Технология целеполагания как основа конструирования современного урока
статья на тему
Цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_tselepolaganiya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
как основа конструирования современного урока
Меркурьева Ирина Михайловна
учитель начальных классов.
Методическое объединение.
10.01.2013
"Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться".
А.С.Макаренко
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных.
Для учителя урок – это
- единица времени
- основная форма учебного процесса
- «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса».
- «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».
- «момент истины» и многое другое.
.
Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.
Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Современный – это стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Таким образом, преобразование урока должно идти в контексте современных образовательных идей.
Что вчера было хорошо,
может считаться таковым и завтра.
Однако не должно.
Урок как система
- Урок как система состоит из элементов (этапов).
- Элементы урока (этапы) взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру урока:
- Урок как любая система должен иметь цель.
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
Педагогические цели и задачи урока образуют многоуровневую систему, включающую:
- Стратегические цели образования – изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в образовательном стандарте
- Общие и частные цели обучения – изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику;
- Дидактические цели урока – связаны с ключевым смыслом урока как основной формой организации учебного процесса – усвоения учебного материала
Цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик
- сам себе их поставил
- они понятны ему
- охотно усвояемы
Основными характеристиками целей сегодня являются
- конкретность
- привлекательность – побудительность
- достижимость
.
Целеполагание предполагает определенную последовательность шагов:
- Учет нормативных документов
- Анализ обстановки
- Установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению
- Выяснение имеющихся для этого ресурсов, сил и возможностей
- Выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых даст наибольший эффект, т.е. – формулирование ЦЕЛИ
Варианты определений понятия «цель»:
- планируемый результат
- ожидаемый результат определенных действий, осуществляемых самостоятельно или совместно с кем-то
- образ будущего результата
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
Цели должны быть:
- реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
- сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
- соотносимы с типом и содержанием урока
- личностно ориентированы
Традиционный подход к целеполаганию | Целеполагание «от ученика» | Задачи этапа урока (микроцели) |
ознакомить учащихся с … | будут знать | узнают… вспомнят… |
выработать умения … | будут уметь | повторят… научатся… |
закрепить навык | приобретут навык | закрепят… поупражняются… |
воспитывать интерес к предмету | смогут поразмышлять … задуматься о … смогут проявить … | поразмышляют… продемонстрируют… |
- воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.
Задачи (цели, микроцели) каждого этапа должны вытекать из общей (ведущей) цели урока. При формулировании задач «от ученика» тщательно продумывается целесообразность, польза любой деятельности. Появляется возможность дифференцировать, личностно ориентировать цели.
Пример:
Учащиеся | Уровень | Прогнозируемый результат |
Группа А | Коррекционный | Учащиеся усвоят понятия «вулканизм», «землетрясение»; получат представление об эпицентре, очаге землетрясения, происхождении вулканов |
Группа Б | Стандарт | то же + научатся описывать процессы землетрясений и вулканизма, объяснять причины их возникновения; научатся показывать на тематических картах районы распространения вулканизма и землетрясений |
Группа В | Повышенный | то же + смогут устанавливать закономерности размещения вулканов и землетрясений на основе сопряженного анализа карт; смоделируют правила поведения людей в опасной ситуации |
Предложение
- Планировать урок так, чтобы задачи (цели, микроцели) каждого этапа вытекали из общей (ведущей) цели урока.
- При формулировании задач «от ученика» тщательно продумывать целесообразность, пользу любой деятельности.
- По возможности дифференцировать, личностно ориентировать цели.
те результаты, которые планируем достичь
Результаты
предыдущего
урока
Целенаправленные действия по отбору
содержания учебного материала,
методов, форм и технологических приемов их реализации
Узелок на память:
Литература:
- Л.М.Плахова «Курс молодого бойца или Азбука директора школы», Москва, «Просвещение», 2005г.
- М.Г.Ермолаева «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», Санкт-Петербург, КАРО, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование современного урока в начальной школе.
Данная статья освещает основные моменты работы по конструированию современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС. Статья окажет помощь молодым педагогам в работе по стандартам второго поко...
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...
Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока литературного чтения».
В статье говорится о том, что развитие информационной грамотности у школьников является актуальной проблемой сегодняшней школы,так как человек в современном мире встречает значительные барьеры на пути...
Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока
Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока...
Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»
laquo;Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»...
Гуманно-личностная технология как основа построения современного образовательного процесса
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования человека.ФГОС ставит в центр школьного мироздания личность ребенка с его особенностями, потребностями, уникальной индивидуальностью...
Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»
Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»...