Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнерства с родителями учеников начальной школы с учетом повышения коммуникативной культуры участвующих сторон
статья
Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнёрства с родителями учеников начальной школы с учётом повышения коммуникативной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sotsialnogo_partnyorstva_.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнерства с родителями учеников начальной школы с учетом повышения коммуникативной культуры участвующих сторон
Работа
Брянской Е. И
Г. Жуковский
Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
В понятие «образование» сегодня включены процессы обучения и воспитания, в котором складывается новая система ценностей, где вместо культа отметки и дисциплины царит истинная культура - внутренняя культура, в системе ценностей которой главная ценность - личность ребенка.
С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта – повысить роль воспитания, социализации. Стандарт позиционирует школу как носителя социальной идентичности и в первую очередь ориентирован на семью.
Семья и школа – это партнеры, а не противоборствующие стороны.
Социальное партнерство, социокультурный подход является одним из стратегических направлений модернизации Российского образования. Данная позиция тесно связана с инновационным стилем управления образовательным учреждением, главными отличительными чертами является демократичность и рефлексия. Демократичность подразумевает принятие управленческих решений на основе обсуждения проблемы всеми участниками образовательного процесса: педагогами, администрацией, учащимися и их родителями.
Рефлексивность обеспечивается созданием условий для осознания участниками образовательного процесса смысла своей деятельности. В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Принципами взаимодействия педагогов с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения
- Индивидуальный подход
- Сотрудничество, а не наставничество.
Предполагается создание условий для всестороннего развития детей, получения качественного образования и достижения образованности; организацию системы сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, учет образовательных потребностей и удовлетворенности качеством образовательных услуг.
Качество образования должно соотноситься с определенными представлениями об образованности, которые гораздо шире объема накопленных знаний. Это и воспитанность, и система ценностей, и особенности жизненной позиции, и социальная направленность. В целом, качество образования в первую очередь связано с качественными особенностями личности выпускника, результативностью его социализации, удовлетворенностью образовательных потребностей, сформированностью социокультурных ценностей.
Решение такой задачи невозможно без поддержки родителей.
Формами взаимодействия администрации, педагогов и родителей являются:
- совет профилактики правонарушений;
- совместная детско-взрослая деятельность;
- традиционные и не традиционные формы работы с родителями;
- классный и общешкольный родительский комитет;
- участие родителей в социологических опросах;
- родительский всеобуч;
- Клуб для родителей «Поговорим о наших детях».
В школе используются четыре формы работы с семьей:
- интерактивная: анкетирование, диагностика, круглые столы, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов;
- традиционная: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные, городские, региональные, всероссийские), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы;
- просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей;
- государственно-общественная: создание родительского комитета, взаимодействие со спонсорами, различными общественными движениями
Родители учащихся входят в состав Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в ходе работы которого изучают и анализируют состояние правонарушений среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение.
Значимым направлением работы педагогического коллектива должна быть организация системы сотрудничества с родителями с учетом их запросов на образовательные услуги.
В рамках взаимодействия с родителями помимо классических применяются инновационные формы работы, например, переговорная площадка, детско-взрослые виды деятельности, деловые игры, разнообразные формы получения обратной связи от родителей, информирование и мотивирование родителей через школьный сайт и др.
Некоторых из форм работы с родителями.
Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Оно считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как педагога, так и родителей.
Можно выделить такие виды родительских собраний, как организационные (выбор родительского комитета, распределение общественных поручений и др.), собрания по плану классного всеобуча родителей (психолого-педагогическое просвещение родителей), тематические (обсуждение актуальных вопросов воспитания и развития, учащихся класса), итоговые.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
- Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
- Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
- Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, важно соблюдать следующие правила:
- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что-нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
В научно-методической литературе, посвященной проблеме эффективности организации родительских собраний описаны такие формы, как собрание-мастерская, собрание - деловая игра, собрание-конкурс, собрание-практикум, собрание-праздник.
Одной из самых распространенных форм индивидуальной или групповой работы с родителями является беседа. Универсальность данной формы взаимодействия с семьей состоит в том, что создается возможность осуществлять дифференцированный подход к родителям разного уровня воспитанности, культуры, устанавливать с ними деловые, дружеские контакты на благо ребенку, семье, педагогу.
Наиболее оптимальной формой работы с родителями является:
День открытых дверей - это праздник, на который приглашаются все члены семьи. Одна из важных задач такого мероприятия - создать у детей и родителей праздничное настроение, формировать мотивацию родителей к включению в учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, можно сказать, что в основе сотрудничества педагога и родителей должны быть формы работы, направленные на доверительные отношения, основанные на взаимной ответственности, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность образовательного процесса, качество образования, достижение каждым обучающимся образованности. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования.
По-прежнему приоритетным направлением воспитательной работы остается организация детско-взрослых видов деятельности.
Детско-взрослые виды деятельности рассматриваются их как совместная деятельность взрослых и детей, направленная на:
- развитие конструктивных отношений (партнерские отношения);
- удовлетворение продуктивного взаимодействия и понимания;
- освоение детьми новых видов деятельности через социальный опыт взрослых;
- развитие комфортности, эмоционального равновесия, на удовлетворение потребностей и повышение самооценки;
- формирование устойчивого стремления к самореализации и личностному профессиональному росту; развитие воспитывающей
Развитие детско-взрослых видов деятельности реализуется через:
- экологическую деятельность;
- проектную деятельность;
- научно-исследовательскую и интеллектуальную деятельность;
- издательскую деятельность;
- художественную деятельность,;
- туристическо-краеведческую деятельность;
- физкультурно-оздоровительную.
Спортивно-оздоровительная деятельность реализуется через физкультурно-оздоровительные мероприятия. «Семейные страты», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Стартуют все!», семейные спортивные праздники.
Экологическая деятельность реализуется через различные мероприятия. Это туристические слеты, экологические и фенологические походы, эколого-биологические проекты и другие.
Примерами организации познавательной деятельности могут быть социальные проекты, творческие отчеты учителей, брейн-ринги, научно-практические конференции, деловые игры. Родители принимают участие в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в различных видах деятельности.
Трудовая деятельность представлена оформлением кабинетов и рекреаций, ярмарками-распродажами семейных поделок, организацией субботников. Досуговая деятельность выражается в форме проведения совместных праздников, спектаклей, конкурсов, туристических походов, слетов, экскурсионных поездок.
В системе может проводиться родительский всеобуч на темы:
- Что делать, если ребенок Вас обманывает? (о младших школьниках и подростках).
- Отношения подростка с окружающими людьми: специфика и способы поддержки.
- Всеобуч «Как помочь ребенку стать успешным в обучении. Педагогическая запущенность»
- Семинар-практикум «Воспитание без наказания»
- Оценка и отметка в жизни ребенка (от рождения до ранней юности)
- Обучение круглый год: как сохранить познавательную активность?
Яркое впечатление оставляет проведение переговорной площадки, например, «Школьная форма и внешний вид учащихся». Переговорная площадка - новое понятие для образовательного учреждения, место, где встречаются представители разных сфер деятельности для согласования позиций и интересов по решению актуальных вопросов.
В результате обсуждения принимается решение в форме документальных обязательств сторон (что делать, кто отвечает за организацию, в какие сроки), это встреча всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учеников. Цель и задачи переговорной площадки - состоят в принятии конкретного решения по предмету переговоров.
Итогом работы переговорной площадки может быть принятие «Положения о школьной форме и внешнем виде учащихся». Сама форма фиксации договоренности между семьей и школой может быть представлена в виде положения о сотрудничестве.
Многие из вышеперечисленных форм бесспорно эффективны. В целом, форм работы с родителями можно придумать множество, и это разнообразие надо только приветствовать. (Однако учитель должен определить для себя, какие из них будут традиционными, определяющими в создании сотрудничества, в повышении педагогической культуры родителей, a какие, в сочетании с основными, послужат углублению, конкретизации полученных знаний, выработке на основе их соответствующих умений и навыков.
Закончить статью хотелось бы словами В. А. Сухомлинского: "Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации родителям учеников начальной школы.
Эти рекомендации помогут Вам и Вашему ребенку увериться в том, что учиться интересно, что он много умеет, а всему остальному обязательно научится....
Рекомендации для родителей учеников начальной школы
В данной работе представлен материал полезный для родителей. Здесь они могут прочитать, как построить отношения с первым учителем, как поддержать первоклассника в его новой жизни, чтое ему для этого н...
Презентация "Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социально-психолгической поддержки ребенка из неблагополучной семьи"
Работа содержит характеристику класса и рекомендации по работе с родителями и их детьми в начальной школе...
«Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнёрства с родителями в области изучения русского языка как иностранного»
Понятие билингвизма. Билингвизм как фактор риска возникновения рече-языковых нарушений.Билингви́зм (двуязычие) – способность тех или иных групп населения объясня...
Разработка портфолио ученика начальной школы с учетом требований ФГОС
Разработка портфолио ученика начальной школы с учетом требований ФГОС Воспитание, а, следовательно, и присвоение детьми ценностей, не может быть локализовано или сведено к какому-то о...
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителями в области изучения русского языка как иностранного
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителямив области изучения русского языка как иностранного...
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителями в области изучения русского языка как иностранного (презентация)
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителями в области изучения русского языка как иностранного...