Разработкка урока : «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
методическая разработка
Технологическая карта интегрированного урока предметных областей
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Филология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 90.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Капыревщинская СШ Ярцевский район Смоленская область
Технологическая карта интегрированного урока предметных областей
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Филология»
ТЕМА: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
Разработчики: Новикова Наталья Анатольевна – учитель русского языка и литературы
Алешина Ирина Владимировна – учитель основ православной культуры
2017
Пояснительная записка
Данная разработка рассчитан на учащихся 6 класса и составляет 1 урок.
Тема урока: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
Актуальность разработки урока определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение обучающими воспитывать потребность делать добро.
Поведение человека контролируется его собственными взглядами и внутренними побуждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания по данной теме. Педагогическая целесообразность данного урока заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Цель урока: формирование представлений о милосердии и сострадании как основ человеческих отношений. Организовать ситуацию для развития доброты, эмоциональной активности, умения сострадать. Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.
Задачи: раскрыть смысл понятий «сострадание», «милосердие», «помощь», «ближний»; формировать понимание, каким должен быть человек в современном обществе. Дать знания о том, как учит милосердию, состраданию, помощи людям; учить связанно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников; находить общий язык при работе с одноклассниками; развивать познавательный интерес к литературе и основам православной культуры.
Основные понятия: милосердие, сострадание, забота, ближний.
Формирование УУД:
Предметные: осознать ценность понятий: милосердие, сострадание, ближний, доброта, сочувствие.
Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-значимой отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; умение выделять нравственный аспект поведения познавательные - умение находить существенную информацию из различных источников; выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Метапредметные: готовность слушать собеседника, умения выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
Предварительная подготовка к уроку:
Ученики получают задание найти факты из истории о милосердии и сострадании.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация, лист ватмана, клей, фломастеры.
Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии.
Методы обучения: проблемный, частично- поисковый, иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с презентацией, самостоятельная работа, работа с дидактическим материалом.
Технологии: проблемного обучения и сотрудничества.
Ожидаемые результаты:
- Дети смогут составить представление о таких понятиях как «доброта», «милосердие», «сострадание», «любовь», «помощь», «ближний».
- Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение и принимать чужое.
- Придут к осознанию, для чего человеку нужны такие добродетели как любовь, милосердие и сострадание.
План урока:
- Мотивация к деятельности.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Работа с текстом.
- Осмысление содержания.
- Физкультурная минутка.
- Контроль знаний.
- Рефлексия деятельности
- Домашнее задание.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Настрой на восприятие Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Приветственное слово учителя - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Сегодня у нас необычный урок. Это будет совместный урок литературы и основ православной культуры. Почему именно эти предметы объединены? Потому что целью и литературы и ОПК является воздействие на ваши чувства и обогащение внутреннего мира. | Подготовка класса к уроку | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
знаний Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения, необходимого для «открытия нового знания» | Откройте тетради, запишите дату. А тему урока и эпиграф вы определите немного позже. Для начала давайте посмотрим ролик. Внимание на экран. (Видеоприложение №3) Скажите, что вы поняли из него? Какими качествами обладает герой ролика? (Доброта, сочувствие, милосердие) Как вы думаете, почему мы именно об этом говорим на сегодняшнем уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с рассказом А.А. Платонова «Неизвестный цветок».) Похожа ли героиня рассказа на героя ролика? Чем? (оба они помогли нуждающимся в заботе и помощи) А как вы считаете, всем ли нужно помогать и всегда или иногда и только некоторым? | Отвечают на вопросы | Принцип деятельности Использование различных источников информации (Л) Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М) |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. О чём пойдёт разговор на уроке? (о милосердии, сострадании, помощи, о любви…) Все верно. Запишем тему урока: «Нам жизнь дана, чтобы любить…» А теперь давайте посмотрим на высказывания на доске. Какое из них вы бы могли предложить для эпиграфа к уроку и почему?
Теперь можно записать и эпиграф. Подумайте и скажите, чтобы вы хотели приобрести для себя, узнать на уроке? Продолжите фразы: На уроке: - Я хочу узнать о… - Мне было бы интересно… - Я хотел бы познакомиться… - Я хотел бы понять… | Учащиеся высказывают свои предположения Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, работают с текстом | Целеполагание ( Р) Постановка вопросов ( К) Самостоятельное формулирование цели (П –общеучебные) |
| Приходилось ли вам когда-нибудь помогать кому-то, кто попал в трудную ситуацию? А почему вы не прошли мимо? Согласны ли вы с высказыванием, что чужой беды не бывает? Христиане в своей жизни стараются поступать в своей жизни по нравственным законам. Главный из них: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Что для вас значит слово ближний? Кто ближний для вас? (Родители, друзья и др.) Так это слово понимаете вы. А сейчас мы узнаем, как смысл этого слова раскрывается в Евангелие. Давайте посмотрим видеосюжет Притчи о добром самарянине. Только сначала познакомимся с незнакомыми словами. (раздаточный материал «Словарик», приложение № 3) Самарянин – символизирует человека - «врага». Самарянам не положено было общаться с иудеями, евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними. Священник – еврейский духовный вождь, "сведущий в законе", "учивший ему", "учитель закона", то есть, специалист по изучению Закона и обрядовых предписаний. Левит - служитель религиозного культа, левиты охраняли порядок при богослужении, руководили народом, были музыкантами и пели псалмы, составляли почетную храмовую стражу. Динарий - название римской серебряной монеты Иерихон -– это город. Из Иерусалима в Иерихон идти нужно было через пустыню, в которой жили разбойники. (Видеоприложение 2) | Учащиеся самостоятельно делают выводы | Извлечение информации. осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П) Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М) |
| Работа по вопросам и заданиям:
Подумайте об этом и выберите правильный ответ из предложенных ниже:
а) притча учит, что нужно помогать в беде «своим»: своим родным, своим друзьям, своим коллегам, своим землякам или представителям твоего народа, б) притча учит, что нужно помогать тем, кто тебе симпатичен, кто тебя уважает; в) притча учит, что нужно помогать любому человеку, попавшему в беду, встретившемуся на твоём жизненном пути. Как вы теперь понимаете значение слова «ближний»? Кто из этих троих, был ближний человеку, попавшемуся разбойникам? «Книжник ответил: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Евг. Лк. 10: 30-37). А для неизвестного цветка кто оказался ближним? Что было бы, если бы девочка прошла мимо него? | Работают в группах, парах, индивидуально по заданиям. Делают выводы. Озвучивают результат. | Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование (П) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие (К) Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Применяют методы информационного поиска (П) |
6.Физкультурная минутка | Физминутка «На лугу» Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте) Вот ромашка, василек, Медуница, кашка — клевер. | Повторяют движения за учителем. | |
выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции | Организация деятельности учащихся по первичному закреплению. Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле». В них звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Ведь и с людьми так же. Мы же не знаем всех людей, живущих на Земле. Даже в родном посёлке мы не всех знаем. И вот появляется в сказке девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. - Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? (Девочка была в лагере одна, без мамы и скучала по ней) - Как помогли дети цветку? (Ухаживали за ним) Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету». - Только ли о потомках цветка идёт здесь речь? (Нет) - Речь идёт о людях. Ведь каждый человек самый лучший, единственный. И каждый человек достоин понимания, сочувствия и помощи. Изначально в человеке заложено добро, ведь все дети добрые, любящие и жалостливые. Это со временем души некоторых черствеют, ожесточаются. Но если мы будем следовать божьим законам, жить по этим заповедям, то такого не случится. Давайте подумаем, вспомним, обратимся к своему жизненному опыту, в каких случаях человек может проявить сострадание и милосердие? Случалось, ли вам когда-нибудь это делать? - Запомните, ребята, что доброе сердце никогда не останется безучастным, оно всегда поймёт, пожалеет и поспешит на помощь. | Обсуждают проблемные вопросы, связанный с темой урока. Учащиеся высказывают свои предположения | Оценка (самооценка, взаимооценивание) (Р) Оценивают достигнутый результат. Определяют последователь-ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р). Коррекция (Р) |
8. Рефлексия деятельности | Возьмите лежащий перед вами цветок. Мы назовём его «Цветок добрых дел». (Приложение 4) Напишите на каждом лепестке добрые дела, которые вполне по силам выполнить вам и что вы делаете или будете делать, чтобы приносить добро ближним, а это и ваши близкие люди, и животные, и просто незнакомые люди. Если вы затрудняетесь, то на экране есть цветок-помощник. Кто закончит прикрепит свой цветок на «Поляну Добра» (работа в группах, создание общего плаката на ватмане) Чтобы сохранить себя как личность и создать вокруг себя мир добра, красоты и справедливости, по мнению святого Иоанна Кронштадтского, нужно выбрать для себя ориентирами – милосердие, сострадание и любовь к ближнему. Я надеюсь, вы и сами уже пришли к какому-то мнению. Чтобы сделать об этом вывод, из предложенных фраз закончите предложения: Сегодня я узнал …. Я понял, что…. Урок дал мне…. Меня удивило…. Мне захотелось…. Я приобрел …. (Методика ПОПС-формулы П- позиция О – обоснование П – пример С – следствие) А закончим мы урок таким стихотворением: Если ближний замёрз – согрей, Если он не одет – одень, Если голоден – накорми, Если жаждет он – напои. Если он скорбит – утешай, Заболеет он – навещай. Жизнь тебе Господь подарил, Для того, чтобы ты всех любил.
В заключение нашей встречи хочу сказать помните: «Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!» | Составляют цветок, подводя итоги. | Умение структурировать знания (П –общеучебные) Управление поведением (К) Умение выражать свои мысли (К) Контроль (Р) Оценка (самооценка, взаимооценивание) (Р) |
9. Домашнее задание | Задание на выбор: 1.Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по - разному. В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь. 2.Подготовить рассказ о героях литературных произведений или притч, которые бескорыстно творят добро. 3.Нарисовать мир добра таким, каким его себе представляете. Спасибо за урок! | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) |
Литература, источники:
1.О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович. От добрых слов – к добрым делам. [Сборник дидактических материалов «Доброслов» ч.1 ч.2] - Смоленск: - Свиток, 2016.
2. Л. Н. Урбанович. Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт [научно-методическое пособие]. Смоленск: И. А. Фанманкова, 2014.
3.Г.А. Обернихина. Основы православной культуры 4 класс [методическое пособие] М: - Просвещение
4.Назаров В.Н. и Сидоров Г.П. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах [1989].
5.Ж.В.Лукашенкова. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Смоленск: - СПДС, 2013.
Приложение 3
Словарик
Самарянин – символизирует человека-врага. Самарянам не положено было общаться с иудеями, евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними.
Священник – еврейский духовный вождь, "сведущий в законе", "учивший ему", "учитель закона", то есть, специалист по изучению Закона и обрядовых предписаний.
Левит - служитель религиозного культа, левиты охраняли порядок при богослужении, руководили народом, были музыкантами и пели псалмы, составляли почетную храмовую стражу.
Динарий - название римской серебряной монеты
Иерихон -– это город. Из Иерусалима в Иерихон идти нужно было через пустыню, в которой жили разбойники.
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....
открытый урок по теме "Жизнь дана на добрые дела".
Урок разработан для учащихся 4 класса. На уроке продолжается знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями.Задачи:воспитывать доброжелательность, доброту;умение видеть красоту в простом и о...
Классный час "Чтобы любить родителей надо научиться…"
Воспитание обучающихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей....
Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела».
Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текст...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»
Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ...
Урок чтения "Жизнь дана на добрые дела"
Презентация к уроку чтения по теме "Жизнь дана на добрые дела"...