Использование методов проблемно-диалогического обучения как средство формирования языковых компетенций на уроках в начальной школе
презентация к уроку

Русанова Наталья Олеговна

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Методы и приёмы проблемно-диалогического обучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-dialogicheskoe_obuchenie.pptx258.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование методов проблемно-диалогического обучения как средство формирования языковых компетенций на уроках в начальной школе Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак

Слайд 2

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» п остановка проблемы п оиск решения «диалог» п обуждающий подводящий

Слайд 3

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Слайд 4

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: создания проблемной ситуации; побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации: побуждения к формулированию учебной проблемы; принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 5

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . У читель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1 . Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2 . Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Слайд 6

Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?

Слайд 7

Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»

Слайд 8

Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности .

Слайд 9

Использование методов проблемно-диалогического обучения как средство формирования языковых компетенций на уроках в начальной школе

Слайд 10

З адачи : ü введение понятия «компетенции » ü применение методов и средств проблемно-диалогического обучения ü активизация познавательной активности на уроках русского языка

Слайд 11

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. Компетенция – возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации .

Слайд 12

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства , в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Слайд 13

Подводящий к теме диалог Учитель Ученики Прочитайте слова на доске. Чем все эти слова похожи? А чем слова отличаются? Над какой темой будем работать? душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. Это существительные с шипящими на конце. В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).

Слайд 14

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Учитель Ученики Запишите слова - Что заметили? Задание было одно? А как вы его выполнили? - Как вы думаете почему? - Чем похожи эти слова? - Над какой темой будем работать? 2 ученика на доске душ, душ ночь, ночь лож, лож страж, страж дочь, дочь мужь , муж ключ. ключь -Одно, выполнили по разному - Не знаем правило -Это существительные с шипящими на конце. В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).

Слайд 15

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение К гипотезам: - Какие есть гипотезы? К аргументу/ контраргументу: - Согласны с этой гипотезой? Почему? К плану проверки: - Как можно проверить эту гипотезу? Подсказка К решающей гипотезе К аргументу/ контраргументу К плану проверки Сообщение Решающей гипотезы Аргумента/ контраргумента Плана проверки

Слайд 16

Учитель Ученики использует подводящий к теме диалог формулируют тему урока Посмотрите еще раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? ( Побуждение к выдвижению гипотез.) Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.) Все слова с мягким знаком одушевленные? (Подсказка к контраргументу.) Еще какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.) С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке.) В одушевленных существительных мягкий знак пишется (например, дочь), в неодушевленных (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1). Молчат . Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевленное (контраргумент). Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза 2). Молчат.

Слайд 17

использует подводящий к теме диалог формулируют тему урока Просмотрите все слова на «ч» и «ж» (подсказка к контраргументу ). Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе.) Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке.) Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки.) Делайте. Что дала проверка? Сформулируйте общий вывод. Сверьте вывод с учебником. «Ключ» на «ч», но мягкий знак не пишется; «ложь» на «ж», но с мягким знаком (контраргумент). Молчат. - В женском роде мягкий знак пишется, в мужском нет (решающая гипотеза). Молчат . Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой - мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки). Выписывают слова. Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака (аргумент). Формулируют правило (открытие нового знания). Все верно.

Слайд 18

Вывод: Таким образом, использование методов проблемно-диалогического обучения способствует глубокому усвоению программного материала по русскому языку, предусматривает формирование языковых компетенций у учащихся и служит средством нравственного воспитания школьников.

Слайд 19

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; о бщепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.

Слайд 20

Спасибо за внимание ! Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие . Э.И. Александрова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках  в начальной школе...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.

В данной работе обобщён и представлен мой практический опыт формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной специальной (коррекционной) школе I и II видов....

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности....

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...

Формирование познавательных компетенций на уроках в начальной школе. Руденко О.В. ( Из опыта работы).

В статье освещены приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции у младших школьников....

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....