Технология целеполагания
статья
Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако, представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности. Новые федеральные образовательные стандарты ввели в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_tselepolaganiya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология целеполагания
(из опыта работы)
Королёва Н.Н., учитель начальных классов
М.Б.О.У. «Баргузинская сош»
Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако, представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности. Новые федеральные образовательные стандарты ввели в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект,полноправного управленца и организатора учебной деятельности . Способность целеполагания одинаково важна как для учителя, так и для ученика. Учитель отыскивает, формулирует и переопределяет цели на всём протяжении образовательного процесса. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия. Чтобы цель урока стала значимой для каждого ученика, важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания .Что же такое цель в обучении?
«Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и который можно продиагностировать” (А.В.Хуторской).
Охарактеризовать цель - значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.Существует даже наука о целеполагании – матетика, которая доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, то есть предполагаемых плодов деятельности, для этого требуется следующее :
- наличие познавательного стремления ученика;
- определение учеником предмета своей цели;
- умение ученика определить свою связь с предметом цели;
- представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели,
-вербальное (словесное) формулирование цели;
- предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
- наличие средств для достижения цели;
-соотношение получаемых результатов с целью;
- корректирование поставленной цели.
Таким образом, цели должны быть реальны, достижимы , инструментальны, технологичны ,диагностичны
Цель моей работы: раскрыть, в чём заключается сущность целеполагания, насколько важно ставить цель на уроке.
Задачи: определить сущность целеполагания, его структуру и функции в развитии личности.
Предмет исследования - процесс развития целеполагания младших школьников в учебной деятельности.
С чего же начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Этап диагностики ученических целей проводится с помощью анкетирования. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него, например:
1) изучить материал учебника;
2) усвоить основные понятия и законы темы;
3) подготовить доклад по одной из проблем;
4) хорошо подготовиться к контрольной работе,
5) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме;
6) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
7) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы;
8) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;
9) проявить и развить свои способности (перечислить, какие );
10) организовать свою учебу по теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
11) научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы;
12) получить хорошую отметку;
13) научиться решать задачи и проблемы по теме;
14) свой вариант цели.
Так, цели:
1, 4, 12 свидетельствуют о формальной ориентации ученика в обучении;
2, 7, 13 - о наличии когнитивных мотивов;
3, 5, 8 – о креативных наклонностях;
6, 9, 10, 14 – о методологических приоритетах деятельности.
Диагностика показала:
формальные | когнитивные | креативные | методологические | |
1 класс | 87% | 8% | 12% | 9% |
2 класс | 90% | 25% | 36% | 30% |
3 класс | 100% | 40% | 57% | 38% |
Анализ ответов на анкету позволил мне судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях. Исходя из этого, подбираю конкретные задания, методы и формы обучения, как для всех учеников, так и индивидуальные для каждого.
Навыки целеполагания у учащихся формируются постепенно: вначале ученикам предлагается определить цель части урока – выполнения конкретного задания, затем – поставить цель урока и в конце – осознать ее достижение и сделать выводы. Если такие задания многократно повторяются, то индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация выступает поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате у детей формируются навыки соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания. Постепенно выстраивается отлаженная система педагогического общения, в которой ведущая роль принадлежит не только учителю.
В качестве примера: урок математики в 3 классе. Тема урока: «Построение
геометрической фигуры по её периметру»
«Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там звери с добрыми глазами,
Там жизнь любви полна,
Там чудо-озеро искрится…
Легенда гласит, что озеро маленькое, периметр его 36 м., а вот найти его никто не может, потому что люди не знают,как оно выглядит.»
Цель: узнать длину сторон, построить геометрическую фигуру.(цель определяют ученики)
Ещё дети захотели выяснить: можем ли мы увидеть это озеро, что растет на его берегах, какие птицы прилетают, а существует ли на самом деле такое чудо-озеро?
Класс делится на 3 группы: 1-ая группа предполагает, что это квадрат,2 группы выбрали прямоугольник. Зная формулу нахождения периметра ,ребята получили результаты, которые мы занесли в таблицу
прямоугольник | квадрат |
Р = (а + в) * 2 | Р = а * 4 |
Р : 2 = (а + в) ,значит | а = Р : 4,значит,длина сторон равна 9 м. |
а=17, в=1 | |
а=16, в=2 | |
а=15, в=3 | |
а=14, в=4 | |
а=13, в=5 | |
а=12, в=6 | |
а=11, в=7 | |
а-10, в=8 |
Узнать, почему получили много вариантов? (неизвестны оба компонента)
Сравнить полученные результаты и выбрать реальные размеры озера (водоём с размерами17*1, 16*2, 15*3, 14*4,13*5 будет больше напоминать канаву, пруд или канал, поэтому выберем ответы:12*6, 11*7, 10*8, 9*9 Результат: дети не только научились строить геометрическую фигуру по её периметру, но и создали продукт в виде рисунка, маленького сочинения. По внешним «плодам» можно судить о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся, потому что мои замечательные дети поняли,что чудо-озеро есть в душе каждого человека .Только кто-то об этом ещё не догадывается, а кто-то сам пьёт чистую воду и щедро поит других.
Если обращение к цели как к прогнозируемому результату является постоянным элементом технологии педагогического взаимодействия, то для учащихся умение ставить цель становится совершенно необходимым элементом учебной (как, вероятно, и любой другой) деятельности. Создание условий для определения учащимися собственных целей способствует реализации процессов саморазвития, самообразования, самоактуализации. Что и предусмотрено главной целью современного российского образования
Каковы же приемы формирования навыков целеполагания у учащихся?
- Достижение цели зависит от качества её формулировки:
так, формулировка типа: «Формировать у детей представление о хвойных деревьях»– целью не является, поскольку задаёт лишь направление деятельности, но не её конечный результат -продукт образовательной деятельности. Формулировка типа « Выяснить, почему хвойное дерево назвали лиственницей» - задаёт конечный продукт деятельности учеников, который может быть проконтролирован и оценен. Поэтому, формировать цель следует при помощи опорных глаголов: изучить, знать ,уметь , выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать...
2. Работа над понятием:
предложить для зрительного восприятия название темы урока, где необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.
- Подводящий диалог:
на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
4. Создание проблемных ситуаций:
чтобы ребёнок сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная
5. Постановка «привлекательной» цели:
суть заключается в следующем: перед учеником или учениками ставится простая, понятная, привлекательная цель. Она преподносится в виде уже достигнутого результата, свершившегося действия, которое ученик может представить настолько зримо, что уже в этот момент испытает чувство радости и наслаждения (победа в конкурсе, олимпиаде и т.д.). Ученику захочется испытать это чувство ещё раз, но уже по-настоящему, при свидетелях, чтобы получить признание своего успеха. Если ребёнок достигнет поставленной цели, он не захочет на этом остановиться: каждый успех, даже самый маленький, вызывает всплеск энергии , которая ведет к новым достижениям.
Каждый учитель владеет своими приёмами, которые способствуют развитию навыков целеполагания, т.е. совместной деятельности учащихся и учителя, позволяющей совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Использованная литература:
1.Андрианова Г.А. к.п.н. «Целеполагание и рефлексия- ключевые регулятивные действия» Москва ,2007
2.Хуторской В.А. д. п. н., чл.-корр. РАО, директор Института образования человека «Целеполагание и рефлексия в обучении» Центр дистанционного образования «Эйдос»,2012
3.Аствацатуров Г.О. «Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности» Волгоград, «Учитель»,2010
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целеполагание
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг дру...
Целеполагание в компетентностно-оринтированном уроке
В современных школах набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, определяющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций на...
Работа над целеполаганием
Требования ФГОС НОО воплощаем в жизнь. Статья поможет педагогам построить работу по формированию умений ставить цели....
Развитие творческого потенциала учителя на основе технологии педагогического целеполагания
Здесь представлен теоретический материал и фрагмент урока с использованием данной технологии...
Технология целеполагания как основа конструирования современного урока
Цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их сог...
"Технология целеполагания"
Практическое задание к курсу "Технология целеполагания"...
Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока
Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока...
- Мне нравится (1)