Приёмы развития читательской грамотности
статья по чтению на тему

Описаны приёмы развития читательской грамотности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приёмы развития читательской  грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы ;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их  использования в практической деятельности на уроках.

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение  (работа в группах), оценивания для обучения, метод рефлексии.

Оборудование: интерактивная доска; электронная презентация; цветы разного цвета; карточки с пословицами; сигнальные карточки «Светофор»; листы ватмана; маркеры; листы для работы с текстом; текст со сказкой; видео с урока; видео для физминутки; листы для рефлексии.

        

Ход мастер – класса:

1.Организационный момент.

-Добрый день уважаемые слушатели! Мы очень рады сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеемся, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Мы  желаем  нам успехов.

- Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

2.Основная часть.

-Сегодня мы поговорим о приёмах, используемых нами на уроках литературного чтения, которые являются помощниками в формировании навыка чтения у младших школьников.

В своей работе я использую технологию продуктивного чтения.

Этапы работы выглядят так:

Слайд

Первый этап: работа с текстом до чтения

  Цель: развитие умения предвосхищать, предполагать содержание текста.

 Сегодня мы познакомимся с произведением  Е.Пермяка

  Прочитайте заголовок, рассмотрите рисунок к тексту.  Предположите о чём пойдёт речь.

    Правы ли мы оказались,  узнаем после чтения произведения

Второй этап:  работа во время чтения.

Цель: понимание текста и  создание читательской интерпретации.

    Текст разделён  на части,  читайте в паре каждую часть и задавайте друг другу вопросы по каждой части. (можно дать готовые вопросы)

Этот приём называется взаимоопрос.

 Правы ли мы оказались в своих предположениях?

Третий этап: работа после чтения.

Цель: доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

  1.Выберите пословицу к этому тексту и объясни её значение. Слайд

   2.Выберите любое задание и выполните в паре. Слайд

Задание 1: прочитать сказку «Мальчик-Огонёк» и доказать, что это сказка.

(на листах)

Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка и ответьте на вопросы.

Мальчик-Огонёк

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком.

Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.

- Является ли это произведение сказкой? Докажите.

- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

- Почему мальчик бросился в воду?

 

Задание 2: обозначьте  цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

______________________Запрет

______________________Появление героя

______________________Испытание

______________________Спасение, помощь

Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек»

Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

Вывод: план сказки (её порядок) помогает правильно построить сказку, подготовиться к её пересказу и полному анализу.

Работа в группе.

 В группе  по 5 человек,  каждый  участник  получает часть текста. Каждый читает свою часть, затем пересказывает. В группе происходит восстановление текста. Затем  выполняют различные задания к тексту.

5. Итог мастер-класса.

-Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития  читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.  Вернёмся  к задачам мастер-класса.  Смогли  ли мы  помочь вам в вашей работе?

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».  

А. Н. Толстой.

6. Рефлексия.

-А теперь давайте обобщим наши с вами знания.  На  этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

  -На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

-На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

-Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Работа в группах.

Составьте синквейн со словом «Чтение».

Например,

Чтение!

Детское, радостное

Увлекает, занимает, окрыляет

Дарит прекрасный мир общения.

Счастье!

-Предлагаем, провести  взаимооценивание своей работы, по стратегии «Большой палец».

Критерии оценивания:

- Большой палец вверх, если вы уверены в том, что достигли поставленных целей и того, что от них ожидалось;

- Большой палец в сторону, если вы  чувствуете, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа;

- Большой палец вниз, если вы думаете, что  никак или мало продвинулись к достижению цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования читательской грамотности

Материал рекомендован  учителям начальных классов....

Приёмы формирования читательской грамотности

Приёмы формирования читательской грамотности...

Использования притч в курсе внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» как один из приёмов формирования читательской грамотности.

Роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания очень велика. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые ...

«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...

Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов

Доклад на МО  учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...

Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"

Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это человек, ...