Проблемно – диалогическое обучение – ключ для формирования УУД школьников
статья

Залилова Лилия Ришатовна

 Статья посвящена проблемно-диалогической технологии обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_problem_zalilova.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическое обучение – ключ для формирования УУД школьников

Л.Р. Залилова, учитель начальных классов

МБОУ «Куртуковская ООШ имени В.П.Зорькина», Новокузнецкий муниципальный район, Кемеровская область

L.R. Zalilova, еlementary school teacher,

MBOU «Kurtukovskaya OOSH imeni V. P. Zor’kina»

E-mail: lilija.zalilowa@yandex.ru

                                                                             

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный стандарт  образования определил в качестве результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. УУД – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. В стандартах второго поколения речь идёт не об общеучебных умениях, а об универсальных учебных действиях. Средством формирования УУД служат технологии.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Значимость этой технологии трудно переоценить, так как особенность ее заключается в том, что новые знания ученикам не даются в готовом виде.  Проблемно-диалогическая технология универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени образования.

В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Все начинается с проблемной ситуации, т.е. с возникновения противоречий. При это ученики испытывают удивление или затруднение, которое заставляет их выполнять вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий значимых для детей. Только в этом случае является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Таков первый этап постановки проблемы.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы.

  • Побуждающий диалог
  • Подводящий диалог
  • Сообщение темы с мотивирующим приемом

Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных учащимся вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока, имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной деятельности), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершатся сообщением темы учителем.

Суть метода сообщение темы п мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Побуждающий обеспечивает подлинно творческую деятельность учащихся, подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.  

Сходство методов заключаются в том, что все они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога с целью вызвать интерес к изучаемой теме, организации коллективного обсуждения проблемы, совершенствования умения спорить, отстаивать свою позицию. Диалог может воплощаться в систему проблемных вопросов для обсуждения, специальных заданий, которые учитель выстраивает в соответствии с представлениями о поиске истины, высказывать свою версию, предлагать способ ее проверки. Дети учатся высказывать свое предположение и определять успешность своего задания в

Следующий этап – поиск решения, этап формулирования нового знания.

Посредством подводящего или побуждающего методов учитель организует поиск решения или «открытия нового знания». При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать того, до чего додумался сам.  

В ходе созданной учителем проблемной ситуации и процессе диалога ученики выдвигают самые разные гипотезы. Учитель выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущую к новым знаниям. Этот этап дает возможность организовать с помощью предлагаемого предметного материала ситуацию, в которой невозможен однозначный ответ, дает возможность предложить вариативные формы этого ответа. Учитель может столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Создаются условия для использования аналитических, сопоставительных реакций учащихся, способствующие развитию учебно-исследовательских умений учащихся.

Проблемно диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает детей мыслить творчески, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. Суть проблемного урока можно обозначить одной единственной фразой «Творческое усвоение знаний».

Наряду с этим происходит формирование и других УУД: за счёт диалога – коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т. п. – познавательных, а регулятивные –определять цель урока, высказывать собственную версию, учиться планировать учебную деятельность на уроке. Таким образом, проблемно диалогическая технология – ключ для формирования УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое...

Методическая тема «Влияние проблемно-диалогического обучения на личностное развитие младших школьников»

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ- ПРЕДОСТАВИТЬ УЧЕНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, А ТАКЖЕ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ К САМООЦЕНКЕ, САМОУТВЕРЖДЕНИЮ, САМОКОНТРОЛЮ...

Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»

Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает  особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...

Пояснительная записка к презентации "Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников"

В пояснительной записке раскрывается опыт  работы представленный в презентации по формированию познавательных (общеучебных) УУД через внедрение в урок и внеурочную деятельность технологии проблем...

Использование методов проблемно-диалогического обучения как средство формирования языковых компетенций на уроках в начальной школе

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Методы и приёмы проблемно-диалогичес...