Авторский факультативный курс "Валеологическое образование в начальной школе"
методическая разработка (2, 3 класс)
Факультативный курс направлен на укрепление здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 280 КБ |
Доклад "Как научить детей быть здоровыми " | 121.5 КБ |
VI зональные педагогические чтения | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в XXI в. она становится первостепенной. В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, на современном этапе развития школы одной из приоритетных задач образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди обучающихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза.
Факторы, влияющие на развитие и состояние здоровья детей. Одни из них укрепляют здоровье, другие – ухудшают его (факторы риска): образ жизни (50% в общей доле влияния); внешняя среда (20%); наследственность (20%); качество медицинского обслуживания (10%).
Видно, что основным фактором , формирующим здоровье, является образ жизни человека , который включает в себя следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье , в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения . Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении.
В рамках обозначенной проблемы (формированию потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста ) мною в 2004 году был разработан и успешно апробирован в течение двух лет (2006/2007 уч. г., 2007/2008 уч. г.) факультативный курс занятий «Валеологическое образование в начальной школе».
Цели курса: сформировать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью; помочь детям осознать ценность здоровья, ответственность за его сохранение и укрепление; расширить гигиенические знания и навыки обучающихся.
Валеология (лат. vale – общепринятая в Древнем Риме форма приветствия «будь здоров») – наука о здоровье, здоровом образе жизни Концептуальной основой данного курса являются положения И.И. Брехмана о методах активного формирования здоровья и Р.И. Айзмана о воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни.
Концепция курса строится на соблюдении следующих принципов: у каждого ребенка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать; здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять; здоровье – это результат собственного творчества.
Курс интегративен и динамичен, его содержание строится на сведениях ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами валеологии (ОБЖ, физическое воспитание и др.)
Данный факультативный курс может быть автономным либо входить в программу предметов естественно-научного цикла отдельными составными частями. Его элементы можно широко использовать в воспитательной работе, отдельные темы включать в соответствующие разделы курса «Окружающий мир».
Программа факультативного курса рассчитана на два года обучения (68 часов). Первый год обучения предусматривает 34 занятия по 1 часу в неделю. Учебный курс первого года обучения включает в себя шесть основных тем и предназначен для вторых классов четырехлетней начальной школы. Второй год обучения предусматривает также 34 занятия по 1 часу в неделю. Учебный курс второго года обучения включает в себя три основные темы и предназначен для третьих классов четырехлетней начальной школы.
Программа разработана для учителей четырехлетней начальной школы, поэтому может быть использована в зависимости от уровня развития класса или по другим причинам соответственно во 2 и 3 классах или в 3 и 4 классах четырехлетней начальной школы. Педагог может планировать занятия и самостоятельно, в зависимости от своих возможностей, количества выделенных часов, времени и условий проведения, а также с учетом возможностей обучающихся.
Содержание тем занятий факультативного курса «Валеологическое образование в начальной школе» Тема Содержание Кол - во часов Первый год обучения (34 часа, 1 час в неделю) Наука – валеология. Что она изучает? Вводное занятие 1 Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Утренняя гимнастика, физическая культура, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе. Практические работы: составление свода правил здорового образа жизни, работа с часами, составление режима дня. Чистка зубов. Опыты, наблюдения. 11
Тема Содержание Кол - во часов Здоровье и питание. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Режим питания. Экскурсия в школьную столовую. 2 Твое самочувствие. Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным. Настроение в школе, после школы. Поведение в школе. 4 Здоровье и болезни. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит, что нужно знать о прививках и лекарствах. Как избежать отравлений. Практическая работа: комплектование классной аптечки, определение пульса. Экскурсия в школьный мед. кабинет. 6 Здоровье и безопасность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях: безопасность при любой погоде; правила поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде; правила обращения с огнем, противопожарная безопасность; как уберечься от поражения электрическим током, от порезов, ушибов, переломов, от насекомых; предосторожности при обращении с животными. 9
Тема Содержание Кол - во часов Сегодняшние заботы медицины. Беседа с обучающимися об основной задаче современной медицины – растить здоровых людей. 1 Второй год обучения (34 часа, 1 час в неделю) Здоровье человека. Повторение пройденного материала. 1 Культура здорового образа жизни. Воспитание в себе уверенности, бесстрашия, сдержанности. Как отучить себя быть злым, завистливым и жадным, говорить неправду. Почему мы не слушаемся родителей? Правила культурного поведения в обществе: за столом, в гостях, с друзьями, с больными и беспомощными, в общественных местах. Как следует относиться к подаркам, к одежде, к наказаниям и поощрениям. Культура разговорной речи. Эмоции, стресс, чувства и поступки человека. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями, чувствами. Практические работы : зарисовки, сервировка стола, составление приглашения, работа с зеркалом, аутотренинг. 17
Тема Содержание Кол - во часов Вредные привычки. Почему некоторые привычки называют вредными. Как отучить себя от вредных привычек. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение. Правила здорового образа жизни. Практическая работа: зарисовки. 6 Основы безопасности жизнедеятельности. Как вести себя при сигнале «Внимание всем!» Поведение во время пожара, наводнения, радиационной обстановки, штормового предупреждения. Первая помощь при несчастных случаях. Практическ ая работ а : работа с СИЗ (средствами индивидуальной защиты), работа с планом эвакуации при пожаре, оказание первой помощи при несчастных случаях (подготовка и наложение холодного компресса, повязок, шины, обработка раны, как правильно забинтовать рану). Экскурсия по школе (знакомство с запасными выходами). 8 Обобщение. Охрана здоровья. Резервные уроки. Практическая работа : взвешивание, измерение роста, подсчет пульса, выпуск стенной газеты. 2
Тема «Ты и твое здоровье» Методический комментарий к занятию «Дружи с водой» Речевая разминка: продолжи «Сказку о микробах». Беседа по теме. Работа с плакатом «Как надо правильно мыть руки». Оздоровительная минутка. Игровая ситуация «Вредные советы» (по Г. Остеру). Советы доктора Воды.
При проведении речевой разминки учащиеся коллективно придумывают продолжение «Сказки о микробах». Начинает учитель : «Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто – то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе. Лежат себе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье….». - Ребята, что могло произойти дальше? - Что помогает нам победить микробов? (Вода.) Далее идет беседа о пользе воды для человека. На доску вывешивается плакат с пошаговым алгоритмом мытья рук: -Сильно намочите руки. -Пользуйтесь мылом. -Намыливайте руки с обеих сторон. -Намыливайте руки между пальцев. -Полощите руки чистой водой. -Вытирайте руки насухо полотенцем. -Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой. Ученикам предлагается продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук. Дети заучивают слова «От простой воды и мыла у микробов тают силы». Во второй части занятия идет анализ игровой ситуации по стихотворению Г.Остера «Вредные советы». Учащимся предлагается нарисовать портрет человека, который выполнил эти вредные советы, и ответить на вопрос: «Красивый ли человек получился?». Затем дети высказывают свое мнение об этих советах. В конце занятия даются советы доктора Воды: -Раз в неделю мойся основательно. -Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши. -Каждый день мой ноги и руки перед сном. -Обязательно мой руки перед едой, после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
За время работы по данному курсу установлено его положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Благодаря урокам здоровья у ребят сформировался высокий устойчивый интерес к своему здоровью, повысилась внутренняя мотивация здорового образа жизни, появилось стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
В процессе работы проводилось постоянное наблюдение за дина- микой развития у обучающихся интереса к знаниям в области валеологии: Результаты анкетирования обучающихся: Отдают предпочтение занятиям по валеологии в сравнении с другими учебными предметами
Результаты анкетирования родителей: Динамика роста интереса у детей к укреплению своего здоровья (соблюдение режима дня, правильное питание – горячие обеды, утренние процедуры и гимнастика, режимный просмотр телепередач, прогулка на свежем воздухе, безопасное поведение)
Результаты работы:
Это позволило сделать следующие выводы: Занятия по валеологии повышают интерес обучающихся к своему здоровью. Устойчивый интерес школьников к своему здоровью ведет к формированию системы знаний о здоровом образе жизни. Владея системой знаний, ребенок способен сам формировать свое здоровье (сохранять и укреплять), осуществлять активную оздоровительную деятельность. Только здоровый ребенок успешно обучается, достигает высокого уровня социальной адаптации и получает возможность к полной самореализации.
Практический выход Авторский факультативный курс «Валеологическое образование в начальной школе»: отмечен Дипломом лауреата III степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации–2007 г.»; отмечен Дипломом II степени первого Всероссийского конкурса «Организация учебно –воспитательного процесса, научно – исследовательской, методической и экспериментальной работы в ОУ», 2007г.; размещен в электронной базе данных «Педагогический опыт» СОИУУ в 2009 году (региональный уровень); рекомендован методической службой г. Десногорска к использованию в школах города, 2010г; опубликован в методическом издании Федерального уровня: в журнале «Управление начальной школой» №2/февраль/2010г., статья «Валеологическое образование в начальной школе» (Факторы, формирующие здоровье обучающихся. Концепция, структура, цели, содержание факультативного курса. Условия эффективности занятий. Особенности работы учителя); используется учителями начальной школы при проведении внеурочной деятельности (спортивно – оздоровительное направление).
Закончить свое выступление хочется словами Г.Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Учите детей быть здоровыми…
Предварительный просмотр:
Е.Д. Басова, учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Как научить детей быть здоровыми
Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в XXI в. она становится первостепенной. В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, на современном этапе развития школы одной из приоритетных задач образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Что такое здоровье? Всемирная организация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и лучше, но результат получается – увы,… По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза, а среди школьников – подростков – в 2,1 раза. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10 – 15%.
Следует знать, что существует ряд факторов, влияющих на развитие и состояние здоровья детей.
Одни из них укрепляют здоровье, другие – ухудшают его (факторы риска). Их объединяют в четыре группы:
- образ жизни (50% в общей доле влияния);
- внешняя среда (20%);
- наследственность (20%);
- качество медицинского обслуживания (10%).
Видно, что основным фактором, формирующим здоровье, является образ жизни человека, который включает в себя следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Естественно, что в зависимости от того, какими будут составляющие, таким будет и образ жизни, следовательно, и здоровье человека в целом.
В свою очередь, здоровье - это основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении.
В этой связи перед школой встают сразу две задачи. Во – первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение. А во – вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Творческая группа учителей начальных классов нашей школы приоритетным направлением своей деятельности выбрала работу по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста. В рамках обозначенной проблемы по данной теме мною был разработан факультативный курс занятий «Валеологическое образование в начальной школе».
Валеология – наука о здоровье. Она помогает понять необходимость быть здоровым, учит правилам здорового образа жизни, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой.
Разработанный и предлагаемый мною факультативный курс занятий «Валеологическое образование в начальной школе» нацелен на то, чтобы научить детей быть здоровыми: формирование бережного отношения к своему здоровью, осознание ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Концептуальной основой данного курса являются положения И.И. Брехмана о методах активного формирования здоровья и Р.И. Айзмана о воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни.
Концепция факультативного курса по сохранению и укреплению здоровья строится на соблюдении принципов:
- у каждого ребенка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;
- здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять;
- здоровье – это результат собственного творчества.
Основные принципы построения данного курса – интегративность и динамичность. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами валеологии (ОБЖ, эстетика, физическое воспитание и др.). В нем предусмотрено изучение таких валеологических вопросов, как личная гигиена, ее значение в укреплении здоровья; взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием; закаливание организма в домашних условиях; гигиена питания; культура здорового образа жизни; основы безопасной жизнедеятельности; отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни.
Основная цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом:
- формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, стремление творить свое здоровье, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих;
- формирование физических, интеллектуальных, эмоциональных и духовных ценностей через осознание человеческой природы в процессе образования:
- применение знаний и умений в согласии с законами природы, законами бытия;
- развитие основных навыков личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания, личной безопасности, культуры здорового образа жизни и принятия самостоятельного решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.
Реализация выдвинутых целей позволяет решать следующие задачи:
- формирование потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию;
- формирование опыта самопознания.
Данный факультативный курс может быть как автономным, так и отдельными составными частями входить в программу предметов естественнонаучного цикла. Его элементы можно широко использовать в воспитательной работе. Отдельные темы можно органично включать в соответствующие разделы курса «Окружающий мир».
Курс состоит из 8 взаимосвязанных тем (всего 68 часов), порядок изучения которых выбирается в зависимости от конкретных условий, но первая тема должна быть базисной, стержневой, с определением понятий, без которых дальнейшее понимание материала будет затруднено.
Основные темы, которые изучаются в рамках факультативного курса:
1 год обучения:
- ты и твоё здоровье;
- здоровье и питание;
- твое самочувствие;
- здоровье и болезни;
- здоровье и безопасность;
2 год обучения:
- культура здорового образа жизни;
- вредные привычки;
- основы безопасной жизнедеятельности.
Для того, чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение учеником знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог должен учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Для этого создается поведенческая позиция ученика. Ее особенности:
- ориентация на личностное восприятие окружающего мира – не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь, творец;
- личная ответственность за последствия своей деятельности: для себя, для других людей и для природы;
- сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
- глобальное восприятие: это нужно всем, значит, нужно и мне.
Методика работы с детьми должна строиться педагогом по следующим позициям:
- придерживаться требований личностно – ориентированного подхода к развитию индивидуальности каждого ребенка;
- делать акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей;
- не являться пассивным исполнителем данной программы, а представлять творческую личность, которую отличает эрудиция и любовь к детям.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало ребенка научить чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, есть здоровую пищу, переходить правильно дорогу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
На уроках здоровья оценок нет. На поставленный вопрос ученик может дать любой ответ. Он вправе ответить так, как считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Задача учителя с уважением принять его ответ таким, каким он есть.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, а также помочь приобрести знания, которые будут способствовать сохранению и укреплению их здоровья.
За два года работы по данному курсу я установила его положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Благодаря урокам здоровья у ребят сформировался высокий устойчивый интерес к своему здоровью, повысилась внутренняя мотивация к здоровому образу жизни, стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
В процессе работы я вела постоянное наблюдение за динамикой развития у учащихся интереса к повышению уровня знаний в области валеологии (увеличение на 25%), укрепления здоровья (на 28%) и повышения эффективности обучения в целом (на 8%) и пришла к следующим выводам:
- Занятия по валеологии повышают интерес учащихся к своему здоровью.
- Устойчивый интерес школьников к своему здоровью ведет к формированию системы знаний о здоровом образе жизни.
- Владея системой знаний, ребенок способен сам формировать свое здоровье (сохранять и укреплять), осуществлять активную оздоровительную деятельность.
- Только здоровый ребенок успешно обучается, достигает высокого уровня социальной адаптации и получает возможность к полной самореализации.
Закончить свою статью хочется словами Г.Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Учите детей быть здоровыми…
Использованная литература
Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. – Спб., 1997.
Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – Спб., 1995.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – Спб., 1998.
Залыгин В. Проблема здравообразования. // ОБЖ. – 2006 – май – с.44.
Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. – Спб., 1998.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – Спб., 1997.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2005.
Анкеты - Тесты Приложение 1
Диагностика состояния здоровья учащихся
№ п\п | Виды недомоганий. «Я испытываю…» | Всегда | Часто | Иногда | Никогда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Сонливое состояние | ||||
2 | Раздражительность, невозможность сосредоточиться | ||||
3 | Головные боли | ||||
4 | Боли в желудке | ||||
5 | Головокружение |
Ученик, отвечая на вопросы анкеты, должен поставить «+» в одной из предложенных колонок. Задача учителя – провести анализ анкет и составить сводную ведомость, в которой в процентном отношении будут отмечены ответы учащихся.
Проводить диагностику состояния здоровья учащихся следует не реже двух раз в год. Результаты обязательно должны сравниваться с предыдущими, и в зависимости от улучшения или ухудшения состояния здоровья детей приниматься соответствующие действия.
Тест «Твое здоровье»
Ставьте «+» или « - ».
- У меня часто болит голова.
- У меня часто бывает насморк.
- У меня больные зубы.
- Иногда у меня болит ухо.
- У меня часто болит горло.
- Каждый год я болею ОРЗ.
- Иногда меня тошнит.
- Некоторые продукты и лекарства у меня вызывают аллергию.
- Ко мне легко прилипают всякие болезни.
Чего получилось больше: «+» или « - »?
Анкета «Самоанализ здоровья»
Ответьте на вопросы письменно:
---Когда ты болел в последний раз?
---Чем болел?
---Какой врач тебя лечил?
---Выполнял ли ты рекомендации врача?
---В чем причина твоей болезни?
Прочитай свои ответы и подумай: хорошо ли ты заботишься о своем здоровье?
Тест «Оцени себя сам»
Поставь себе «5», если ты:
---любишь прогулки в любую погоду;
---любишь кататься на велосипеде;
---можешь подтянуться на турнике несколько раз;
---умеешь кататься на коньках и лыжах;
---любишь ходить в походы, на экскурсии;
---играешь в футбол, волейбол, баскетбол;
---умеешь прыгать через скакалку.
Если ты что – нибудь из этого не умеешь, дай себе слово, что обязательно научишься это делать. А самое главное, воспитай в себе силу воли!
Анкета на конец первого года обучения
- Сколько раз в день нужно есть?
- Когда нужно есть больше: во время завтрака, обеда или ужина?
- Когда полезно пить воду: до еды, во время еды или после?
- Что такое витамины?
- В каких продуктах их больше?
- Можно ли назвать человека здоровым, если у него ничего не болит, но он обижает людей, животных?
- Мешают ли плохие мысли здоровью человека?
- Сколько раз в день вы принимаете душ?
- Зачем человек принимает душ?
- Какие вы знаете упражнения для осанки?
- Какие ваши любимые продукты?
- В котором часу вы ложитесь спать?
- Как можно быть здоровым без лекарств?
- Что мешает человеку быть здоровым?
- Какие правила безопасного поведения вы запомнили?
Анкета по теме «Поощрения и наказания»
---Часто тебя наказывают?
---За какие проступки тебя наказывают?
---Какие виды наказания применяют?
---Как ты реагируешь на наказание?
---Часто тебя поощряют?
---Как тебя поощряют?
---За что тебя поощряют?
---Как ты думаешь, нужно ли наказывать детей и если да, то за что?
---Как ты думаешь, нужно ли поощрять детей?
---Что ты выберешь: деньги или похвалу?
Проведение анкет и тестов можно включить в занятия в соответствии с программным материалом. Они предлагаются учащимся для того, чтобы дети могли сами оценить состояние своего здоровья и предложить выход из сложившейся ситуации.
Анкета - викторина
Самое ценное, что есть у человека – это здоровье.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Как ты думаешь, что такое «болезнь грязных рук»?
- Почему нельзя пить сырую воду из открытых водоемов?
- Какие опасные ситуации возможны в городе?
- Назови причины пожара.
- Составь правила пожарной безопасности при разведении костра в лесу.
- Что такое гололедица? Когда она возникает и чем опасна для человека?
- Почему нельзя нырять в воду в незнакомых местах?
- Почему бездомные животные могут быть опасны для здоровья человека?
- Как можно привлечь внимание окружающих к твоей квартире, если дверь пытаются открыть?
Задание такого вида можно провести на занятии в качестве обобщения и систематизации знаний учащихся, а можно предложить для самостоятельной работы дома с включением элементов творчества: сделать рисунки – ответы к отдельным вопросам и оформить в виде доклада.
Физкультурные минутки Приложение 2
Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1 – 3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся.
Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8 – 20 минуте занятия). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.
Оздоровительные физкультминутки:
Общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц):
- «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременным хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла и покраснения ладоней.
- «Потягивание «кошечки». Исходное положение: сидя на стуле, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести впереди.
- Исходное положение: приподняться на носках. Сделать несколько энергичных движений тела влево и вправо, растирая носки ступней о массажный коврик до появления теплоты. Повторить упражнение, стоя на пятках.
- Исходное положение: сидя на стуле, поднять ногу, максимально сжать пальцы стопы, затем расслабить и потрясти ногой. Упражнение выполнять поочередности обеими ногами.
- Исходное положение: сидя на стуле – упор рук сзади. Поднять прямые ноги под углом 30˚ и удержать их в таком положении.
- Исходное положение: сидя, кисти рук к плечам, выполнять круговое вращение рук.
- Исходное положение: сидя, с опорой рук сзади. Выполнять круговое вращение прямыми ногами.
- Исходное положение: сидя с упором рук сзади. Поочередно поднимать прямые ноги и удерживать их в таком положении.
- Исходное положение: стоя, поднять руки вверх – вдох, наклониться вниз – выдох.
- Исходное положение: сидя, расслабиться, выполнить успокаивающие глубокий вдох и выдох. Повторить несколько раз (3 – 4 раза, чередуя их с позой «кучера» на расслабление).
- Потянуться 1 – 2 раза.
- Сесть ровно и спокойно подышать, а значит , отдохнуть.
- Походить по камушкам.
- Помассировать пальцы: правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. Тоже сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами (массаж).
Физкультурно – спортивные (традиционная гимнастика под счет):
- Исходное положение: сидя, кисти рук переплетены в замок и лежат на коленях. На счет 1 –ноги приподнять, на счет 2 – подтянуться руками к стопам, на счет 3 – 4 – расслабиться и вернуться в исходное положение.
- Исходное положение: сидя, руки лежат на коленях. На счет раз поднять плечи, 2 – обхватить коленку, прижать их к груди, 3 – сильный выдох, 4 –вернуться в исходное положение. Упражнение выполнять медленно.
- Исходное положение: сидя, спина прямая, попеременное закидывание ноги на ногу на каждый счет.
- Движения для головы: вверх – вниз – 8 раз, из стороны в сторону – 8 раз, круговое движение влево – 2 раза (на счет 4), круговое движение вправо – 2 раза (на счет 4).
- Движения плечами: пожать плечами – 8 раз, пожимать по очереди – 8 раз, круговое движение назад – 2 раза (на счет 4), круговое движение вперед- 2 раза (на счет 4).
- Движения для рук: поднять – опустить - 8 раз, скрестить впереди – 8 раз, круговое движение назад – 8 раз, круговое движение вперед – 8 раз.
- Движения для талии: вращение в правую сторону – 8 раз, вращение в левую сторону – 8 раз, дотянуться до носков ног по очереди – 8 раз, наклон влево/наклон вправо – 8 раз.
- Движения для коленей: поднять левое колено – 8 раз, поднять правое колено – 8 раз, поднимать по очереди – 16 раз.
- Движения для ступни/лодыжек: подняться на носки – 8 раз, круговое движение левой ногой – 8 раз, подняться на носки – 8 раз, круговое движение правой ногой – 8 раз.
- Растяжение тела/позвоночника: потянуться вверх – 8 раз, вытянуться вперед – 8 раз, наклониться – 8 раз, потянуться вверх – 8 раз.
Танцевальные (целесообразно проводить под популярную детскую музыку):
- Танцевальный шаг: 2 шага (правой, левой, правой, левой), шаг вперед, прыжок/хлопок, шаг назад, прыжок/хлопок. Повторить 2 раза.
- Танцевальный шаг: два шага (правой, левой, правой, левой), шаг правой в сторону, левую – к правой – 2 раза, шаг левой в сторону, правую – к левой – 2 раза. Повторить 2 раза.
Комплекс физкультминуток всегда заканчивать упражнением на восстановление дыхания.
Двигательно – речевые (чтение небольших веселых стихов и выполнение в соответствии с текстом движений):
- Мы отправились в поход
Посмотреть, кто как живет.
На пути у нас овраг -
Перепрыгнули вот так.
Переплыли Ниагару,
Посмотрели на Сахару,
И пришли мы вновь домой.
Вот такой наш шар земной.
- Один, два, три, четыре, пять –
Ходили классом мы гулять.
Ходили по лесу, по лугу,
Цветы мы собирали всюду.
Ромашки, лютики и кашки
Собрали наши первоклашки.
И вот такой букет у нас!
Украсим завтра весь наш класс.
- Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Вскинем наши пальчики,
Как ушками шевелят зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся – тише, тише.
Притихнем, словно в норах мыши.
- Поглядело солнце вправо,
А потом налево.
Лучи свои расправило
И нас теплом согрело.
- Руки как ветки,
А мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Мы тоже покажем -
Крылья сложить мы должны.
- Бегун – бежит,
Пловец – плывет,
А летчик водит самолет.
Шофер баранку крутит так,
А я пешком хожу вот так!
- Листок осенний желтый
На дереве висел.
Но дунул сильный ветер,
И листик полетел.
Летел он очень долго.
На землю тихо сел.
Тут ветер снова дунул,
И листик вновь взлетел.
Летел, кружился листик,
Как бабочка, порхал.
Но все же очень скоро
На землю он упал.
- За тучку солнце спряталось
На целую минутку,
А мы все дружно проведем
Физкультурную минутку.
- В ладоши мы похлопаем
И чуть – чуть потопаем.
Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали
Правою рукой носок,
Левой – потолок.
А потом присели
И тихонько сели.
- Мы читали, и писали,
И совсем не отдыхали.
Мы немножко отдохнем
И работать вновь начнем.
- Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри.
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
Гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз):
- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5 – 6 раз с интервалом в 30 секунд.
- Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторить 6 - 8 раз.
- Быстро моргать в течение 10 – 12 секунд. Открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторять 3 раза.
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
- Смотреть прямо вдаль 2 – 3 секунды, перевести взгляд на кончик пальца перед глазами на расстоянии 25 – 30 см и смотреть на него 2 – 3 секунды. Повторить 5 - 6 раз.
- Закрыт глаза, подушечками трех пальцев рук слегка подавить на верхние веки. Спустя 2 -3 секунды снять пальцы с век. Повторить 3 - 4 раза.
- Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками 10 – 15 секунд, открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторить 2 раза.
- Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10 – 12 раз.
- Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20 – 30 секунд.
- Исходное положение: сидя, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4 – 6 раз.
- Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Физкультминутки на регуляцию психического состояния:
- «Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
- Изгнать плохие мысли и успокоить мозг.
- «Не боюсь»
Проводится в ситуации, вызывающей у детей страх. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют эти строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, на контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
- «Очень хочется трудиться»
Проводится в ситуации, когда дети устали, а работа предстоит сложная (коррекция психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности). У детей глаза закрыты, повторяют про себя.
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!
- «Поза кучера на дрожках»
Саморегуляция спокойствия. Учитель делает указания сесть, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом. Предплечья должны свободно свисать. Мышцы максимально расслаблены. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках. Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены.
Начинать нужно с мышц лица, с освоения маски релаксации. Учитель медленно говорит, исполняющие все делают. Сеанс проводится один раз, но медленно, а застывшая поза затягивается. Затем дается команда вернуться в обычное положение в такой же последовательности.
- «Полный физический покой»
Цель: максимально расслабить мышцы тела, снять все мышечные зажимы. Учитель говорит слова, а все проговаривают про себя и расслабляются:
«Я расслабляюсь»;
«Полный физический покой!» (Все: «Покой»);
«Я расслабляюсь: мышцы шеи расслаблены, плечи расслаблены, мышцы рук расслаблены, кисти рук расслаблены»;
«Кисти рук расслаблены, руки кажутся плетьми, брошенными на колени»;
«Мышцы спины расслаблены, живот расслаблен».
По команде учителя круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны. Опускается по мышцам ног.
«Ноги расслаблены, мышцы голени, стопы…Каждый мой мускул расслаблен и вял. Покой. Полный физический покой».
Все мысленно про себя повторяют: «Я отдыхаю в саду. Я отдыхаю на пляже. Мне приятно состояние полного физического покоя».
- «Саморегуляция тонуса мимических мышц»
Учитель говорит: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке. Мое лицо как маска. Я хорошо чувствую себя. Мне хорошо. После медленного проговаривания вслух дается команда проговаривать команду про себя. После всех упражнений на самоуспокоение дается команда на окончание сеанса, и учащиеся принимают обычное состояние.
- «Выход из состояния самоуспокоения»
Учитель ведет счет до десяти. На каждый второй счет подается команда:
Раз, два – вы отдохнули.
Три, четыре –покой проходит.
Пять, шесть – появляются силы.
Семь, восемь – настроение бодрое.
Девять, десять – открыть глаза, улыбнуться, потянуться и почувствовать свежесть во всем теле.
- Учитель дает энергичную команду: «Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки» . Повторить 2 – 3 раза.
- «Психологическая установка на работу»
---Улыбнемся друг другу, дети.
---Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза).
Внимание мое растет.
Я как разведчик все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно (пауза).
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю!
- Сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу.
Креативные (творческие) физкультминутки:
На координацию движений и психологическую разгрузку:
- Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левой вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!» Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
- Сидя, надо одновременно носками ног отбить: левой ногой два удара, правой – три удара. Хлопнуть в ладоши и то же самое проделать, сменив ноги: левой – три удара, правой – два удара.
- Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
Оригинальные движения:
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. «Нет, - решили они, - мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь!
- Упражнение «Деревце» (для осанки):
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15 – 20 секунд). Опустите руки и расслабьтесь.
- «Упражнения животных»:
- «Жираф» - голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.
- «Осьминог» - круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
- «Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад вперед.
- «Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо – влево.
- «Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
- «Аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
- «Кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
- Описание и имитация движений животных:
Жираф – имеет длинную тонкую шею, может наклонять и вытягивать ее, совершать круговые движения, поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз. Встаньте и покажите, какие движения шеей совершает жираф.
Птицы –хлопают крыльями вверх – вниз, вперед – назад, чтобы лететь. Встаньте и проделайте эти движения при помощи рук.
Обезьяна –длинные руки до самого пола, поэтому она всегда наклоняется вперед, изгибается, доставая руками, пальцы ног, а также поднимает руки вверх и опускает. Поднимаем плечи, вращаем ими вперед, назад. Встаньте и наклонитесь вперед, как обезьяна; покажите, как вращаются руки и плечи обезьяны.
Лошадь – высоко поднимает ноги, когда бежит. Встаньте и поднимайте колени, как бегущая лошадь.
Аист – длинные ноги, стоит на цыпочках. Встаньте, поднимитесь на носки и опуститесь, как аист.
Кошка – гибкое существо с мягкими лапками. Встаньте и потянитесь всем телом, как кошка.
Сюжетно – ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях).
Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов). Задача – показать эмоциональное состояние персонажа.
Когнитивные (познавательные) физкультминутки:
Дидактические игры с движениями
.
Двигательные действия и задания (при загадывании загадки, отгадку учащиеся имитируют в движении).
Последние четыре вида физкультминуток представлены в методическом комментарии к занятиям как один из этапов занятия. Их можно применять в двойном качестве.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".
Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...
Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школы театральная постановка«Как тебя люблю я, мама!»
Театральная постановка....
Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школы «Олимпийские игры начинаются в школе»
Спортивно – концертное мероприятие....
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования» уч...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
Авторский факультативный курс "Валеологическое образование в начальной школе"
Факкультатив "Валеологическое образование в начальной школе" 3-4 класс...