Работа над целеполаганием
методическая разработка на тему
Требования ФГОС НОО воплощаем в жизнь. Статья поможет педагогам построить работу по формированию умений ставить цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_celepolaganiem.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Калашник Т.А., учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия» г. Шелехов
Новые федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Остановимся на целеполагании - универсальном действии, которое становится базой для учебной деятельности.
Целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. Поэтому очень важно, чтобы цель была связана со всеми остальными компонентами педагогического процесса. Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. Кроме того, часто цели учебных программ существенно отличаются от реальных ориентиров у обучающихся, т.е. происходит рассогласование желаемого и действительного в обучении. Чтобы это предотвратить, необходимо включать обучающихся в процесс целеполагания с самого начала изучения курса.
В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.
Работа над целеполаганием предполагает включение в нее учащихся на различных уровнях:
1 уровень. Преобладание у учеников формальных целей, связанных с получением хорошей отметки, похвалы со стороны учителя или родителей, запоминанием конкретного материала и т.д.
2 уровень. Постановка учениками смысловых целей, связанных с осознанным восприятием материала учебного предмета.
3 уровень. Наличие творческих целей, предполагающих выполнение творческих заданий в ходе изучаемого предмета.
Продвижение учащихся в процессах целеполагания от формальных к творческим целям выводит их на более высокие уровни творческого самовыражения.
С чего же начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые. В качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое главное?» Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по математике?»
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс. Например, на первых уроках литературного чтения учитель вместе с учениками выясняет смысл занятий по предмету: что это за наука, какие вопросы и проблемы здесь поднимаются, зачем ее нужно изучать. Эти вопросы обсуждаются в ходе урока, включаются в классное или домашнее сочинение: «Что я знаю о литературе? Для чего мне изучать литературное чтение?» На занятиях ребята сопоставляют различные точки зрения на смысл предмета и соотносят со своей точкой зрения, формулируют цели собственного продвижения в материале курса литературного чтения.
Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей, формулировка целей учителем) для целеполагания позволяет выявить действительно личностно – значимые цели ребенка. Что ты ценишь в жизни больше всего? Что для тебя самое важное? Учеба , семья, деньги, дом, дружба, здоровье, родители, Родина.
Однако, данная методика представляет определенные трудности для учителя в обработке полученных ответов. Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы:
Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.
Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.
Креативные цели – составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины.
Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии.
Данную диагностику можно использовать при диагностике на основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою иерархию целей из предложенного набора.
Список целей:
1.Изучить материал учебника.
2.Усвоить основные понятия и законы темы.
3.Подготовить сообщение по одной из проблем.
4.Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.
5.Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
6.Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
7.Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
8.Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.
9.Проявить и развить свои способности.
10.Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
11.Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.
12.Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
13.Научиться решать задачи и проблемы по теме.
14.Свой вариант цели.
Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося:
- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении
-цели № 3,5,8 – креативные наклонности
- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы
-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности
-цели № 9,14 – самоорганизация
При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную таксономию целей.
Таксономия целей ( от греч. Taxis – расположенные по порядку и nomos – закон) – систематизированные банки подцелей (задач), соответствующих определенным областям или конкретному курсу. Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку достижения, подцели помогают учителю достигать общие цели курса.
В ходе изучения предмета учитель постоянно обращается к смыслам учеников, используя их как ориентиры при анализе результатов обучения. Но, естественно, для педагога иерархия целей будет включать и другие ориентиры, такие как государственный образовательный стандарт, учебный план ОУ, учебные программы по преподаваемой дисциплине.
Алгоритм процесса целеполагания, осуществляемого педагогом при планировании обучения по своей дисциплине, включает следующие шаги:
- формирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта;
- конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения;
-определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.;
- планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа).
Классификация целей, на которую можно опираться педагогу в процессе целеполагания, представлена так:
- нормативные государственные цели (общественные цели) – цели формирования знаний, умений и навыков; цели формирования отношений, цели формирования творческой деятельности;
- личностные цели делятся на две группы: цели обучающихся и цели педагогов - организационные цели, методические цели, цели формирования творческой деятельности, цели формирования отношений, цели формирования знаний, умений и навыков.
Часто низкая эффективность обучения связана с неопределенностью и расплывчатостью целей, поскольку, целеполагание является одним из наиболее важных и, вместе с тем, наименее сформированным компонентом в структуре деятельности педагогов.
Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Поэтому, цели должны быть:
- реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения);
- инструментальны, технологичны (определять конкретные действия по их достижению);
-диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результаты деятельности).
Определенную помощь в овладении процессом постановки целей на высоком технологическим уровне могут оказать исследования Б. Блума, который разработал технологию эффективного целеполагания. Рассматривая существующие в педагогической практике способы постановки целей, он определил степень их эффективности с точки зрения их направленности на конкретные результаты обучения. Типичные способы постановки целей и оценка их эффективности приведены в таблице.
Типичные способы постановки целей | Оценка эффективности способа |
1.Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление…», «изучить теорему…» | Минус: не является инструментальным, не ясен результат |
2.Определение целей через деятельность учителя: «ознакомить с…», «объяснить…» «рассказать о …» | Минус: сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат |
3.Постановка целей через деятельность обучающихся: «решение задачи...», «выполнение упражнений…» | Минус: акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия – изменения в развитии ученика |
4.Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального личностного развития обучающихся: «формировать умения…», «развивать познавательную самостоятельность..», «формировать отношения…» | Плюс: обучение на уровне обобщенных целей. Минус: обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов) |
5.Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает… и интерпретирует…», «умеет выполнять…», «применяет правило для…» | Плюс: наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения. |
Традиционно в системе школьного образования имеет место постановка преподавателем триединой цели: дидактической, развивающей и воспитательной. Трактовка первой из них как образовательной не соответствует современным представлениям о сущности понятия «образование». По существу, все три цели обеспечивают реализацию цели обучения.
Основные категории учебных целей | Примеры обобщенных типов учебных целей |
1. Знание – запоминание и воспроизведение изучаемого материала | Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; методы и процедуры, основные понятия, правила и приемы |
2. Понимание- преобразование материала из одной формы выражения в другую (интерпретация, предположение) | Обучающийся понимает: факты, правила, принципы; интерпретирует схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в другие формы выражения |
3. Применение- умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях | Обучающийся применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры, использует понятия и принципы в новых ситуациях |
4. Анализ-умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура | Обучающийся выделяет скрытые (неясные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, приводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных |
5. Синтез- умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной | Обучающийся пишет творческие работы, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей знаний, чтобы составить план решения той или иной проблемы |
6. Оценка-умение оценивать знание того или иного материала (утверждения, исследования, каких-либо данных) для конкретной цели | Обучающийся оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость, исходя из внешних критериев качества |
В технологии Б. Блума обучающие и интеллектуально – развивающие цели объединены в группу целей в когнитивной (познавательной) области. В основе данной таксономии лежит продвижение обучающегося по уровням усвоения.
Таксономия учебных целей в аффективной (эмоционально – целостной) области по Б. Блуму, используемая в российской педагогике под названием воспитательные цели, представлена в таблице.
Основные категории учебных целей | Примеры обобщенных типов учебных целей |
1. Восприятие: готовность и способность обучающегося воспринимать те или иные явления. Субкатегории: осознание, готовность или желание воспринимать; избирательное (произвольное внимание) | Ученик: проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих. Проявляет восприимчивость к потребностям и проблемам других людей, проблемам общественной жизни |
2. Реагирование: способность отвлекаться на то или иное явление или внешний стимул, проявление интереса к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: подчиненный отклик; добровольный отклик; удовлетворение от реагирования | Ученик: выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебной дисциплине |
3. Усвоение ценностной ориентации: уровни усвоения(отношения к тем или иным объектом, явлениям или видам деятельности); принятие ценностной ориентации; предпочтение ценностной ориентации; приверженность; убежденность | Ученик: целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивает те или иные идеалы |
4. Организация ценностных ориентаций: осмысление и соединение различных ценностных ориентаций и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых | Ученик: принимает на себя ответственность за свои действия, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с собственными способностями, интересами, убеждениями |
5. Распространение ценностных ориентаций на деятельность: ценности устойчиво определяют поведение индивида, определяют его мировоззрение и стиль жизни: обобщенная установка; распространение ценностных ориентаций на деятельность | Ученик: проявляет стремление к сотрудничеству в групповой работе, проявляет готовность к изменению своих суждений в свете убедительных аргументов, формулирует последовательное и устойчивое жизненное кредо |
Осуществляя процесс целеполагания, педагогу важно ориентироваться на образ ученика как модель предвосхищаемых результатов обучения, воспитания и развития, как планируемый результат взаимодействия ученика с окружающей образовательной средой. Если определить минимальный набор личностных качеств ученика, соответствующих его предвосхищенному образу, то это позволит грамотно ставить цели обучения, целенаправленно конструировать образовательные программы, выбирать оптимальные педагогические технологии, отбирать тот учебный материал, который поможет организовать создание детьми образовательной продукции, способствовать их творческому самовыражению.
С точки зрения А.В.Хуторского образ ученика можно представить как совокупность трех качеств: когнитивных, креативных и оргдеятельностных.
Когнитивные качества (познавательные)
Умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначить свое понимание или непонимание вопроса и др.
К ним относятся:
-физические и физиологические качества: умения видеть, слышать, осязать, чувствовать изучаемый объект с помощью органов чувств; развитая работоспособность, энергетика;
-интеллектуальные качества: любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, осмысленность, способность к анализу и синтезу, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств, пытливость, проницательность, поиск проблем, умение задавать вопросы, видеть противоречия, формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования, владеть способами решения различных задач, делать выводы и обобщения;
-владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; умение аргументировать свои знания и получаемые результаты; умение самоопределяться в ситуациях выбора;
-умение понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог или спор;
-структурно – системное видение изучаемых областей в их пространственной иерархии; отыскание связей объектов, их причин; разнонаучное видение;
-выбор фундаментальных объектов среди второстепенных, отыскание соподчиняемой связи между ними; различение фактов и нефактов об объекте;
-наличие личностного понимания смысла каждого из изучаемых учебных предметов; владение базовыми умениями, знаниями и навыкам; ориентация в фундаментальных проблемах изучаемых наук, нестандартность мышления;
-умение сопоставлять культурно – исторические аналоги со своими образовательными продуктами и результатами одноклассников.
Креативные качества (творческие)
Вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей и чувств, движений, прогностичность, наличие своего мнения и др.
К ним относятся:
-эмоционально – образные качества: эмоциональный подъем в творческих ситуациях; образность, ассоциативность, воображение, склонность к творческому сомнению, знакотворчество, символотворчество;
-инициативность, изобретательность, смекалка, готовность к придумыванию, неординарность, самобытность;
-способность к генерализации идей, как индивидуально, так и коммуникации с людьми, текстом и т.п.
-проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот;
-умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту, умение определять структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами, прогнозирование изменений объекта, динамики его роста или развития; создание новых методов познания в зависимости от свойств объекта;
-предсказательность, формулирование гипотез, версий, закономерностей, формул, теорий;
-владение нетрадиционными эвристическими процедурами: интуиция, инсайт, медитация;
-независимость, склонность к риску, наличие личностных результатов образования, отличающихся от образовательных стандартов глубиной, тематикой;
-наличие опыта реализации наиболее творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.
Оргдеятельностные качества (методологические)
Способность осознания целей учебной деятельности и умение их прояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества; и т.д.
К ним относятся:
-знание учеником своих индивидуальных деятельностных особенностей, черт характера, оптимальных темпов и форм занятий каждым из учебных предметов и образовательных областей;
-осознание и умение пояснить цели своих занятий теми или иными учебными предметами, понимание того, в чем он себя в них реализует;
-направленность на достижение цели, упорство в доведении дела до конца;
-способность нормотворчества, выражающаяся в умении сформулировать правила деятельности, систему ее законов, спрогнозировать результаты;
-навыки самоорганизации: планирование деятельности, программирование действий, упорядоченность деятельности, реализуемость планов;
-самосозерцательность, самоанализ и самооценка, владение методами рефлексивного мышления – остановкой, припоминанием деятельности, анализом ее этапов, вычленением использованных способов, поиском противоречий; умение выявлять смысл деятельности, выстраивать дальнейшие планы, сопоставлять полученные результаты с поставленными целями;
-способность взаимодействия с другими субъектами образования и с окружающим миром; умение отстаивать свои идеи, выносить непризнание окружающих; автономность, независимость, устремленность, решительность, коммуникативность;
-способность организовывать творчество других; сравнение и сопоставление идей, спор, дискуссия.
Конкретности целей и задач можно добиться, взяв за основу развитие того или иного качества. Личностные качества ученика используются для формулирования целей образовательного процесса на различных его этапах по отношению к изучаемым курсам и отдельным темам. А сформулированные цели позволяют подобрать конкретные задания, методы и формы обучения.
Использованная литература
1. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
2.Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178с.
3.Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целеполагание
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг дру...
Целеполагание в компетентностно-оринтированном уроке
В современных школах набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, определяющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций на...
Выступление по теме "Целеполагание на уроке"
В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций называе...
Формирование умений активного целеполагания у обучающихся
В статье представлены основные приемы целеполагания, основывающиеся на активной мыслеречевой деятельности обучающихся....
Целеполагание: ставим "умные" цели
Проблема целенаправленной деятельности человека была, есть и будет актуальной, ведь как известно: без цели нет управления и нет результата.Что такое цель? Цель - это заранее запланированный результат,...
Самостоятельная работа учащихся на этапе целеполагания.
Этап целеполагания на уроке....
Целеполагание в структуре современного урока (из опыта работы)
Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельнос...