Разработкка урока : «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
методическая разработка

Технологическая карта интегрированного урока предметных областей

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Филология»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока 90.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Капыревщинская СШ  Ярцевский район  Смоленская область

Технологическая карта интегрированного урока предметных областей

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Филология»

ТЕМА: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Разработчики: Новикова Наталья Анатольевна – учитель русского языка и литературы  

Алешина Ирина Владимировна – учитель основ православной культуры

2017

Пояснительная записка

Данная разработка рассчитан на учащихся 6 класса и составляет 1 урок.

Тема урока: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

     Актуальность разработки урока определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение обучающими воспитывать потребность делать добро. 

     Поведение человека контролируется его собственными взглядами и внутренними побуждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания по данной теме.  Педагогическая целесообразность данного урока заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель урока: формирование представлений о милосердии и сострадании как основ человеческих отношений. Организовать ситуацию для развития доброты, эмоциональной активности, умения сострадать. Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.

Задачи: раскрыть смысл понятий «сострадание», «милосердие», «помощь», «ближний»; формировать понимание, каким должен быть человек в современном обществе. Дать знания о том, как учит милосердию, состраданию, помощи людям; учить связанно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников; находить общий язык при работе с одноклассниками; развивать познавательный интерес к литературе и основам православной культуры.

 Основные понятия: милосердие, сострадание, забота, ближний.

Формирование УУД:

Предметные: осознать ценность понятий: милосердие, сострадание, ближний, доброта, сочувствие.

Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-значимой отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; умение выделять нравственный аспект поведения  познавательные - умение находить существенную информацию из различных источников; выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы 
Метапредметные: готовность слушать собеседника, умения выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий 

Предварительная подготовка к уроку: 

Ученики получают   задание найти факты из истории о милосердии и сострадании.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация, лист ватмана, клей, фломастеры.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии.

Методы обучения: проблемный, частично- поисковый, иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с презентацией, самостоятельная работа, работа с дидактическим материалом.

Технологии: проблемного обучения и сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

  • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «доброта», «милосердие», «сострадание», «любовь», «помощь», «ближний».
  • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение и принимать чужое.
  • Придут к осознанию, для чего человеку нужны такие добродетели как любовь, милосердие и сострадание.

План урока:

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Работа с текстом.
  5. Осмысление содержания.
  6. Физкультурная минутка.
  7. Контроль знаний.
  8. Рефлексия деятельности
  9. Домашнее задание.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

  1. Мотивация к деятельности.

Настрой на восприятие

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Приветственное слово учителя

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Сегодня у нас необычный урок. Это будет совместный урок литературы и основ православной культуры. Почему именно эти предметы объединены? Потому что целью и литературы и ОПК является воздействие на ваши чувства и обогащение внутреннего мира.  

Подготовка класса к уроку

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

  1. Актуализация

знаний

Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения, необходимого для «открытия нового знания»

Откройте тетради, запишите дату. А тему урока и эпиграф вы определите немного позже.

Для начала давайте посмотрим ролик. Внимание на экран.       (Видеоприложение №3)

Скажите, что вы поняли из него? Какими качествами обладает герой ролика? (Доброта, сочувствие, милосердие)

Как вы думаете, почему мы именно об этом говорим на сегодняшнем уроке?  (На прошлом уроке мы познакомились с рассказом А.А. Платонова «Неизвестный цветок».)

Похожа ли героиня рассказа на героя ролика? Чем? (оба они помогли нуждающимся в заботе и помощи)

А как вы считаете, всем ли нужно помогать и всегда или иногда и только некоторым?

Отвечают на вопросы

Принцип деятельности

Использование различных источников информации (Л)

Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М)

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. О чём пойдёт разговор на уроке?

 (о милосердии, сострадании, помощи, о любви…)

Все верно.  Запишем тему урока:

«Нам жизнь дана, чтобы любить…»

А теперь давайте посмотрим на высказывания на доске. Какое из них вы бы могли предложить для эпиграфа к уроку и почему?

  1. Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо не ради себя, но ради того, кого любишь…(Аристотель)
  2. Лучше будь прост да честен, чем умён да лжив (Софокл)
  3. Кто сам хороший друг, тот имеет и много хороших друзей (Н. Макиавелли)

Теперь можно записать и эпиграф.

Подумайте и скажите, чтобы вы хотели приобрести для себя, узнать на уроке? Продолжите фразы:

На уроке:

- Я хочу узнать о…

- Мне было бы интересно…

- Я хотел бы познакомиться…

- Я хотел бы понять…

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, работают с текстом

Целеполагание ( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели

(П –общеучебные)

  1. Работа с текстом

Приходилось ли вам когда-нибудь помогать кому-то, кто попал в трудную ситуацию? А почему вы не прошли мимо? Согласны ли вы с высказыванием, что чужой беды не бывает?  

Христиане в своей жизни стараются поступать в своей жизни по нравственным законам. Главный из них: «Возлюби ближнего твоего как самого себя».

Что для вас значит слово ближний? Кто ближний для вас? (Родители, друзья и др.)

Так это слово понимаете вы. А сейчас мы узнаем, как смысл этого слова раскрывается в Евангелие.  Давайте посмотрим видеосюжет Притчи о добром самарянине.

Только сначала познакомимся с незнакомыми словами. (раздаточный материал «Словарик», приложение № 3)

Самарянин – символизирует человека - «врага». Самарянам не положено было общаться с иудеями, евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними.

Священник – еврейский духовный вождь, "сведущий в законе", "учивший ему", "учитель закона", то есть, специалист по изучению Закона и обрядовых предписаний.

 Левит - служитель религиозного культа, левиты охраняли порядок при богослужении, руководили народом, были музыкантами и пели псалмы, составляли почетную храмовую стражу.

Динарий - название римской серебряной монеты

Иерихон -– это город. Из Иерусалима в Иерихон идти нужно было через пустыню, в которой жили разбойники.                                    (Видеоприложение 2) 

Учащиеся самостоятельно делают выводы

Извлечение информации. осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)

Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)

  1. Осмысление содержания

Работа по вопросам и заданиям:

  1. Действие библейской притчи о милосердном самарянине происходило в древней Иудее. Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека. А главный герой — тот, кто помог оказавшемуся в беде человеку — в отличие от остальных, был жителем Самарии, то есть иностранцем, чужим человеком. В древней Иудее самарян не любили и не уважали.
  2. Почему Иисус Христос рассказал притчу о самарянине, а не просто о добром человеке?

Подумайте об этом и выберите правильный ответ из предложенных ниже:

 

а) притча учит, что нужно помогать в беде «своим»: своим родным, своим друзьям, своим коллегам, своим землякам или представителям твоего народа,

б) притча учит, что нужно помогать тем, кто тебе симпатичен, кто тебя уважает;

 в) притча учит, что нужно помогать любому человеку, попавшему в беду, встретившемуся на твоём жизненном пути.

Как вы теперь понимаете значение слова «ближний»?

Кто из этих троих, был ближний человеку, попавшемуся разбойникам?

«Книжник ответил: оказавший ему милость. 

Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же»   (Евг. Лк. 10: 30-37).

А для неизвестного цветка кто оказался ближним?

Что было бы, если бы девочка прошла мимо него?

Работают в группах, парах, индивидуально по заданиям.

Делают выводы. Озвучивают результат.

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование (П)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное

восприятие (К)

Осуществляют поиск и

выделение необходимой

информации.

Применяют методы

информационного поиска (П)

6.Физкультурная

минутка

Физминутка «На лугу»

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (
Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (
Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (
Затем коснуться правой ступни)

Вот ромашка, василек, Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер и направо, и налево. (
Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (
Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (
Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (
Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (
Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (
Садятся дети на места).

Повторяют движения за учителем.

  1. Контроль знаний:

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции

Организация деятельности учащихся по первичному закреплению.

Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле». В них звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Ведь и с людьми так же. Мы же не знаем всех людей, живущих на Земле. Даже в родном посёлке мы не всех знаем.

И вот появляется в сказке девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить.

- Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка?

(Девочка была в лагере одна, без мамы и скучала по ней)

- Как помогли дети цветку? (Ухаживали за ним)

Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету».

- Только ли о потомках цветка идёт здесь речь?

(Нет)

-  Речь идёт о людях. Ведь каждый человек самый лучший, единственный. И каждый человек достоин понимания, сочувствия и помощи. Изначально в человеке заложено добро, ведь все дети добрые, любящие и жалостливые. Это со временем души некоторых черствеют, ожесточаются. Но если мы будем следовать божьим законам, жить по этим заповедям, то такого не случится.

Давайте подумаем, вспомним, обратимся к своему жизненному опыту, в каких случаях человек может проявить сострадание и милосердие?  Случалось, ли вам когда-нибудь это делать?

- Запомните, ребята, что доброе сердце никогда не останется безучастным, оно всегда поймёт, пожалеет и поспешит на помощь.

Обсуждают проблемные вопросы, связанный с темой урока.

Учащиеся высказывают свои предположения

Оценка (самооценка, взаимооценивание) (Р)

Оценивают достигнутый результат. Определяют последователь-ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р).

Коррекция (Р)

8. Рефлексия деятельности

Возьмите лежащий перед вами цветок. Мы назовём его «Цветок добрых дел». (Приложение 4)

 Напишите на каждом лепестке добрые дела, которые вполне по силам выполнить вам и что вы делаете или будете делать, чтобы приносить добро ближним, а это и ваши близкие люди, и животные, и просто незнакомые люди. Если вы затрудняетесь, то на экране есть цветок-помощник. 

Кто закончит прикрепит свой цветок на «Поляну Добра» (работа в группах, создание общего плаката на ватмане)

Чтобы сохранить себя как личность и создать вокруг себя мир добра, красоты и справедливости, по мнению святого Иоанна Кронштадтского, нужно выбрать для себя ориентирами – милосердие,  сострадание и любовь к ближнему.

Я надеюсь, вы и сами уже пришли к какому-то мнению.  Чтобы сделать об этом вывод, из предложенных фраз закончите предложения:

Сегодня я узнал ….

Я понял, что….

Урок дал мне….

Меня удивило….

Мне захотелось….

Я приобрел ….

(Методика ПОПС-формулы

П- позиция

О – обоснование

П – пример

С – следствие)

А закончим мы урок таким стихотворением:

Если ближний замёрз – согрей,

Если он не одет – одень,

Если голоден – накорми,

Если жаждет он – напои.

Если он скорбит – утешай,

Заболеет он – навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтобы ты всех любил.

 

В заключение нашей встречи хочу сказать помните: «Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!»  

Составляют цветок, подводя итоги.

Умение структурировать знания (П –общеучебные)

Управление поведением (К)

Умение выражать свои мысли (К)

Контроль (Р)

Оценка (самооценка, взаимооценивание) (Р)

9. Домашнее задание

Задание на выбор: 

1.Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по - разному. В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.

2.Подготовить рассказ о героях литературных произведений или притч, которые бескорыстно творят добро.

3.Нарисовать мир добра таким, каким его себе представляете.

                       Спасибо за урок!

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)

Литература, источники:

1.О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович. От добрых слов – к добрым делам. [Сборник дидактических материалов «Доброслов» ч.1 ч.2] - Смоленск: - Свиток, 2016. 

2. Л. Н. Урбанович. Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт [научно-методическое пособие]. Смоленск: И. А. Фанманкова, 2014.

3.Г.А. Обернихина. Основы православной культуры 4 класс [методическое пособие] М: - Просвещение

4.Назаров В.Н. и Сидоров Г.П. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах [1989].

5.Ж.В.Лукашенкова. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Смоленск: - СПДС, 2013.

Приложение 3

        Словарик

Самарянин – символизирует человека-врага. Самарянам не положено было общаться с иудеями, евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними.

Священник – еврейский духовный вождь, "сведущий в законе", "учивший ему", "учитель закона", то есть, специалист по изучению Закона и обрядовых предписаний.

 Левит - служитель религиозного культа, левиты охраняли порядок при богослужении, руководили народом, были музыкантами и пели псалмы, составляли почетную храмовую стражу.

Динарий - название римской серебряной монеты

Иерихон -– это город. Из Иерусалима в Иерихон идти нужно было через пустыню, в которой жили разбойники. 

Приложение 4

http://www.abc-color.com/image/coloring/flowers/004/sotsvetie/sotsvetie-picture-color.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....

открытый урок по теме "Жизнь дана на добрые дела".

Урок разработан для учащихся 4 класса.  На уроке продолжается знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями.Задачи:воспитывать доброжелательность, доброту;умение видеть красоту в простом и о...

Классный час "Чтобы любить родителей надо научиться…"

Воспитание обучающихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей....

Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела».

Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текст...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ...

Урок чтения "Жизнь дана на добрые дела"

Презентация к уроку чтения по теме "Жизнь дана на добрые дела"...