Программа курса "Умники и умницы" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса "Умники и умницы" | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия г. Советский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Умники и умницы»
4 в класс
Составитель: Секисова Н.Г., учитель начальных классов
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка к программе курса
« Умники и умницы »
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса.
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. .
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
- Формировать и развить коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
- Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 4 класс – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
- воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса во втором классе
В результате изучения данного курса в четвёртом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса в четвёртом классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
Содержание программы. 4 класс (34 занятия)
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Рекомендуемая модель занятия такова:
- «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
- Разминка (3-5 минут).
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Логически-поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых за дач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
- Весёлая переменка (2-3 минуты).
- Решение нестандартных задач (10-15 минут).
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение! решения задачи.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 4, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
Планирование составлено на основе:
- Программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы)
- Методических пособий для учителя (1-4 класс)
- Комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 1-4 классов.
Учебно-тематический план 4 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во упражнений |
1. | Развитие концентрации внимания | 10 |
2. | Развитие слуховой памяти | 5 |
3. | Развитие зрительной памяти | 5 |
4. | Развитие способности рассуждать | 4 |
5. | Развитие пространственного воображения | 4 |
6. | Развитие логического мышления | 4 |
7. | Решение логических задач | 24 |
8. | Работа со спичками | 4 |
9. | Поиск закономерностей | 4 |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Развивающие способности | кол-во часов | дата | |
по плану | по факту | ||||
1 | Диагностика уровня развития познавательных процессов | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года | 1 | 1.09 | 1.09 |
2 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания | 1 | 8.09 | 8.09 |
3 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания, аналитических способностей | 15.09 | 15.09 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач | Развитие слуховой памяти, способности рассуждать | 1 | 22.09 | 22.09 |
5 | Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач | Развитие зрительной памяти, аналитических способностей | 1 | 29.09 | 29.09 |
6 | Поиск закономерностей. Решение логических задач | Развитие способности рассуждать | 1 | 6.10 | 6.10 |
7 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками | Развитие пространственного воображения | 1 | 13.10. | 13.10 |
8 | Развитие логического мышления. Решение логических задач | Развитие логического мышления, способности рассуждать | 1 | 20.10 | 20.10 |
9 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания, аналитических способностей. | 1 | 27.10 | 27.10 |
10 | Тренировка внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания способности рассуждать | 1 | 10.11 | 10.11 |
11 | Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач | Развитие слуховой памяти, аналитических способностей | 1 | 17.11 | 17.11 |
12 | Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач | Развитие зрительной памяти, умения рассуждать | 1 | 24.11 | 24.11 |
13 | Поиск закономерностей. Решение логических задач | Развитие способности рассуждать | 1 | 1.12 | 1.12 |
14 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками | Развитие пространственного воображения | 1 | 8.12 | 8.12 |
15 | Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. | Развитие логического мышления | 1 | 15.12 | 15.12 |
16 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания, способности рассуждать | 1 | 22.12 | 22.12 |
17 | Тренировка внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания, аналитических способностей | 1 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач | Развитие слуховой памяти, способности рассуждать | 1 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач | Развитие зрительной памяти, аналитических способностей | 1 | ||
20 | Поиск закономерностей. Решение логических задач | Развитие способности рассуждать | 1 | ||
21 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками | Развитие пространственного воображения. | 1 | ||
22 | Развитие логического мышления. | Развитие логического мышления | 1 | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания, аналитических способностей | 1 | ||
24 | Тренировка внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания, аналитических способностей | 1 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач | Развитие слуховой памяти, способности рассуждать. | 1 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач | Развитие зрительной памяти аналитических способностей | 1 | ||
27 | Поиск закономерностей. | Развитие способности рассуждать | 1 | ||
28 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками | Развитие пространственного воображения | 1 | ||
29 | Развитие логического мышления. | Развитие логического мышления | 1 | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания, умения рассуждать и анализировать | 1 | ||
31 | Тренировка внимания. Решение логических задач | Развитие концентрации внимания, логических способностей | 1 | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач | Развитие слуховой памяти, рассуждать и анализировать | 1 | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач. Поиск закономерностей | Развитие зрительной памяти, аналитических способностей рассуждать и анализировать | 1 | ||
34 | Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов). Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года | Выявление уровня развития познавательных процессов | 1 |
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
- 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень.
Материально-техническое обеспечение
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» | Методическое пособие для 1 - 4 классов |
2 | Н.А.Криволапова | Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся |
3 | Д.В. Григорьев | Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
4 | М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
5 | А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Дополнительная учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Языканова Е.В. - ,М.:Издательство «Экзамен», 2012 | «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 - 4 класс» | Учебное пособие |
2. | Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2011 | «Олимпиады по математике. 1 - 4 класс» | Пособие |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей » | Рабочие тетради в 2-х частях. |
Дополнительная учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Языканова Е.В. - ,М.:Издательство «Экзамен», 2012 | «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 – 4 класс» » | Учебное пособие |
2. | Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2013 | «Олимпиады по математике. 1 – 4 класс» | Пособие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...