную с памятью и внимательностью», – считает он.
Один из подобных тестов на развитие памяти с помощью музыки я
попытался провести.
ГЛАВА ІІ Основные результаты экспериментальной работы
по развитию памяти при прослушивании музыки
Далее мы раскроем сущность Эксперимента, проведенного нами по теме исследования.
Цель экспериментально-опытной работы: определить пути развития памяти при прослушивании музыки.
Поставлена такая гипотеза: процесс развития памяти будет более эффективным, если перед запоминанием слушать музыку
В ходе проведения эксперимента были решены такие задачи:
- изучить специальную литературу по данной проблеме;
- провести эксперимент;
- выявить положительное влияние музыки на человека
Эксперимент проводился в нашей школе. Всего в экспериментальной работе участвовало 10 учащихся 4 «В» класса: по 5 в каждой группе.
І этап. Диагностика уровня развития памяти у учащихся
обеих групп на начальном этапе эксперимента
На этом этапе мы провели тест «12 картинок»
Я предлагаю каждому учащемуся обеих групп зрительно воспринять 12 разных картинок, расположенных на одном листке бумаги. Время просмотра не занимает более 3-х секунд. Затем я закрываю картинки и предлагаю ребятам вспомнить, какие из изображений они успели запомнить.
Основываясь на теоретических фактах, рассмотренных в І главе, мы определили параметры, по которым оценивался уровень развития памяти.
Высокий уровень.
Дети запоминают 5 и более картинок. Отвечают быстро. Называют картинки, в основном, по порядку.
Средний уровень.
Запоминают 4 картинки. Отвечают быстро. Но картинки называют не по порядку.
Низкий уровень.
Дети запоминают 3 и менее картинок. Отвечают медленно, не по порядку, путаются.
Результаты были занесены в таблицу.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2 человека | 5 человек | 3 человека |
ІІ этап. Диагностика уровня развития памяти у учащихся
после прослушивания музыки
Затем, через неделю я провожу тот же самый тест. Группа №1 перед выполнением задания не слушала музыку. У них выявлены следующие результаты:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 человек | 2 человека | 2 человека |
Эти результаты мало отличаются от предыдущих результатов.
А группе №2 я предложил прослушать веселую мелодию, и лишь потом запоминать картинки. Интересно, что же получилось?
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4 человека | 1 человека | 0 человек |
На втором этапе эксперимента ребята из группы №2 запомнили больше картинок.
Это позволяет сделать вывод, что прослушивание музыки помогает запоминать, а значит, развивается память.
Подведя итоги нашей исследовательской работы, можно сказать, что цель достигнута, задачи решены. Гипотеза о влиянии музыки на память человека доказана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без памяти невозможно развитие и обучение, что особенно важно в учебной деятельности.
У школьников начальных классов более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Память можно развивать, тренировать, улучшать. И в этом нам может помочь музыка.
Данное исследование мы начали с рассмотрения влияния музыки на человека.
Далее мы изучили, как музыка влияет на память человека.
В соответствии с целью и задачами исследования мы провели эксперимент, в котором были задействованы 2 группы нашего класса. В ходе эксперимента мы выявили уровень развития памяти на начальном этапе. Затем выявили уровень развития памяти после прослушивания музыки. И сравнили результаты. Они оказались намного выше, чем в начале.
Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.
В дальнейшем я буду продолжать работать над этой темой и попытаюсь выяснить, как музыка влияет на память человека в разном возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин «Психология и педагогика в вопросах и ответах» / Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г. – 556с.
2. Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей» 2004г. 240с.
3. http//medilan.ru
4. http://www.ladygid.ru/vliyanie-rok-muzyki-na-organizm-cheloveka
5. http://lubodar.info/effekt-motsarta/
6. http://www.fondpr.ru/articles/19/Yeffekt_Mocarta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...
Влияние музыки на человека.Музыка исцеляет.
Музыка для здоровья - так говорили ещё в древние времена.Звуки укрепляют дух и исцеляют, радуют и волнуют, умиротворяют и успокаивают, воодушевляют и возвышают. Посредством музыки человек переда...
Влияние музыки на человека
Исследовательская работа...
Влияние музыки на человека
Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Ученые доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить....
Экспериментальная работа по теме:Влияние нетрадиционных методов оздоровления на заболеваемость ОРЗ младших школьников.
Тема работы: Влияние нетрадиционных методов оздоровления на заболеваемость ОРЗ младших школьников....
Проект "Влияние музыки на человека"
Проект с целью выявление положительных и отрицательных сторон влияния музыки на организм человека...
Влияние музыки на организм человека.
Самое прекрасное, что есть у большинства живых организмов и человека в том числе — это восприятие звуков. В течение жизни мы слышим их огромное количество, и все они различны — одни мы вос...