Функциональная грамотность.Развитие читательской грамотности.
методическая разработка по чтению (1 класс)
Разработка занятия по литературному чтению для развития читательской грамотности школьников на уровне начального общего образования в формате международных исследований качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hakimova_r.r.funktsionalnaya_gramotnost.razvitie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 112.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по литературному чтению для развития читательской грамотности школьников на уровне начального общего образования в формате международных исследований качества образования
- Назначение разработки.
Работа проводится с целью развития читательской грамотности обучающихся 2 класса с корректировкой возможных трудностей в обучении, определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией.
- Время проведения работы – 40 минут.
- Содержание и структура работы:
Включает в себя 3 блока заданий на основе двух текстов: художественного и научно-популярного. Первый и второй блоки включают тексты и задания к ним, третий блок включает 3 задания , для выполнения которых требуется сравнить тексты или информацию в них.
Блок 1
Черепаха
Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон не пошел в лес, а в поле. Я шел за ним и глядел вперед. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая темно-серая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина ее вся была покрыта корой.
Когда она увидала собаку, она спрятала ноги и голову и опустилась на траву, так что видна была только одна скорлупа. Мильтон схватил ее и стал грызть, но не мог прокусить ее, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.
Я отнял черепаху у Мильтона и рассмотрел, как у нее разрисована спина, и какая скорлупа, и как она туда прячется. Когда держишь ее в руках и смотришь под скорлупу, то только внутри, как в подвале, видно что-то черное и живое. Я бросил черепаху на траву и пошел дальше, но Мильтон не хотел ее оставить, а нес в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил ее. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он так рассердился на нее за это, что стал лаять, и опять схватил ее и понес за мною. Я опять велел бросить, но Мильтон не слушался меня. Тогда я отнял у него черепаху и бросил. Но он не оставил ее. Он стал торопиться лапами подле нее рыть яму. И когда вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землею.
Черепахи живут и на земле, и в воде, как ужи и лягушки. Детей они выводят яйцами, и яйца кладут на земле, и не высиживают их, а яйца сами, как рыбья икра, лопаются — и выводятся черепахи. Черепахи бывают маленькие, не больше блюдечка, и большие, в три аршина длины и весом в 20 пудов. Большие черепахи живут в морях.
Одна черепаха в весну кладет сотни яиц. Скорлупа черепахи — это ее ребра. Только у людей и других животных ребра бывают каждое отдельно, а у черепахи ребра срослись в скорлупу. Главное же то, что у всех животных ребра бывают внутри, под мясом, а у черепахи ребра сверху, а мясо под ними.
1. Когда происходят события? Отметь знаком Х два верных ответа.
Подле леса
В лесу
В поле
В пустыне
Цель: учить находить в тексте информацию, изложенную в явном виде.
Уровень: знание.
Ключ: Подле леса, в поле
Возможные трудности: непонимание прочитанного.
2. Почему собака не могла разгрызть черепаху?
__________________________________________________________________
Цель: развивать умение находить в тексте нужную информацию.
Уровень: использование.
Ключ: Потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине.
Возможные трудности: нарушение логики чтения, неумение находить в тексте нужную информацию.
3. Установи соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найди верное объяснение его значения (для этого текста) из второго столбца, обозначенное буквой. Запиши в таблицу буквы под соответствующими номерами.
СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ
- скорлупа А) твердая природная оболочка
2) аршин Б) мера измерения
В)твердый, панцирный покров у некоторых животных
1 | 2 |
Цель: развивать умение интегрировать и интерпретировать информацию.
Уровень: анализ.
Ключ: 1 В, 2 Б
Возможные трудности: непонимание смысла слов.
4. Расставь события в порядке их следования. Цифра 1 уже стоит.
Мильтон не хотел оставлять черепаху.
Мильтон рассердился.
Собака нашла черепаху.
Мильтон начал грызть черепаху.
1. Пошли на охоту.
Автор отнял черепаху у собаки.
Цель: развивать умение интегрировать и интерпретировать информацию.
Уровень: синтез.
Ключ: 5,6,2,3,1,4
Возможные трудности: ошибки в установлении последовательности прочитанного, неумение возвращаться к тексту для поиска информации.
5. Почему Мильтон взвизгнул и пустил черепаху? Запиши свой ответ, используя информацию текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: развивать умение делать умозаключения на основе прочитанного.
Уровень: оценка.
Ключ: Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Возможные трудности:неумение делать выводы на основе прочитанного.
Блок 2
Интересные факты о черепахах.
Черепаха является рекордсменом по долгожительности среди позвоночных животных. Животные могут жить больше 100 лет. В их панцире есть фосфор. На протяжении дня он может накалиться на солнце и светиться ночью. Обладают прекрасным обонянием, слухом, зрением, осязанием. Запоминают лица людей, с которыми «общаются». От температуры кладки зависит пол будущей особей - если в гнезде низкая температура, то появляются самцы, если высокая, то самочки. Кладка может насчитывать от нескольких до более сотни яиц, в зависимости от вида. Плодовитая оливковая черепаха часто откладывает около 100-110 яиц за раз! Черепахи не высиживают яиц . Детеныши вылупляются после того, как яйца согреваются на солнце. Новорожденные черепашата появляются на свет в твердых панцирях. Могут долгое время обходиться без пищи. Например, болотная черепаха без пищи обходилась целых 5 лет.
1.От чего зависит пол будущей черепахи?
__________________________________________________________________
Цель: Цель: учить находить в тексте информацию, изложенную в явном виде.
Уровень: знание.
Ключ: От температуры кладки зависит пол будущей особей - если в гнезде низкая температура, то появляются самцы, если высокая, то самочки.
Возможные трудности: непонимание прочитанного.
2.Почему панцирь черепахи может светиться ночью?
__________________________________________________________________
Цель: развивать умение находить в тексте нужную информацию.
Уровень: использование.
Ключ: В их панцире есть фосфор. На протяжении дня он может накалиться на солнце и светиться ночью.
Возможные трудности: нарушение логики чтения, неумение находить в тексте нужную информацию.
Прочитай информацию на рисунке и выполни задания.
- Восстанови предложение.
Не у всех видов черепах твёрдый ……… У семейства мягкотелых ………… полностью отсутствуют …………………щитки, поэтому их панцирь на ощупь ………….. и ……………
Цель: развивать умение интегрировать и интерпретировать информацию.
Уровень: синтез.
Ключ: Не у всех видов черепах твёрдый панцирь. У семейства мягкотелых черепах полностью отсутствуют роговые щитки, поэтому их панцирь на ощупь мягкий и кожистый.
Возможные трудности: ошибки в установлении последовательности прочитанного, неумение возвращаться к тексту для поиска информации.
- Заполни пропуски.
Некоторые виды черепах могут прожить без пищи до ____лет и до ____
часов жить в среде без кислорода.
Цель: развитие умения осмысливать и оценивать информацию.
Уровень: использование.
Ключ: до 5 и 10 часов
Возможные трудности: непонимание прочитанного, неумение возвращаться к тексту для поиска информации.
- Используя информацию текста, напиши чем обладают черепахи и что запоминают.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: развивать умение работать с информацией.
Уровень: оценка.
Ключ: Обладают прекрасным обонянием, слухом, зрением, осязанием. Запоминают лица людей, с которыми «общаются».
Возможные трудности: неумение определить главную мысль текста; неумение делать выводы на основе прочитанного.
Блок 3
- Найди отличия художественного текста (выбери несколько правильных ответов). Отметь знаком х верный ответ.
- В тексте прослеживается сюжетная линия.
- Текст содержит научные сведения и факты.
- В тексте преобладает описание конкретных признаков.
- Текст содержит художественное описание событий и образов.
Цель: развивать умение осмысливать и оценивать форму текста.
Уровень: анализ.
Ключ: В тексте прослеживается сюжетная линия.
Текст содержит художественное описание событий и образов.
Возможные трудности: незнание особенностей художественного текста.
- В какую книгу ты бы поместил(а) прочитанные тексты?
НАЗВАНИЕ ТЕКСТА НАЗВАНИЕ КНИГИ
- Черепаха А) Детские рассказы
- Интересные факты Б) Рассказы о животных
В) Энциклопедия о животных
Г) Сборник сказок
Запиши в таблицу каждую выбранную букву под соответствующим номером.
1 | 2 |
Цель: развивать умение интегрировать и интерпретировать информацию.
Уровень: анализ.
Ключ: 1 Б, 2 В
Возможные трудности: непонимание смысла слов.
- Найди в прочитанных текстах схожую информацию о яйцах черепах.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: развивать умение делать умозаключения на основе прочитанного.
Уровень: оценка.
Ключ: Черепахи не высиживают яиц.
Возможные трудности: неумение сравнивать информацию в текстах; неумение делать выводы на основе прочитанного.
Источники информации
Интернет- ресурсы:
- https://skazki.rustih.ru/lev-tolstoj-cherepaxa/
- https://poznavaika.in/
- https://infourok.ru
- https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fsun9-72.userapi.com%2FKA0p52QZGH-81mrKPD2NgzwgcRPZoPBBUiMcxw%2FLDPLVqwnXCY.jpg&lr=213&pos=16&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=интересные%20факты%20о%20черепахе%202%20класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»
laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....
Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...