Функциональная грамотность.Развитие читательской грамотности.
методическая разработка по чтению (1 класс)

Хакимова Резида Раузитовна

Разработка занятия по литературному чтению для развития читательской грамотности школьников на уровне начального общего образования в формате международных исследований качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия по литературному чтению для развития читательской грамотности школьников на уровне начального общего образования в формате международных исследований качества образования

  1. Назначение разработки.

Работа проводится с целью развития читательской грамотности обучающихся  2  класса с корректировкой возможных трудностей в обучении, определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией.

  1. Время проведения работы – 40  минут.
  2. Содержание и структура работы:

Включает в себя 3 блока заданий на основе двух текстов: художественного и научно-популярного. Первый и второй блоки включают тексты и задания к ним, третий блок включает 3 задания , для выполнения которых требуется сравнить тексты или информацию в них.

Блок 1

Черепаха

Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон не пошел в лес, а в поле. Я шел за ним и глядел вперед. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая темно-серая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина ее вся была покрыта корой.

Когда она увидала собаку, она спрятала ноги и голову и опустилась на траву, так что видна была только одна скорлупа. Мильтон схватил ее и стал грызть, но не мог прокусить ее, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.

Я отнял черепаху у Мильтона и рассмотрел, как у нее разрисована спина, и какая скорлупа, и как она туда прячется. Когда держишь ее в руках и смотришь под скорлупу, то только внутри, как в подвале, видно что-то черное и живое. Я бросил черепаху на траву и пошел дальше, но Мильтон не хотел ее оставить, а нес в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил ее. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он так рассердился на нее за это, что стал лаять, и опять схватил ее и понес за мною. Я опять велел бросить, но Мильтон не слушался меня. Тогда я отнял у него черепаху и бросил. Но он не оставил ее. Он стал торопиться лапами подле нее рыть яму. И когда вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землею.

Черепахи живут и на земле, и в воде, как ужи и лягушки. Детей они выводят яйцами, и яйца кладут на земле, и не высиживают их, а яйца сами, как рыбья икра, лопаются — и выводятся черепахи. Черепахи бывают маленькие, не больше блюдечка, и большие, в три аршина длины и весом в 20 пудов. Большие черепахи живут в морях.

Одна черепаха в весну кладет сотни яиц. Скорлупа черепахи — это ее ребра. Только у людей и других животных ребра бывают каждое отдельно, а у черепахи ребра срослись в скорлупу. Главное же то, что у всех животных ребра бывают внутри, под мясом, а у черепахи ребра сверху, а мясо под ними.

1. Когда происходят события? Отметь знаком      Х   два верных ответа.

           Подле леса

            В лесу

            В поле

            В пустыне

Цель: учить находить в тексте информацию, изложенную в явном виде.

Уровень: знание.

Ключ: Подле леса, в поле

Возможные трудности: непонимание прочитанного.

2. Почему собака не могла разгрызть черепаху?

__________________________________________________________________

Цель: развивать умение находить в тексте нужную информацию.

Уровень: использование.

Ключ: Потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине.

Возможные трудности: нарушение логики чтения, неумение находить в тексте нужную информацию.

3. Установи соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найди верное объяснение его значения (для этого текста) из второго столбца, обозначенное буквой. Запиши в таблицу буквы под соответствующими номерами.                                                          

СЛОВА                        ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ

  1. скорлупа                  А) твердая природная оболочка

2) аршин                  Б)  мера измерения

                                        В)твердый, панцирный покров у некоторых животных

1

2

Цель: развивать умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Уровень: анализ.

Ключ: 1 В, 2 Б

Возможные трудности: непонимание смысла слов.

4. Расставь события в порядке их следования. Цифра 1 уже стоит.

 Мильтон не хотел оставлять черепаху.

 Мильтон рассердился.

 Собака нашла черепаху.

 Мильтон начал грызть черепаху.

 1.  Пошли на охоту.

 Автор отнял черепаху у собаки.

Цель: развивать умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Уровень: синтез.

Ключ: 5,6,2,3,1,4

Возможные трудности: ошибки в установлении последовательности прочитанного, неумение возвращаться к тексту для поиска информации.

 5. Почему Мильтон взвизгнул и пустил черепаху?  Запиши свой ответ, используя информацию текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: развивать умение делать умозаключения на основе прочитанного.

Уровень: оценка.

Ключ: Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот.      Возможные трудности:неумение делать выводы на основе прочитанного.

Блок 2

Интересные факты о черепахах.

Черепаха является рекордсменом по долгожительности среди позвоночных животных. Животные могут жить больше 100 лет. В их панцире есть фосфор. На протяжении дня он может накалиться на солнце и светиться ночью. Обладают прекрасным обонянием, слухом, зрением, осязанием. Запоминают лица людей, с которыми «общаются». От температуры кладки зависит пол будущей особей - если в гнезде низкая температура, то появляются самцы, если высокая, то самочки. Кладка может насчитывать от нескольких до более сотни яиц, в зависимости от вида. Плодовитая оливковая черепаха часто откладывает около 100-110 яиц за раз! Черепахи не высиживают яиц . Детеныши вылупляются после того, как яйца согреваются на солнце. Новорожденные черепашата появляются на свет в твердых панцирях. Могут долгое время обходиться без пищи. Например, болотная черепаха без пищи обходилась целых 5 лет.

1.От чего зависит пол будущей черепахи?

__________________________________________________________________

Цель: Цель: учить находить в тексте информацию, изложенную в явном виде.

Уровень: знание.

Ключ: От температуры кладки зависит пол будущей особей - если в гнезде низкая температура, то появляются самцы, если высокая, то самочки.

Возможные трудности: непонимание прочитанного.

2.Почему панцирь черепахи может светиться ночью?

__________________________________________________________________

Цель: развивать умение находить в тексте нужную информацию.

Уровень: использование.

Ключ: В их панцире есть фосфор. На протяжении дня он может накалиться на солнце и светиться ночью.

Возможные трудности: нарушение логики чтения, неумение находить в тексте нужную информацию.

Прочитай информацию на  рисунке  и выполни задания.

https://ferret-pet.ru/wp-content/uploads/7/7/e/77eb3b448867128fcba24544b3a9ca2c.jpeg

  1. Восстанови предложение.

     Не у всех видов черепах твёрдый ……… У семейства мягкотелых ………… полностью отсутствуют …………………щитки, поэтому их панцирь на ощупь ………….. и ……………

Цель: развивать умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Уровень: синтез.

Ключ: Не у всех видов черепах твёрдый панцирь. У семейства мягкотелых черепах  полностью отсутствуют роговые щитки, поэтому их панцирь на ощупь мягкий  и кожистый.

Возможные трудности: ошибки в установлении последовательности прочитанного, неумение возвращаться к тексту для поиска информации.

  1. Заполни пропуски.

Некоторые виды черепах могут прожить без пищи до ____лет   и до  ____

часов жить в среде без кислорода.

Цель: развитие умения осмысливать и оценивать информацию.

Уровень: использование.

Ключ: до 5 и 10 часов

Возможные трудности: непонимание прочитанного,  неумение возвращаться к тексту для поиска информации.

  1. Используя информацию текста, напиши чем обладают черепахи и что запоминают.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: развивать умение работать с информацией.

Уровень: оценка.

Ключ: Обладают прекрасным обонянием, слухом, зрением, осязанием. Запоминают лица людей, с которыми «общаются».

Возможные трудности: неумение определить главную мысль текста; неумение делать выводы на основе прочитанного.

Блок 3

  1. Найди отличия художественного текста (выбери несколько правильных ответов). Отметь знаком  х   верный    ответ.

  • В тексте прослеживается сюжетная линия.
  • Текст содержит научные сведения и факты.
  • В тексте преобладает описание конкретных признаков.
  • Текст содержит художественное описание событий и образов.

Цель: развивать умение осмысливать и оценивать форму текста.

Уровень: анализ.

Ключ: В тексте прослеживается сюжетная линия.

           Текст содержит художественное описание событий и образов.

Возможные трудности: незнание особенностей художественного текста.

  1. В какую книгу ты  бы поместил(а)  прочитанные тексты?

НАЗВАНИЕ ТЕКСТА                             НАЗВАНИЕ КНИГИ

                                

  1. Черепаха                                              А) Детские рассказы
  2. Интересные факты                                    Б) Рассказы о животных

  В) Энциклопедия о животных

 Г) Сборник сказок

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под соответствующим номером.

1

2

Цель: развивать умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Уровень: анализ.

Ключ: 1 Б, 2 В

Возможные трудности: непонимание смысла слов.

  1. Найди в прочитанных текстах  схожую информацию о яйцах черепах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: развивать умение делать умозаключения на основе прочитанного.

Уровень: оценка.

Ключ: Черепахи не высиживают яиц.            

Возможные трудности: неумение сравнивать информацию в текстах; неумение делать выводы на основе прочитанного.

Источники информации

Интернет- ресурсы:  

  1. https://skazki.rustih.ru/lev-tolstoj-cherepaxa/
  2. https://poznavaika.in/
  3. https://infourok.ru
  4. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fsun9-72.userapi.com%2FKA0p52QZGH-81mrKPD2NgzwgcRPZoPBBUiMcxw%2FLDPLVqwnXCY.jpg&lr=213&pos=16&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=интересные%20факты%20о%20черепахе%202%20класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/

Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...