Развитие интеллекта при обучении информатике в начальной школе
методическая разработка по теме

Савинова Нина Михайловна

На систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия для проявления индивидуальных особенностей каждого.  Развитию мышления, умений и навыков умственного труда уделяется внимание в программах начального курса информатики А.В. Горячева. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллекта при обучении информатике 

в начальной школе

Современные технологии производства достигли такого уровня развития, что управлять ими может только высокоинтеллектуальная личность, стремящаяся к самопознанию и самореализации. Поэтому на систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия для проявления индивидуальных особенностей каждого.

Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения стало ведущей идеей психолого-педагогических теорий Л.В. Занкова, В.В. Давыдова,                 Д.Б. Эльконина, согласно которым развитие интеллекта должно осуществляться средствами любого из предметов, стать специальной целью образования, опираться на достижения современной науки, иметь технологическую основу.

Специфические черты информатики как науки и как учебного предмета определяют ее особые возможности в процессе развития личности. Многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Развитию мышления, умений и навыков умственного труда уделяется внимание в программах начального курса информатики А.В. Горячева, Н.В. Макаровой, М.А.Плаксина, Ю.А. Первина, А.Л. Семенова.

Известен также учебный курс В.В. Дубининой «Уроки развития».

Освоение информатики предполагает формирование основных приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия); позволяет проводить обучение быстрыми темпами на высоком уровне трудности; осуществлять переход от реальных объектов к их моделям (абстракция); демонстрировать и моделировать реальные процессы, развивая творческие способности, фантазию, воображение.

В чем же суть решения проблемы развития интеллекта у младших школьников на уроках информатики?

Перед данным предметом поставлены следующие задачи:

1) становление интеллектуальной компетентности учащихся через расширение понятийного опыта личности (знакомство с понятиями «информация», «компьютер», «модель», «алгоритм» и их ролью в формировании современной картины мира);

2) формирование навыков интеллектуальной инициативы и творчества как способности самостоятельно осуществлять поиск, обработку, хранение информации, в том числе и посредством современных компьютерных технологий.

3) формирование механизмов интеллектуальной саморегуляции через формирование теоретического мышления.

4) развитие алгоритмического и логического стилей мышления с учетом уникальности склада ума учащихся через овладение ими основными мыслительными операциями, такими как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; формирование умения последовательно, четко и непротиворечиво излагать свои мысли, представлять сложное действие в виде последовательности простых.

Перечисленные интеллектуальные умения позволяют судить не только об уровне усвоения содержания информатики учащимися, но и об индивидуальных интеллектуальных возможностях личности.

Эти умения относятся к целевым в пропедевтическом курсе «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева, по которому я и работаю второй год. Детям очень нравится.

Для развития основных мыслительных операций, т.е. логического мышления, Горячев использует специальную систему упражнений:

Мыслительная операция

Задания

Анализ

Разделение предмета на отдельные части.

Синтез

Мысленное соединение частей предмета в единое целое: «Сложи фигуру», «Соедини по порядку точки».

Сравнение

Сходство или различие предметов по признакам: «Сравни предметы, множества», «Дорисуй так, что было равно».

Классификация

Распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. «Убери (назови) лишний предмет», «Нарисуй (назови) предметы такого же цвета, формы и т.п., «Дай название группе предметов», «Что изменилось?»

Обобщение

Выделение существенных признаков. «Подбери общее название», «Как можно назвать все предметы одним словом?», «Установи закономерность!»

Аналогия

Сходство между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. «Сделайте по аналогии», «Дорисуй по клеточкам», «Продолжи ряд», «Допиши несколько названий множества городов и т.п.».

Для развития интеллектуального творчества и инициативы используется комплекс упражнений:

1) Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти.

2) Угадывать предмет по словесному описанию его свойств и признаков.

3) Воссоздать внешний облик предмета по какой-то его части.

4) Узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы.

5) Комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов.

6) Находить в двух и более объектах общие и различные признаки.

7) Узнавать объект по описанию возможных действий с ним.

8) Переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой.

9) Составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте.

10) Располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства и делать отсюда выводы.

11) Называть действия, противоположные по значению.

12) Предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений.

13) Устанавливать логику причинно-следственных отношений.

14) Формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений.

15) Понимать и применять приемы образного сравнения (аналогии).

16) Использовать методы управления мышлением (формулировка исследовательских вопросов, мозговой штурм, комбинационный анализ и т.д.).

Чтобы достичь желаемого результата:

- необходимо обеспечить возможность выбора заданий и стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов переработки учебного материала;

- в содержание обучения необходимо ввести знания о приемах выполнения учебных действий;

- обеспечить контроль и оценку образовательного процесса как субъектной деятельности.

Литература

1. Баракина Т.В. Развитие интеллекта при обучении информатики в начальной школе. Журнал «Начальная школа плюс», №7 – 2007, с. 3

2. Дебердеева С.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики // Информатика и образование. – 2003. – № 10.

3. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет: Уч.метод.пос. для учителей. – М.: Новая школа.

4. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и образование. – 2000. – № 2.

5. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. – М.: Изд-во Моск.психолого-социального ин-та;              Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей в процессе обучения математике в начальной школе

            Происходящие в стране изменения выдвинули на первый план проблему формирования творческой личности, поскольку осуществление политических и экономически...

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В данной разработке  представлено по одному уроку в параллели 1-4 классов. Материалы данных уроков содержат задания, которые непосредственно направлены на развитие познавательных способностей и в...

Презентация на тему:"Обучение информатике в начальной школе"(3-4 классы).

Цели, задачи, тематическое планирование на основе учебного пособия "Информатика" 3-4 классы, автор Матвеева Н.В. Работы учеников....

Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

Применение интеллект-карт на уроках в начальной школе

В мтериале рассказывается как применять интеллект-карты на уроках в начальной школе...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...