КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОЙ АКАДЕМИИ ТАЛАНТОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 547 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
методическая разработка
Ведущая идея концепции заключается в создании особых условий поддержки одаренных детей в виде открытия на базе школы структурного подразделения Академия Талантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание особых условий для поддержки одаренных детей | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОЙ АКАДЕМИИ ТАЛАНТОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 547 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
С.А. Стойкова
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 547
Красносельского района
Ведущая идея концепции заключается в создании особых условий поддержки одаренных детей в виде открытия на базе школы такого структурного подразделения как Малая Академия Талантов.
Поддержка талантливых детей является сегодня приоритетной задачей государства. Динамичное развитие всех сфер человеческой жизнедеятельности в современном мире обусловило международный интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.
Проблема раннего выявления одаренных детей в России постепенно принимает масштабный характер и рассматривается на всех уровнях: федеральном, региональном, районном, локальном (уровне образовательной организации) Это обстоятельство способствует тому, что проблема одаренности приобретает особую актуальность. Задача выявления и развития одаренных детей обозначена в качестве важного направления современного образования в законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», Концепции модернизации российского образования, Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов; выделена как приоритетная в подпрограмме «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». С мая 2017 года Россия вошла в десятилетие Детства, где также важнейшей задачей обеспечения качественного детства ребенка становится раннее выявление и поддержка детской одаренности, создание вариативных условий для раскрытия талантов каждого ребенка, наращивания его возможностей, удовлетворение разнообразных познавательных и социальных интересов.
Разрабатываются инновационные программы раннего выявления детей с признаками одаренности, проектируются долгосрочные программы поддержки одаренной молодежи, осуществляется поиск наиболее оптимальных условий для развития их потенциала. Пересматриваются теоретические положения, касающиеся феноменологии одаренности, рассматриваются разные подходы к проблеме одаренности.
В настоящее время серьезным препятствием на пути создания качественного процесса поддержки одаренных детей становится разрозненность форм работы с данными субъектами. Разрозненные звенья этой работы должны быть организованы во взаимосвязанную систему, создающую условия для выявления разнообразных видов одаренности и создания возможности максимально широкого проявления талантов, а также условия, предоставляющие адекватные образовательные возможности вплоть до продуктивного включения одаренного человека в профессию.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. отмечается, что обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, связано с рядом задач, в числе которых работа с одаренными детьми. Особо подчеркивается, что отсутствие комплексности в системе целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью является серьезной проблемой российского образования.
Важным аргументом в пользу создания такого структурного подразделения школы как Малая Академия Талантов становится изменение отношения общества и государства к образовательным результатам как дошкольного, так и общего образования. В настоящее время существуют долгосрочные стратегии социально-экономического развития нашей страны, где подчеркивается важность формирования универсальных надпредметных результатов таких как:
коммуникация (наличие у человека умений позволяющих ему успешно общаться в обществе, устанавливать контакты, позитивно и конструктивно выстраивать диалог, владеть стратегиями развития диалога и избегания конфликтов в процессе общения);
кооперация (умение человека работать в команде, распределять роли и направления работы каждого члена команды, прислушиваться к мнению участников команды, координировать свою работу в рамках командой детальности);
критичность мышления (умение человека ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк. Умение сортировать информацию на важную и нужную для решения задачи, второстепенную, неактуальную и не нужную на данный момент);
креативность (умение человека применять абсолютно нестандартные и вариативные способы решения задачи, выход из рамок формальности, предложение решений, которые никто никогда не предлагал и не использовал).
Выделенные «навыки XXI века» важно формировать уже сейчас, что позволяет обеспечить ребенку успешность во всех сферах его жизнедеятельности, а в дальнейшем создать условия для успешного профессионального старта.
Включение ребенка в работу Малой Академии Талантов позволяет ему нарастить опыт участия в исследовательских проектах, освоить вариативные формы презентации продуктов образовательно-исследовательской деятельности, что значительно увеличивает шансы успешного участия в конкурсном движении, в грантах, старт-апах, проводимых за пределами школьного образовательного пространства.
Аналоговый анализ существующих практик организации подобных проектов показывает, что в настоящее время уже сложился достаточно богатый опыт поддержки одаренных детей. В регионах России используются такие форматы работы с одаренными детьми, как центр дополнительного образования при вузе, научное общество учащихся, ассоциация инновационных школ, летние и зимние профильные школы для работы с академически одаренными детьми. Спектр перечисленных моделей обуславливается спецификой региона: наличием материально-технического и кадрового потенциала и других условий.
Такие практики позволяют реализовывать основные принципы образования: непрерывности, преемственности и элитарности, обеспечивает высокий уровень универсального образования учащихся на переходных этапах (дошкольная ступень – школа – вуз) образовательного процесса. Основными целями таких проектов становятся:
- обеспечение условий для развития творческого потенциала личности и раскрытия индивидуальных способностей учащихся путем включения их в исследовательскую познавательную деятельность и обеспечение социальной активности и инициативности в ходе защиты проектов и идей.
- выявление на ранних стадиях интеллектуальной и творческой элиты, профессиональная ориентация ее будущих представителей.
Что же такое Малая Академия Талантов, организованная на базе ГБОУ СОШ № 547? Это особое исследовательско-образовательное пространство как для будущих, так и для настоящих обучающихся учреждения, где создаются условия для раскрытия потенциала каждого ребенка. Как форма дополнительного образования Малая Академия Талантов обеспечивает более широкие возможности для проявления индивидуальных способностей учащихся, одаренных в той или иной области жизни и деятельности, и развитие которых в традиционном учебно-воспитательном процессе затруднено.
В основу работы Академии положен системный принцип, который позволяет рассматривать работу с одаренными детьми как целостный непрерывный процесс, где все компоненты системы работают на единый результат – обеспечение успешности ребенка на разных возрастных этапах его развития. В вертикальной плоскости в данную систему могут быть вовлечены дети разных возрастов: от дошкольников до выпускников школы, что позволяет обеспечить стабильность поддержки разных видов детской одаренности. В горизонтальной плоскости работа Академии предполагает систему работы с каждым ребенком от выявления его потенциальных возможностей, потребностей и интересов до создания и реализации маршрута его сопровождения как обучающегося академии.
В таком понимании Академия может рассматриваться как «питомник» для выявления и поддержки одаренных детей в различных областях современных знаний, позволяет обеспечить непрерывность образования, сочетать глубокую общую подготовку с ранней специализацией, активное включение обучающихся разных классов в исследовательскую деятельность. В практике работы Академии с одаренными детьми планируется использовать одну из трех стратегий педагогического взаимодействия (по Рензулли), а именно, стратегию группирования, которая предполагает объединение учащихся в группы по интересам в разных образовательных областях. А также обеспечивает возможность каждому ученику Малой Академии Талантов включиться в различные аспекты исследовательской деятельности: проведения научной работы, включающую выбор темы исследования, обзор научной литературы, ознакомление со справочной и иной информацией по данной теме, постановку задачи и определение цели исследования, проведение экспериментальных наблюдений, сбора и статистической обработки данных, а при необходимости – и графических построений, возможное теоретическое обоснование полученных результатов, формулирование выводов, а также предварительное обсуждение научной работы, подготовку к научному форуму, апробацию доклада, оформление результатов исследований, овладение навыками демонстрации диапозитивов, чертежей, подготовка тезисов и в целом работы к публикации и др. Все программы Малой Академии Талантов ориентированы на углубленное изучение того или иного предмета, выходя за рамки базового учебного плана. Форматы взаимодействия кураторов (тьютеров, коучей) с учащимися Малой Академии Талантов предполагают свободную коммуникацию: дискуссии, семинары, мастер-классы, коворкинги. Такие формы работы позволяют создать особую микросреду, в которой дети объединены общими целями самоутверждения, лидерства, условиями для реализации своей индивидуальности в той или иной области знаний.
Малая Академия является структурным элементом СОШ № 547, выступая в качестве одной из форм индивидуальной работы с одаренными детьми. Работа Академии позволяет решать вариативные задачи, в частности: - развивать интересы и способности, учащихся к исследованию окружающей нас естественной и социальной среды, к углубленному изучению одной из выбранных ими отраслей науки, техники и искусства;
- знакомить учащихся с современной тематикой и методами научноисследовательских работ, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой;
- привлекать учащихся к непосредственному участию в выполнении актуальных для района и региона исследований, учить их обработке соответствующих данных и анализу полученных результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ.
Для работы с юными исследователями – членами Малой Академии – могут привлекаться ведущие специалисты из разных отраслей экономики региона, что оказывает на учащихся решающее профориентационное влияние, способствуя обоснованному выбору ими своей будущей профессии и продолжению обучения в высшем учебном заведении.
Структура Академии весьма мобильна и может гибко изменяться под запросы и интересы обучающихся. На базе Академии могут создаваться постоянно действующие и временные научные объединения, такие как исследовательские кафедры и лаборатории, инкубаторы идей, творческие проектные группы и т.п.
Такие формы работы обучающихся могут создаваться уже с начальных классов. Например, понимая возможности ребенка 6 - 11 лет можно организовать работу математической лаборатории, лаборатории природоведения, кафедры литературы и истории и т.п.
Для каждой лаборатории (кафедры, инкубатора) разработана своя образовательная программа, которая учитывает возрастные особенности обучаемых и непременно включает углубленное, выходящее за рамки государственного образовательного стандарта, содержание данного предмета. Для обеспечения координации и межпредметности взаимодействия педагогов и обучающихся в рамках Академии целесообразным представляется работа смешанных команд, когда тематика исследования носит межпредментый характер и позволяет разработать идею, используя потенциал различных кафедр и лабораторий. Это создает особые условия для развития одаренных детей, позволяет осуществлять межпредметные исследования, обобщать полученные данные, создавать комплексные презентации проектов, идей, творческих работ и т.п.
В рамках работы Академии предполагается использовать тематические события как регулярного, так и временного характера: научные недели, симпозиумы, диспуты и дебаты, коворкинги, ярмарки проектов и идей с привлечением районного и городского образовательного и научного сообщества. Это позволит не только адресно поддержать наиболее интересные продукты исследовательской деятельности обучающихся, но будет наращивать опыт самопрезентации членов Академии, ведения деловой коммуникации. Кроме того, сессионно могут проводится сезонные научные и исследовательские интенсивы (летние, зимние академические школы) тематического характера, с привлечением ярких представителей образования, науки, бизнеса, других отраслей региональной экономики.
Таким образом, организация Малой Академии Талантов позволяет создать благоприятные условия для позитивной социализации и индивидуализации каждого ребенка, начиная с дошкольного возраста (через включение детей, посещающих школу дошколят или осуществления социального партнерства с близлежащими дошкольными организациями), для поддержки успешности каждого ребенка соразмерно его возможностям, запросам и потребностям, активизировать пространство школы, сделав его интерактивным, дружелюбным по отношению к детям, обеспечить возможность проявления детьми активности, инициативности, самостоятельности, свободы выбора, что создает предпосылки для формирования устойчивой субъектной позиции подрастающего поколения, готовности и желания включаться в решение вариативных задач жизни и деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС НА БАЗЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ. УМК «FОRWARD». Учитель англ. языка Гюнинен И.В. ГБОУ Лицей 369 Красносельского района Санкт-Петербурга
Учителя нашего образовательного учреждения работают по УМК «Forward» второй год. Как указано в Программе к данному учебному комплексу, «данный курс создан на основе стандартов начального образов...
Результаты и опыт работы ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт – Петербурга по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся младшей школы.
Статья для родителей и педагогов....
Воспитатель группы продлённого дня - личность и профессионал в ГБОУ № 54 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Методика и опыт воспитателя группы продлённого дня....
"История дефектологии Красносельского района Санкт-Петербурга: современная школьная логопедия".
В последние годы заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями речи. Кроме основной коррекционно-развивающей работы с учащимися логопеды райо...
Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга
Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья»....
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 2 «Б» ГБОУ СОШ № 427 КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 2 «Б»ГБОУСОШ № 427 КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАНА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОДЦель:· Систематизация воспитательной работы по фо...
Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия " Путешествие по православным храмам Красносельского района Санкт-Петербурга"_предмет: "Основы религиозных культур и светской этики"
Данное занятие способствует формированию знаний у обучающихся о православных храмах Санкт-Петербурга. Обучающиеся научатся как входить и вести себя в православном храме, ...