Конспект выступления о проектной технологии
консультация
Выступление содержит историческую справку и основные этапы и примеры использования проектной технологии в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_tehnologiya_proektnogo_obucheniya.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения
в начальной школе
(из опыта работы).
Учитель:
Хабарова Елена Владимировна.
Технология проектного обучения в начальной школе.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 гг. в различных учебных заведениях его учениками и последователями - американскими педагогами Е. Паркхерст и В. Килпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый- педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».
Проектность — определяющая черта современного мышления.
Проектное мышление, проектная деятельность — процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей
Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить: краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч),
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Педагогические условия организации проектной деятельности
в начальной школе.
Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.
Необходимо:
- помочь ученикам произвести самооценку проекта;
- оценить процесс проектирования;
- подготовить проект к презентации.
Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;
- готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать
с аудиовизуальной и мультимедиа техникой (по необходимости);
- владение коммуникативными навыками, толерантностью;
- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
Наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт — личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. Ведь самореализация – основная цель современного образования в свете требований ФГОС.
Мой опыт работы над проектами с учениками начальных классов показывает, что эта деятельность хотя и трудна, но очень интересна и вполне доступна детям уже с 1-го класса. Предлагаю вниманию коллег мини-проекты учащихся 1 «В» класса:
-«Живая азбука» (обучение грамоте, изучение алфавита),
-«Праздник числа» (математика, нумерация в пределах 10),
- «Моя семья» (окружающий мир, внеклассная работа),
-«Мой класс, моя школа» (окружающий мир, внеклассная работа).
Проекты учащихся 2 «В» класса:
-«Как я провёл лето» (окружающий мир, внеклассная работа),
-«Мой родной город Истра» (окружающий мир, внеклассная работа).
Практически все дети усвоили цель и технологию разработки мини-проектов, поучаствовали в создании нескольких работ, проявили творчество, фантазию при их оформлении. Конечно, на первых порах дети нуждаются в наставничестве учителя и помощи родителей. Но ведь такая деятельность объединяет семьи, нацеливает на общение людей разных поколений, позволяет плодотворно проводить досуг и обучаться новому непринуждённо, с азартом. Дети учатся добывать, отбирать, изучать информацию, у них формируются познавательные, регулятивные УУД. При защите проекта формируются коммуникативные и личностные УУД. В моём классе эта работа идёт успешно, что очень радует и вселяет надежду на возможность участия в этом учебном году в Декаде Науки и Творчества. Надеюсь, представленный опыт будет интересен и полезен коллегам-учителям.
Библиография:
- Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.42-45.
- Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.
- Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. – 2004. - №9. – С.33-40.
- Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.
- Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.
- Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.
- Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.
- Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.
- Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/ Г.Н.Михайлова // Начальная школа. – 2005. - №4. – С.68-71.
- Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.
- Новолодская, Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. -№1. – С.94-99.
- Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. - №3. – С.28-33.
- Рагозинская, Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н.Рогозинская, Т.Колобякина //Учитель. – 2004. - №3. – С.23-25.
- Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. – 2004. - №4. – С.93-96.
- Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №1. – С.39-46.
- Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №4. – С.44-49.
- Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. - №7. – С.40-43.
- Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
- Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.
- Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.
- Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. - №5. – С.51-56.
№ п/п | Название | Цель использования | Описание порядка использования | Результат использования |
Проектная технология основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др. | Обучение алгоритму решения проблемы. | 1. Подготовительный этап: погружение в проблему: изучение истории и теории вопроса:
2. Основной этап: поиск информации и создание продукта;
3. Заключительный этап: презентация:
| 1. Создание учащимися мини-проектов по итогам изучения предметных разделов и тем: «Живая азбука», «Праздник числа», «Мой класс, моя школа», «Мои домашние питомцы», «Родной город» и др. 2. Участие обучающихся в ежегодной Декаде Науки и Творчества, создание и защита ими проектов по темам: - «Бумага и человек»; - «Чудеса лоскутной пластики»; - «Электричество – удивительное рядом!»; - «Знакомая незнакомка: использование кукурузы в художественном творчестве»; - «Ах вы, кони мои, кони!»; - «Один из способов передачи информации - бумажное письмо»; - «Занимательные компьютерные технологии» ; - «Профессии будущего»; - «По следам мусора»; - «Живописный и поэтический мой родной Истринский край» и другие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Конспект выступления на ШМО Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК ОС Школа 2100
Тема: Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБ...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...
Применение проектной технологии во внеурочной деятельности в начальной школе - выступление на городском семинаре.
После вступительного слова подключаются дети. Они рассказывают о проделанной исследовательской работе по теме "Птицы зимой" и предлагают завучам принять участие в...
Выступление на МО "Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся"
Тема выступления «Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся». Рассматривается история возникновения проектов, алгоритм проведения...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе с использованием проектной технологии
Предмет: Окружающий мирКласс:УМК: «Школа России»Тип урока: урок открытия нового знанияТема урока: «Кто такие рыбы?»Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знани...
Конспект открытого урока по английскому языку с использованием интерактивных технологий и проектных технологий.
Урок был составлен в соответствии с ФГОС. Учтены психологические и возрастные особенности обучающихся. На уроке формируются все виды компетентностей (личностные, метапредметные, пред...