Статья "Программированное обучение и контроль в начальной школе"
статья
Метод программированного обучения, совсем не новый. Еще почти четыре десятилетия назад программированное обучение вызвало интерес в педагогических кругах всего мира. Думается, что метод не заслуженно отнесен в разряд второстепенных, вспомогательных способов обучения, поскольку, как утверждают исследования в области педагогической психологии, программированное обучение-второй после теории П. Я. Гальперина продуктивный способ управления учебным процессом, что достигается благодаря оперативно-проводимой связи. В рамках метода успешно решается и вопрос индивидуализации обучения, решаемый дидактикой не одно столетие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmirovannoe_obuchenie.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Программированное обучение и контроль в начальной школе.
Метод программированного обучения, совсем не новый. Еще почти четыре десятилетия назад программированное обучение вызвало интерес в педагогических кругах всего мира. Думается, что метод не заслуженно отнесен в разряд второстепенных, вспомогательных способов обучения, поскольку, как утверждают исследования в области педагогической психологии, программированное обучение-второй после теории П. Я. Гальперина продуктивный способ управления учебным процессом, что достигается благодаря оперативно-проводимой связи. В рамках метода успешно решается и вопрос индивидуализации обучения, решаемый дидактикой не одно столетие.
Приемы и способы без машинного программированного обучения имеют ряд достоинств, которые обуславливают их популярность в контролирующей деятельности учителя.
Эти достоинства в следующем:
- В широте сферы их применения. Они могут быть использованы при изучении многих вопросов, тем, дисциплин.
- Они способствуют оперативному выявлению пробелов, предупреждению наиболее типичных ошибок, сокращению время для проведения работы.
- Помогает учителю более обоснованно выбирать приемы дальнейшего обучения каждого ученика, чем способствует осуществлению индивидуального подхода
Обучение младших школьников имеет свои специфические особенности, а следовательно, применение программированного метода должно осуществляться с учетом этих специфических условий.
Закономерен отсюда и круг проблем, стоящих перед учителем, внедряющим этот метод в практику обучения младших школьников. Такими проблемами являются: принципы грамотного составления обучающей программы, доза включаемой информации, пути и средства обратной связи, возможности без машинного и машинного способов обучения и контроля с учетом возрастных особенностей развития младших школьников, а также с учетом уровня школьных успехов и индивидуальных возможностей.
Что может быть успешно применено сегодня в обучении младших школьников?
Каждый учитель без труда может составлять программированные задания на карточках, которые можно предлагать учащимся во время уроков.
Приведу описание одного из типов листа – задания. На лицевой стороне листа – задания размещены все упражнения и учебные задачи, которые предстоит выполнить ученику (информационный и контрольный кадры). Ответы (обратная связь) можно расположить на обороте листа. Такие карточки очень целесообразны для организации самостоятельной работы ученика над своими ошибками. Например, после проверки письменной работы учитель составляет по этой же теме карточки – задания, в которой учтены допущенные учениками ошибки, и вкладывает их в тетради. Ученик, получив тетрадь, выполняет задание и проверяет работу по кадрам обратной связи, находящимся на обороте карточки – задания.
Организованная таким образом работа над ошибками вызывает у детей заинтересованность необычной формой работы, увлеченность, а в итоге повышает усвоение. Формируется навык самостоятельной работы, развивается способность к самоконтролю и самооценке. Важно, чтобы при этом формировалось и сознательное отношение к учебе.
Содержание заданий на карточках может зависеть от уровня знаний учащихся. По одной и той же теме задания могут иметь разную степень трудности: для сильных учащихся более сложные, трудоемкие, для слабых сравнительно простые.
Работая по системе «Школа XXI века», в обучении младших школьников использую и приемы обучения алгоритмам. Выполняя в определенной последовательности с целью решения учебной задачи элементарные мыслительные операции, ребенок не только убеждается в возможности выполнения задания, но и понимает, почему эту задачу следует выполнять именно так.
Покажу использование алгоритма на уроке «Окружающего мира»:
1. Обитает ли животное только в воде
НЕТ ДА
2. Покрыто его тело шерстью? Вывод: это рыба
ДА НЕТ
Вывод: это зверь Вывод: это птица или насекомое
3. Есть ли у него три пары ног?
ДА НЕТ
Вывод: это насекомое Вывод: это птица
В начале работы с подобными алгоритмами дети получают его в готовом виде. Закрепление алгоритма идет с помощью дидактической игры: учитель загадывает животное и просит детей угадать его, задавая лишь вопросы, требующие ответа «ДА» или «НЕТ». В первых игровых ситуациях ответ достигается после одного-двух вопросов. По мере овладения детьми алгоритмом задание усложняется: правильный ответ получается лишь после третьего вопроса Это пример работы с алгоритмом с учащимися 1 класса.
К 3-му классу задания усложняются. От пооперационного исполнения частей алгоритма учащиеся переходят к свернутому мыслительному процессу. Учащиеся теперь способны выполнять их почти, автоматически, что позволяет учителю предложить детям составить подобный алгоритм самостоятельно, вначале с помощью учителя, а затем и без помощи. Когда дети составляют алгоритм правильно, можно судить о том, что обучение алгоритмам состоялось.
При изучении орфограмм русского языка ученики знакомятся с алгоритмом применения правила:
Определи в какой части слова находится орфограмма.
Далее в зависимости от места расположения орфограммы действует определенный алгоритм: например – обозначение звука [ы] после [ц]:
Если орфограмма в корне слова, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если слово не исключение – пиши «и», если исключение – «ы». Если звук [ы] безударный, перед записью обязательно проверь его.
Если слово на – ция, обозначь звук [ы] буквой «и» – акация
Если орфограмма в окончании, пиши букву «ы»
Используя материалы учебника, можно задать алгоритм изучения орфограмм в виде таблицы.
Какой звук следует за приставкой?
гласный согласный
Вывод: пиши «з» звонкий глухой
Вывод: пиши «з» Вывод: пиши «с»
Со 2 класса начинается подготовительная работа к теме «Уравнение» в виде любимых детских игр.
«Вводится известное число в машину: Х—*–8—56
Из машины выходит число 56.
На какое число умножала машина?»
Дети с интересом выполняют эти задания, и, как показывают результаты проверки, большой процент усвоения детьми часто «западающей» темы «Уравнения»
При решении задач в несколько действий отрабатывается алгоритм решения составных задач:
«На одном лугу накошены 11 копен сена, а на другом – 7. Все это сено сложено в стога по 3 копны в стог. Сколько получилось стогов?
Реши задачу по схеме.
Изучение сочетательного свойства умножения направлено на усвоение алгоритма при помощи немеханических машин.
Какова методика обучения алгоритмам?
На первой стадии изучения нового материала, учащемуся дается готовый алгоритм, учитель контролирует: как выполняется каждая операция. Затем данный алгоритм закрепляется на ряде других примеров в ходе самостоятельного анализа. На первых порах учителю приходится контролировать учащихся, чтобы ученики четко выделяли каждую операцию. Постепенно от пооперационного исполнения частей алгоритма учащиеся переходят к свернутому мыслительному процессу. Это второй этап, когда каждая умственная операция и их последовательность уже хорошо запомнились и учащиеся выполняют их почти автоматически.
Чаще работу с алгоритмом использую на уроке не только как самостоятельный вид, но и ка логически обусловленное дополнение при использовании традиционных форм. Например, детям могут быть предложены обычные традиционные упражнения, но связанные с работой над алгоритмом.
Для начальной школы, вообще, задания программированного обучения и контроля целесообразно предлагать в форме дидактической игры. В 1-2 классах это можно делать в сочетании с графическим рисунком. Покажу на примере этапа обобщения урока математики по теме: «Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз»:
Начинаем с точки 0. Если согласны, переходим на следующую цифру, если нет, то остаешься на месте: представлены точки с нумерацией, превращающиеся при помощи соединительной линий при условии правильных ответов в контур птицы.
Число 12 больше числа 3 на 9.
Число 12 больше числа 4 в 8 раз.
18 меньше 21 на 3
3 * 0 = 3
45 больше 9 в 5 раз
4 меньше 16 в 4 раза
Произведение 3 и 8 больше 6 в 4 раза
Число 7 умножили на само себя, получили 48
Число 8 увеличили в 7 раз, получили 56
63 уменьшили в 7 раз, получили 9
В одной коробке 7 карандашей. Тогда в шести коробках 42 карандаша
Одна седьмая часть от 56 равна 9
Число 9 увеличили в 7 раз, получили 63
8 : 8 = 8
При правильном решении учебной задачи появляется изображение птицы.
Этап урока – устный счет. Детям раздаются для заполнения таблицы.
Каждый из вариантов получает свое задание:
1 вариант: Отметь номера примеров, результат которых есть четное число
2 вариант: Отметь номера примеров, результат которых есть нечетное число
Дети устно решают примеры типа:
6 + 7 =
8 + 10 =
19 – 7 =….
Дети должны соответствующим знаком – кодом отметить в таблице под соответствующим номером квадрат, что свидетельствует о полученном ими ответе.
Позволяет учителю провести фронтальную проверку с экономией времени и работа по цифровому коду. Например:
Учитель называет имена существительные: рожь, село, рак, метро, ракета и т.п. Учащиеся вносят в тетради или листы номер склонения этого существительного. Получается запись: 32221.
Целесообразность привлечения программированного обучения и контроля в начальной школе не вызывает сомнения. Его преимущества: оперативность выявления качества знаний, широта сферы применения, стимулирование и активизация познавательной деятельности учащихся, экономия труда учителя, возможность осуществить дифференцированный подход, формировать у детей навык самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, возможность адаптивного обучения и не только это – могут быть успешно использованы в обучении младших школьников. Исходя из этого, авторы УМК «Школа XXI века» при переходе к ФГОСу продолжают разрабатывать систему использования алгоритмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллекта при обучении информатике в начальной школе
На систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия для проявления индивидуальных особе...
Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»
Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....
Обучение письму в начальной школе
Развитие современного общества представляет собой сложный, многоплановый процесс. Решение научно-технических проблем, всесторонняя модернизация экономики предъявляют новые, повышенные требования...
Развитие творческих способностей в процессе обучения математике в начальной школе
Происходящие в стране изменения выдвинули на первый план проблему формирования творческой личности, поскольку осуществление политических и экономически...
Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...
метапредметные результаты в обучении АЯ в начальной школе
В данной презентации отражена тема "метапредметных результатов" в обучении английскому языку в начальной школе. Даны примерные задания, а также этапы урока с подробным описанием....
Обучение геометрии в начальной школе. Диагностика успешности обучения в 1 классе.
Обучение геометрии в начальной школе.Диагностика успешности обучения в 1 классе.Содержание инструкций и заданий, предлагаемыхдля групповой работы....