Приёмы развития читательской грамотности
статья по чтению на тему
Описаны приёмы развития читательской грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы развития читательской грамотности | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Приёмы развития читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы ;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в группах), оценивания для обучения, метод рефлексии.
Оборудование: интерактивная доска; электронная презентация; цветы разного цвета; карточки с пословицами; сигнальные карточки «Светофор»; листы ватмана; маркеры; листы для работы с текстом; текст со сказкой; видео с урока; видео для физминутки; листы для рефлексии.
Ход мастер – класса:
1.Организационный момент.
-Добрый день уважаемые слушатели! Мы очень рады сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеемся, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Мы желаем нам успехов.
- Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
2.Основная часть.
-Сегодня мы поговорим о приёмах, используемых нами на уроках литературного чтения, которые являются помощниками в формировании навыка чтения у младших школьников.
В своей работе я использую технологию продуктивного чтения.
Этапы работы выглядят так:
Слайд
Первый этап: работа с текстом до чтения
Цель: развитие умения предвосхищать, предполагать содержание текста.
Сегодня мы познакомимся с произведением Е.Пермяка
Прочитайте заголовок, рассмотрите рисунок к тексту. Предположите о чём пойдёт речь.
Правы ли мы оказались, узнаем после чтения произведения
Второй этап: работа во время чтения.
Цель: понимание текста и создание читательской интерпретации.
Текст разделён на части, читайте в паре каждую часть и задавайте друг другу вопросы по каждой части. (можно дать готовые вопросы)
Этот приём называется взаимоопрос.
Правы ли мы оказались в своих предположениях?
Третий этап: работа после чтения.
Цель: доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
1.Выберите пословицу к этому тексту и объясни её значение. Слайд
2.Выберите любое задание и выполните в паре. Слайд
Задание 1: прочитать сказку «Мальчик-Огонёк» и доказать, что это сказка.
(на листах)
Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка и ответьте на вопросы.
Мальчик-Огонёк
Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком.
Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:
- Если попадёшь в воду – погаснешь.
Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и бросился в воду.
Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.
Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.
- Является ли это произведение сказкой? Докажите.
- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.
- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»
- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?
- Почему мальчик бросился в воду?
Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.
______________________Запрет
______________________Появление героя
______________________Испытание
______________________Спасение, помощь
Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек»
Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.
Стеклянный человечек.
Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:
- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.
Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.
Теперь они с малышом друзья.
Пластилиновый человечек.
Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:
- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.
Волшебница сказала:
- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.
Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.
Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.
Вывод: план сказки (её порядок) помогает правильно построить сказку, подготовиться к её пересказу и полному анализу.
Работа в группе.
В группе по 5 человек, каждый участник получает часть текста. Каждый читает свою часть, затем пересказывает. В группе происходит восстановление текста. Затем выполняют различные задания к тексту.
5. Итог мастер-класса.
-Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности. Вернёмся к задачам мастер-класса. Смогли ли мы помочь вам в вашей работе?
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
А. Н. Толстой.
6. Рефлексия.
-А теперь давайте обобщим наши с вами знания. На этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
-На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
-На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
-Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Работа в группах.
Составьте синквейн со словом «Чтение».
Например,
Чтение!
Детское, радостное
Увлекает, занимает, окрыляет
Дарит прекрасный мир общения.
Счастье!
-Предлагаем, провести взаимооценивание своей работы, по стратегии «Большой палец».
Критерии оценивания:
- Большой палец вверх, если вы уверены в том, что достигли поставленных целей и того, что от них ожидалось;
- Большой палец в сторону, если вы чувствуете, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа;
- Большой палец вниз, если вы думаете, что никак или мало продвинулись к достижению цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы формирования читательской грамотности
Материал рекомендован учителям начальных классов....
Приёмы формирования читательской грамотности
Приёмы формирования читательской грамотности...
Использования притч в курсе внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» как один из приёмов формирования читательской грамотности.
Роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания очень велика. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые ...
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»
laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...
Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов
Доклад на МО учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...
Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"
Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это человек, ...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе по развитию читательской грамотности «Использование приёмов критического мышления при первичном знакомстве с рассказом С.Т. Романовского «Русь».
Методическая разработка содержит пояснительную записку и конспект урока...