Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования УУД у учащихся начальной школы. Опыт работы.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предлагаемый доклад показывает возможности проектно-исследовательской работы в начальной школе на примере отдельной гимназии. Исходя из понятий "проектная деятельность" и "учебный проект", раскрывается структура проекта и его особенности в начальной школе, что приобретают учащиеся при работе над проектами в своей исследовательской деятельности. Показана роль учителя в ходе работы над каждым этапом подготовки проекта и приведены примеры различных проектов учащихся нашей гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе | 149.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете учителей МБОУ «Гимназия №5»
на тему
«Проектно - исследовательская деятельность
как средство формирования УУД у учащихся начальной школы. Опыт работы»
Подготовила учитель начальных классов,
руководитель НОУ «Светлячок»
Колпакова Алина Витальевна
г. Дзержинский
03.10.2017
«Проектно - исследовательская деятельность
как средство формирования УУД
в начальной школе. Опыт работы»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является проектный метод обучения.
Учебный проект с точки зрения учителя— это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки как проектирования, так и исследования у обучающихся.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность обучающихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности.
«Изюминка» проектно-исследовательской деятельности хорошо показана в стихотворении Н. Рыленкова:
Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицей, —
Пока идёшь за кем-то вслед, дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал и по какой распутице,
Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. “Детей не нужно учить любопытству.” (А. Маслоу).
Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую программу основной и старшей школой. Таким образом, одна из задач начальной школы – создать условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности.
Проект – это «пять П »:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, планы, отчёты.
Особенностью проектной деятельности в начальной школе является то, что:
- её основная цель – овладение элементами проектирования (т.е. целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий).
-Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или
близкие к ним.
- Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
- Длительность выполнения и объем проекта или исследования небольшой. В 1-2 классах целесообразно ограничить в режиме нескольких урочно-внеурочных занятий или 1-2 уроками- это мини-проекты. Долгосрочные проекты требуют длительной подготовки, но не должны превышать 5-7 минут выступления.
Проектно-исследовательская практика:
С 1 по 2 класс в основном работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель же может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Важно отметить, что каждый исследовательский проект должен быть защищен.
Проектно – исследовательская работа может занимать как часть урока, серию уроков, а также переходить во внеурочную деятельность.
- Наличие сотрудничества в процессе работы над проектом: это общая деятельность и согласованность действий детей, учителя-наставника и родителей. Совместное общение и взаимопонимание. Помощь родителей в начальной школе необходима.
- Формы организации проектной деятельности: традиционные занятия, праздники, спектакли, экскурсии, социальные акции, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация.
Что приобретают учащиеся при работе над проектами в результате исследовательской работы?
На уроках и занятиях во внеурочное время мы только приобретаем знания и развиваем умения и навыки исследовательского поиска.
К интеллектуальным умениям относятся умение работать с разнообразной информацией, анализировать её, делать выводы, учимся работать с различной справочной литературой.
Коммуникативные умения - умение дискутировать, умение слушать и
слышать товарищей, отстаивать свою точку зрения, умение находить
компромисс с собеседником.
Приобретает и творческие умения - умение генерировать идеи, находить не одно, а несколько решений одной и той же проблемы, прогнозировать последствия.
Таким образом, через проектную деятельность формируются все виды универсальных учебных действий (УУД):
1) Личностные УУД:
- адекватная самооценка; испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
- мотивационная основа учебной деятельности; формирование интереса
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
2) В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектно-исследовательская деятельность играет важную роль:
- учащиеся учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
3) Познавательные УУД: проектно-исследовательская деятельность даёт возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез , классифицировать ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ (Строить графики, создавать презентации).
4) Коммуникативные УУД. Обучающиеся в ходе проектной деятельности учатся:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи . (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение .
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все предметные области.
Проектно-исследовательская практика
“ Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому” (К.Э. Циолковский)
Дети по своей природе – исследователи. С педагогической точки зрения
неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является для меня основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Отражение УУД в видах деятельности педагога и ученика представлены в таблице и проходят через все этапы работы над проектом:
В нашей гимназии
Учителя начальной школы активно используют метод проектов на разных уроках.
Плодотворно работает научное общество учащихся «Светлячок», постоянно ведется работа над различными исследовательскими проектами.
Опыт работы начальной школы нашей гимназии показывает, что на первом и втором годах обучения логично создавать проекты творческой и культурологической направленности. Эта тема, личностно-значима для детей, а характер работы отвечает ведущему виду деятельности учащихся этого возраста.
Примеры:
Творческий проект «Светлый праздник Рождества» выполнен командой учащихся 1 класса. Представляет собой проект с элементами исследования, моделирования и театрализации. Результатом стало создание комплекса проектных продуктов, призванных служить единой цели – познакомить и приобщить младших школьников к традиции празднования Рождества.
Проектные продукты: 3-мерная модель Рождественского вертепа, адаптированный рассказ, посвященный истории и смыслу Рождества, интерактивная театрализация «Идет Коляда».
Другой пример творческого проекта: проект «Мой друг пластилин», который предполагал коллективное создание панно «Подводный мир» или в рамках проекта «Волшебный мир тряпичной куклы», проведение учеником мастер-класса по изготовлению народной куклы Куватка.
Краеведческие проекты имеют целью изучить историю и современность малой родины.
Пример: проект «Сия вся угреша сердце мое…» Экскурсия по г. Дзержинский (2й класс)
Данная работа представляет собой проект с элементами краеведческого исследования и издательской деятельности.
Цель – создать экскурсию по городу, которая расскажет о самых интересных и красивых местах Дзержинского, связанных с историей и культурой нашего края. В ходе реализации был создан проектный продукт – информационный буклет, включающий карту центра города Дзержинский, маршрут экскурсии по его культурно-историческим достопримечательностям, фото и краткое текстовое описание каждой точки разработанного маршрута.
Экологическе проекты, имеющие целью способствовать улучшению экологической ситуации в родном городе.
Пример: Проект «Зеленый город – здоровый город
Учащиеся 2 Е класса провели сбор макулатуры, исследовали полезные свойства растений нашей природной зоны, посадили несколько молодых деревьев на территории гимназии.
Социально-значимые проекты:
Проект «Собираем крышки – спасаем жизни» - долгосрочный проект, продолжающийся в начальной школе, по сбору пластмассовых крышек, на деньги от которых, уже была куплена инвалидная коляска для ребенка-инвалида.
Проект «Сбережем планету вместе».
Ежегодно учащиеся начальной школы нашей гимназии принимают активное участие в научно-практических конференциях муниципального уровня и успешно защищают свои проекты.
Но проектная деятельность нашей начальной школы выходит за рамки гимназии. В нашем активе имеется опыт успешной защиты проектов на региональной научно- исследовательской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО. Два проекта начальной школы заняли первые места на своих кафедрах в 2016 году.
Есть опыт участия во Всероссийский заочный конкурс проектных работ "Созидание и Творчество", проводится «Малой академией наук ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» г. Обнинск при поддержке Министерства образования РФ. Проекты, подготовленные учениками начальной школы под руководством учителя начальных классов Елисеевой О.М. удостоены дипломов 1 и 2 степени. Они вошли в Ежегодный сборник по итогам всех конференций Академии ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО.
Заключение:
Проектно-исследовательская деятельность несомненно обеспечивает хороший образовательный эффект: учит детей организовывать деятельность, размышлять, оценивать результаты своих действий с точки зрения этических и социальных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.
Проектная деятельность помогает формировать все виды универсальных учебных действий. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности, т.е. для успешной реализации ученических проектов. Что активно и делается учителями нашей гимназии.
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС
Особенности проектной деятельности и влияние на формирование ключевых компетенций младших школьников...
Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД
В работе прописаны этапы формирования ууд через проектно-исследовательскую деятельность...
мастер класс по теме: "Работа с информацией в ходе проектно-исследовательской деятельности как основа формирования информационной компетенции учащихся"
материал для проведения мастер класса...
Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО....