Развитие читательской грамотности
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Ольга Владимировна Боровикова

Материал для работы по формированию и развитию читательской грамотности в начальной школе. Пятиминутное чтение на всех уроках. Из опыта работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности учащегося начальной школы к обучению в основной школе.

Одно из основных умений метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Хочу отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.

1. Умения формируемые в рамках читательской грамотности

  • Осознанно читать и воспринимать на слух,
  • Воспроизводить (устно и письменно) тексты разнообразных типов: информационного и научного характера, литературные тексты;
  • Находить и  оценивать информацию из СМИ и Интернет ресурса, пользоваться источниками и ссылаться на них;
  • Извлекать самостоятельно найденную  информацию из любых источников;
  • Осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом

2. Диагностический материал

  • Задания в тестовой форме.
  • Комплексные работы.
  • Контрольные тексты для проверки техники чтения.

3. Динамика уровня сформированности читательской грамотности

Диаграмма на слайде

 

Вход/диаг.

I четверть

Полугодие

Осознанное чтение

46%

52%

62%

Восприятие текста

52%

69%

69%

Восстановление текста

46%

52%

52%

Находить информацию

46%

46%

52%

Извлекать информацию

52%

77%

77%

4. Приёмы, технологии и формы коррекции

читательской грамотности.

Для этого мне самой пришлось изменить свой стиль преподавания. Использовать на практике современные технологии, такие как:

  • проблемно-диалогическая технология (на уроках можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок);
  • технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия);
  • технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный  подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание);
  • применение ИКТ, а также технология оценивания учащимися своих достижений;
  • технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов).

Применение на уроках рефлексии дает возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить.

Для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.

Итак для формирования читательской грамотности необходимо использовать самые передовые технологии, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.

Учебные задания, направленные на формирование основных групп читательских умений

Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений 
1. Поиск информации, заданной в явном виде: 
найти конкретные сведения; 
найти значения слова и фразы;
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; 
определить время и место действия рассказа.

2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: 
установить связь между событиями; 
понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; 

понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; 

выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов. 


3. Интерпретация и обобщение информации: 
распознать общую идею или тему текста; 

описывать отношения между героями; 
сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста; 
понимать настроение и общий тон рассказа; 
находить практическое применение информации из текста. 
4. Оценка содержания, языка и структуры текста: 
оценивать правдоподобность описанных событий; 
описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; 
оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте; 
определять отношения автора к основной теме текста. 


Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а так же в структуре урока. С целью осознания сути данных заданий рассмотрим варианты этих заданий на содержании учебных предметов «Литературное чтение» и «Окружающий мир». 

Стратегии текстовой деятельности

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению, с многочисленностью вариантов работы со словом.

Стратегии текстовой деятельности:

1. «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).

2. «Чтение про себя с вопросами».

3. «Чтение про себя с остановками».

4. «Чтение про себя с пометками».

«Чтение в кружок»

Ход работы:

1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача - читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии - научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ход работы:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие - на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения.

Стратегии послетекстовой деятельности

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Стратегии послетекстовой деятельности:

«Отношение между вопросом и ответом»

«Вопросы после текста»

«Тайм-аут»

«Проверочный лист».

«Отношение между вопросом и ответом»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов Б. Блюма»

-фактической (фактуальной) информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

-концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста и имеющей отношение к её использованию.

-оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с результатами оценочных процедур МБОУ «Карапсельская СОШ №13» Боровикова О.В. учитель начальных классов

Слайд 2

Читательская грамотность Урок Внеурочное время Книга. Источники информации.

Слайд 3

Умения формируемые в рамках читательской грамотности Осознанно читать и воспринимать на слух, Воспроизводить (устно и письменно) тексты разнообразных типов: информационного и научного характера, литературные тексты ; Находить и оценивать информацию из СМИ и Интернет ресурса, пользоваться источниками и ссылаться на них; Извлекать самостоятельно найденную информацию из любых источников; Осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом.

Слайд 4

Диагностический материал Задания в тестовой форме. Комплексные работы. Контрольные тексты для проверки техники чтения.

Слайд 5

Динамика уровня сформированности читательской грамотности

Слайд 6

5 минутка

Слайд 8

Волшебные краски (ИЗО) В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски. – Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь. Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником. Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались. – Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! – говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.

Слайд 9

Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Дед Мороз подарил доброму мальчику краски.

Слайд 10

Что он сказал при этом? Мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Слайд 11

Как рисовал мальчик? Мальчик рисовал настойчиво много лет. Кем он стал? Мальчик стал художником.

Слайд 12

Что помогло мальчику стать настоящим художником? Мальчику помогло трудолюбие и настойчивость.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятиминутки на уроках формирование читательской грамотности МБОУ «Карапсельская СОШ №13» Боровикова О.В. учитель начальных классов

Слайд 2

5 минутка

Слайд 4

Литературное чтение 3 класс Авторы учебника: Л.Ф. Климанова В.Г.Горецкий

Слайд 5

Содержание Самое великое чудо на свете Литературные сказки Поэтическая тетрадь №2 Великие русские писатели Устное народное творчество Поэтическая тетрадь №1

Слайд 6

Содержание Самое великое чудо на свете Устное народное творчество Поэтическая тетрадь №1 Великие русские писатели Поэтическая тетрадь №2 Литературные сказки

Слайд 7

Восстановите события __ Наде приснился сон, что к ней домой пришёл слон с картинки. __ Ночное путешествие слона. __ Девочке очень плохо и скучно. Она больна. __ Игрушечный слон. Девочка хочет настоящего. __ Обед девочки со слоном. __ Надя – здорова! __ Хозяин слона согласен привести животного в дом к Наде. __ Надин отец встречается с хозяином зверинца. __ Томми ушёл домой. __ Слон Томми в гостях у Нади.

Слайд 8

Проверь и оцени себя! 1)Девочке очень плохо и скучно. Она больна. 2) Наде приснился сон, что к ней домой пришёл слон с картинки. 3) Игрушечный слон. Девочка хочет настоящего. 4) Надин отец встречается с хозяином зверинца. 5) Хозяин слона согласен привести животного в дом к Наде. 6) Ночное путешествие слона. 7) Слон Томми в гостях у Нади. 8) Обед девочки со слоном. 9) Томми ушёл домой. 10) Надя – здорова! « 5» - нет ошибок «4» – 1-2 ошибки «3» – 3 ошибки «2» – 4 и более ошибок

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования и развития читательской грамотности.

Чтение и умение работать с информацией - развитие читательской компетентности.Читательская грамотность. Группы умений. Пути формирования и развития читательской грамотности....

Приёмы развития читательской грамотности

Описаны приёмы развития читательской грамотности...

Текст для развития читательской грамотности

Материал содержит текст и вопросы к содержанию...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Функциональная грамотность.Развитие читательской грамотности.

Разработка занятия по литературному чтению для развития читательской грамотности школьников на уровне начального общего образования в формате международных исследований качества образования...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Читательская грамотность — это уровень владения навыками чтения и понимания текста. Она включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать прочитанное, а т...