Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;
учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела».
Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;
учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.
Планируемые результаты освоения темы:
осмысление особенностей повествовательного текста; умение характеризовать героя текста; умение сравнивать сюжеты, сравнивать героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; деление текста на смысловые части, составление плана; подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного; определение главной мысли, соотнесение пословицы с изучаемым материалом.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1.
Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.
Ход уроков
- Организационный момент.
Здравствуйте, мои друзья!
Нашей встрече рада я!
Разрешите вас обнять,
Всем удачи пожелать.
выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.
2.Игра «Добро–зло»- мозговой штурм
Первый шаг к доброте – это доброе слово.
Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором – отвечать –добро или зло.
*Перебивать во время разговора?
*Обозвать обидным словом соседа?
*Извиниться за вынужденное опоздание?
*Уйти и не попрощаться?
*Помогать родителям?
*Не уступить место старшим в автобусе?
* Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
*Поздороваться при встрече?
*Толкнуть и не извиниться?
*Помочь поднять упавшую вещь?
*Не снять шапку, когда заходишь в школу?
*Говорить «Спасибо» за подарок?
*Громко разговаривать?
4.Притча (видео ролик)
Предварительная работа
5.Проверка домашнего задания
Работа с вопросом №2 учебника.
Прочитайте ещё раз тему изучаемого раздела. Соотнесите её с теми произведениями, которые прочитали.
Почему юмористические рассказы включены в тему «Жизнь дана на добрые дела»?
Как по-другому можно было озаглавить раздел?
Предложите свои варианты.
Все ли рассказы, прочитанные в этом разделе, можно назвать юмористическими?
Почему?
Работа с вопросом №5 учебника.
При выполнении этого задания требуется составить план выборочного пересказа:
определить фрагмент для выборочного пересказа (одно событие, портрет героя, характеристика героя, описание поступка, который совершил герой);
Памятка:
1.Подчеркнуть главные (ключевые) слова, на которых будет строиться пересказ текста;
2.Распространить эти слова, составив предложение;
3.Пересказать текст;
4.Определить, какие важные слова, словосочетания при пересказе упустили;
5.Повторно пересказать текст;
6.Самостоятельно оценить пересказ;
7.Получить оценку товарищей по классу.
Работа с вопросом №6 учебника.
Кому из героев могут быть адресованы слова «Жизнь дана на добрые дела». Замените это высказывание близкими по смыслу пословицами или поговорками.
Работа с вопросом №7 учебника.
Прочитайте все пословицы.
Прочитайте только те пословицы, которые вы слышали, знаете. В каких случаях употреблялись эти пословицы?
Какими пословицами можно заменить название нашего раздела?
Работа с вопросом №8 учебника.
Группа работает с одной пословицей и представляет произведения, соответствующие ей.
Установи соответствие: название произведения, автор, подсказка (пословица, цитата из текста, опорные слова)
Н. Носов | «Огурцы» | «Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала». |
М.Зощенко | «Не надо врать» | «На обмане далеко не уедешь»? «И я ничего не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане». |
Л. Каминский | «Сочинение» | Так ладно врёт, что сам себе верит»? |
«Через тридцать лет» | бильярд, шарик, подарки. | |
«Трудная задача» | радио, задачник, песня, блоха, колокольчик. | |
притча | «Что побеждает» | Самая трудная борьба — самого себя побороть. |
«Что важнее» | В какой семье любовь да совет, в той и горя нет. | |
В.Драгунский | «Где это видано, где это слыхано…» | «Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок». |
6 Тестирование
7. Изготовление коллажа.
- Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
8. Рефлексия. Итог занятия.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сад
Прочитайте текст.
В. Железняков
История с азбукой
После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно
в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже
едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.
— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?
Никакого внимания.
— Может быть, потеряла что-нибудь?
Сидит как статуя, не шелохнётся.
Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.
Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.
— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?
— Нет, — отвечает, — я домой не пойду.
— Что же, ночевать здесь будешь?
— Не знаю.
Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Н о
тут меня совесть заела, и я вернулся.
— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он — раз два! — «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.
Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.
— Ну и хорошо. Поеду в больницу.
Честное слово, она была ненормальная.
— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?
— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.
Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
— Ну и что же?
— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
— Сильна ты обещать! — сказал я. — В один день всю азбуку!
Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!
— Я не врала, я просто не знала.
Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.
— Буквы учат целый год. Это непростое дело.
— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо,
а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. — Сейчас она должна была заплакать.
— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не
заплакала.
— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.
Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.
— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить?
Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.
— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.
— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.
Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.
— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула
девочка в спину брату. Но он даже не оглянулся.
Тогда я догнал его.
— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.
— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.
У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.
— Боже мой, какая трагедия! — говорю. — Я сегодня приду
к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за
железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?
— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.
Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.
— Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?
Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
— Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться целый год.
— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка. —
И плакала ваша Сибирь.
— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
— Все ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?
Наступило молчание.
Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере. Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.
— Между прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Есть такое всемирно известное имя.
У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.
Выполните задания: (всему классу)
1.Определите жанр данного текста.
2.О чём рассказывается в тексте. Отметьте:
о дружбе Юры и маленькой девочки;
о том, как девочка пошла в школу;
о том, как девочка хотела помочь своему брату.
5.Какими качествами характера обладала девочка?
6.Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой
1 группа | 2 группа | 3 группа |
3.Разделите текст на части. Составьте план этого текста. 4.Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный)- памятка | Составить 5 вопросов в форме теста | Написать отзыв. |
Памятка: 1.Подчеркнуть главные (ключевые) слова, на которых будет строиться пересказ текста; 2.Распространить эти слова, составив предложение; 3.Пересказать текст; 4.Определить, какие важные слова, словосочетания при пересказе упустили; 5.Повторно пересказать текст; 6.Самостоятельно оценить пересказ; 7.Получить оценку товарищей по классу. |
Приложение:
Мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому дети я всегда стремился».
Ключ:1 вариант
1.1-2,2-3,3-1 2.-б 3.-г 4.Хотела привлечь внимание, ей казалось, что Миньку больше любили. 5.-а 6.-б 7.-б 8.-в |
Ключ:2 вариант
1.1-1,2-3,3-2 2.-а 3.-б 4.Сын сказал правду. 5.-б 6.-а 7.-б 8.-а |
Сатира-это 1.Обличающая, бичующая ирония.
2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Тема: “Жизнь дана на добрые дела”. 3 класс.
Тема: “Жизнь дана на добрые дела”.Сергей Козлов “Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды”.Цели: Расширить и углубить знания детей о понятии добра на основе литературных произведений, музыки, пословиц ...
Презентация на тему: "Жизнь дана на добрые дела"
"Хочешь, чтобы тебя любили? Делай людям ты добро! Очень скоро убедишься - поступаешь ты умно!"...
Контрольная работа по литературному чтению. 2 класс. УМК «Перспектива». Тема: «Жизнь дана на добрые дела».
Ф.И. _____________________________________________________Контрольная работа по литературному чтению. 2 класс. УМК «Перспектива».Тема: «Жизнь дана на добрые дела».1. Соедини ст...
открытый урок по теме "Жизнь дана на добрые дела".
Урок разработан для учащихся 4 класса. На уроке продолжается знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями.Задачи:воспитывать доброжелательность, доброту;умение видеть красоту в простом и о...
тест по теме "Жизнь дана на добрые дела"
Соответствует требованиям формирования нравственной личности в условиях реализации ФГОС. Способствует формированию УУД учащихся 3 класса: помогает формулировать цель деятельности на уроке, выска...
Внеклассное мероприятие на тему: «Жизнь дана на добрые дела»
Доброта - вещь удивительная, она сближает как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одино...