Урок, каким он должен быть.
материал
Основные аспекты урока с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_trebovanija_k_sovremennomu_uroku.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические требования к современному уроку:
Урок- это логический законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно- воспитательного процесса. Основные требования к уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов и приемов, и средств обобщения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
Условия организации урока: социально-педагогические и психолого-дидактические.
Социально-педагогическим условиям относятся:
- наличие квалифицированного, творчески работающего условия с хорошей дидактической и методической подготовкой;
- наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;
- наличие учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующим образом оборудованного помещения;
- наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.
Психолого-дидактическим условиям относятся:
- высокий уровень обученности учащихся соответствующий данному моменту, этапу обучения;
- наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и труда, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности под руководством данного преподавателя;
- соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
Правилами организации урока относятся:
- определить цель (чего надо достигнуть);
- подготовить содержание учебного материала, то есть определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь с жизнью, с практикой, с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий; определить системы учебных заданий и самостоятельных работ; установить оборудование урока, а также основные и дополнительные источники информации;
- определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
- выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.
- определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения.
- все дидактические задачи должны решаться на этом же урока и не переноситься на домашнюю работу.
Дидактические основы
построения учебного процесса на уроке.
Эффективность урока зависит от правильного определения каждого из структурных компонентов и их сочетания.
- Мотивационно-целевой компонент.
Выдвижение цели урока учителем, совместное с учащимися определение задач урока.
- Содержательный компонент.
Соответствие целям урока. Научность. Доступность. Логичность и последовательность. Практическая направленность. Воспитывающий потенциал. Развивающие возможности.
- Операционно-деятельностный компонент.
- Методы обучения:
По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.
Методы обучения на уроке должны соответствовать:
- задачам урока,
- характеру и содержанию учебного материала,
- уровню знаний, умений, навыков учащихся,
- материальному обеспечению урока,
- личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства,
- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся.
- бюджету времени.
- Методы воспитания:
Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.
- Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Оценочно-результативный компонент: ведение оперативного контроля, корректировка процесса обучения, совместная оценка достигнутых результатов.
Структура планирования урока.
I. Тема.
- Цель урока: образовательная, воспитательная, развивающая.
- Тип урока: комбинированный урок, урок формирования новых знаний, урок обобщения и систематизации изученного, урок контроля и коррекции знаний, умений, уроки практического применения знаний, умений. (Схема типов урока , с указанием этапов и список видов нестандартных уроков в приложении № 1, № 2)
- Методы обучения ( см. выше). Форма обучения.
- ТСО.
II. Актуализация.
а) опорные знания; б) способы формирования интереса, в) формы контроля.
III. Формирование новых понятий и способов действий.
а) указываются новые понятия; б) указываются приращения в знаниях, в) определяется тип самостоятельной работы; г) проблемные и информационные вопросы учителя.
IV. Применение.
а) какие умения и навыки формируются; б) определяются способы получения обратной связи.
V. Домашнее задание.
Основные звенья современного урока.
1.Организационный момент характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
- Проверка домашнего задания.
- Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
- Постановки цели занятия перед учащимися.
- Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении ( в том числе смена вариантов) по образцу.
- Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
- Домашнее задание к следующему уроку.
- Подведение итогов урока.
Типы уроков.
Типы уроков.
- Изучение нового материала.
1 | 4 | 5 | 6 | 11 | 12 |
- Урок формирования умений, навыков.
1 | 3 | 4 | 7 | 8 | 10 | 11 | 12 |
- Урок применения знаний, умений, навыков.
1 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 |
- Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
1 | 4 | 7 | 8 | 11 | 12 |
- Урок повторения.
1 | 2 | 4 | 7 | 8 | 10 | 11 | 12 |
- Повторительно-обобщающий урок.
1 | 4 | 9 | 10 | 11 | 12 |
- Урок проверки знаний.
1 | 4 | 10 | 11 | 12 |
- Комбинированный урок.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 11 | 12 |
Основные звенья, этапы современного урока.
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний умений для подготовки к новой теме.
4. Постановка цели занятия перед учащимися.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
10. Контроль за результатом учебной деятельности, осуществляемой и учителем и учащимися, оценка знаний.
- 11. Домашние задания к следующему уроку.
12. Подведение итогов урока.
Типы нестандартных уроков.
- Уроки – «погружения».
- Уроки- деловые игры.
- Уроки- пресс-конференции.
- Уроки- соревнования.
- Уроки типа КВН.
- Театрализованные уроки.
- Уроки- консультации.
- Компьютерные уроки.
- Уроки с групповыми формами работы.
- Уроки взаимообучения учащихся.
- Уроки творчества.
- Уроки- аукционы.
- Уроки, которые ведут учащиеся.
- Уроки- зачеты.
- Уроки- сомнения.
- Уроки- творческие отчеты.
- Уроки- формулы.
- Уроки- конкурсы.
- Бинарные уроки.
- Уроки- обобщения.
- Уроки- фантазии.
- Уроки-игры.
- Уроки- суды.
- Уроки поиска истины.
- Уроки- лекции «парадоксы».
- Уроки- концерты.
- Уроки- диалоги.
- Уроки- «Следствие ведут знатоки».
- Уроки- ролевые игры.
- Уроки- конференции.
- Уроки-семинары.
- Интегральные уроки.
- Уроки- «круговая тренировка».
- Межпредметные уроки.
- Уроки- экскурсии.
Уроки- игры «Поле чудес»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каким должен быть современный урок?
В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...
Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях на уроках русского языка в нача...
Разработка урока окружающего мира по теме "Воздух должен быть чистым"
Урок - презентация разработан для учащихся 2 класса . Так же урок может быть проведен и в 3 классе. В плане урока необходимо заметить ссылку на страницы учебника в соответствии...
Каждый урок должен быть эффективен - главная задача педагога.
Каждый урок должен быть эффективен - главная задача педагога....
«Cовременный урок в свете требований ФГОС: каким он должен быть.» Выступление на методическом обьединении.
Выступление на методическом обьединении....
Каким должен быть урок
Методические рекомендации к проведению тренировки...
Каким должен быть урок в современных условиях?
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться».Каким же должен быть современный урок, чтобы решалась эта задача...