Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД
статья (4 класс) на тему

В работе прописаны этапы формирования ууд через проектно-исследовательскую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД

 В условиях перехода на новые образовательные стандаурты   важнейшей задачей образования является научить детей учиться. На первое место выходит проектно-исследовательская деятельность. Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я не услышу. Покажи мне - и я не увижу. Вовлеки меня - и я научусь”.  Проектно-исследовательская деятельность позволяет организовать учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в активный  учебный процесс. Ученик совместно с учителем ставит цели своей деятельности, планирует ее, активно работает с разными источниками информации, самостоятельно делает выводы, анализирует процесс и результаты своей деятельности.

 Что такое проектная деятельность? Проектно-исследовательская деятельность - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

Что же такое исследовательская деятельность. Это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя.

В чем отличие проектной от исследовательской деятельности. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых   закономерностей и т.п.

  • исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция.

Работая по системе учебников “Школа России”, активно используем проектную деятельность младших школьников на уроках.  

  Типы проектов

     Целый пласт проектов-наблюдений для самых маленьких - наблю дения за природой.  

Наблюдение за жизнью домашних животных, птиц за растения ми, за делами человека - все это может вылиться в проекты в начальной школе. Тем более что ведение дневников наблюдений - прием хорошо известный и не новый. Дневник наблюдений - основа проекта Правило записывать все проекты в особые тетради, фиксировать ход работы над проектом и конечные результаты работы дает достаточно материала для упражнений в письме и счете. Правда это возможно тогда, когда человек уже немножко умеет читать и писать. До этого момента итогом наблюдений становятся устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями.

Идея проекта-рассказа достаточно многогранна. Возможны рас сказы как результат детского творчества и детской фантазии, а также как результат изучения ряда тем школьных предметов. Это:

  • устный рас сказ (придуманная фантастическая история на заданную (выбранную) тему, рассказ-наблюдение, патриотические, исторические, географические, природоведческие и другие рассказы),
  • рассказ-песня,
  • музыкаль ный рассказ,
  • рассказ-картина.

Проекты-рассказы дают достаточно материала для упражнения в чтении и прохождении необходимого минимума по истории, природоведению, географии и др. Просмотр фильма тоже может стать основой проекта-рассказа.  

Конструктивные проекты. Сюда относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе. Изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Важен момент проектирования игр, подготовка к ним, изготовление самими учениками необходимых принадлежностей. Эта группа проектов наиболее понятна учителям в силу конкретности результата. Объекты труда известны, так как связаны с развитием моторики рук, присущим данному возрасту. Задача только в том, чтобы придать традиционным заданиям проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обосно вания, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного (варианта) и рефлексии в конце работы.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Экскурсионные проекты. Программа обучения в младшей школе обычно насыщена разного рода экскурсиями. Этот факт является хорошим поводом превратить экскурсии в серию детских проектов. Целью таких проектов является определение интересов и склонностей каждого ребенка. Создаётся структурная схема проектов, в основу которой, положена программа экскурсий.   В результате реализации плана проекта даже самый отстающий ученик знает, зачем он идет, что ему надо от экскурсии. Ведь прежде чем состоится каждая экскурсия-проект, она детально планируется. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут свои отзывы, вербализуя впечатления, наблюдения, полученные знания.

 

  • Игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта
  • Творческие проекты предполагают максимально свободный и  нетрадиционный подход к оформлению                                                                                                       результатов.
  • Ролевые  проекты. Такими проектами могут быть в начальной школе инсценировка загадки, или отрывка сказки.
  • Фантастические проекты ориентированы на разработку несуществующих объектов и явлений.

  В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса.   На  данном  этапе ученик  участвует  в  деятельности,  но  не  может  быть  самостоятельным  в  ней.    

      Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, технологии и в форме коллективных творческих дел. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

      Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.        

      Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Тема требуется необычная, интересная, оригинальная. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.  

  Необходимо вместе обсуждать, чему он научился в результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладел.  Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности - задача учителя. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.

     Совместная работа ребенка- учителя- родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

 Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.  

 Рассмотрим как в процессе работы происходит формирование ууд.

 Начало любого исследования – это выбор темы, который помогает  формировать личностные универсальные учебные действия, а именно  установление учащимися связи между деятельностью и её мотивом. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Чтобы ребенок определился с темой, предлагаю ему ряд вопросов: Что тебе  интересно больше всего? Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем ты мог бы гордиться?

           После формулировки темы учим ребенка формулировать цель исследования, т.е. предлагаем ему ответить на вопрос, зачем ты это будешь делать, тем самым развиваем регулятивные универсальные учебные действия, а именно  целеполагание. Затем уточняем задачи. Объясняю, что задачи – это основные шаги для достижения  цели.  Очень важный шаг исследования – это выдвижение гипотезы.  Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.    Обучение выдвижению гипотез  способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.

        Следующий этап исследования – составление плана работы. Для того чтобы составить план, прошу ответить на вопрос, как мы можем узнать что-то новое о том, что ты исследуешь. Определяем, какими методами мы можем воспользоваться. А затем выстраиваем их по порядку:

1.Подумать самостоятельно.

2.Спросить у других людей.

3.Посмотреть книги о том, что исследуешь.

4.Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.

5.Обратиться к компьютеру, посмотреть в Интернете.

6.Понаблюдать.

7.Провести эксперимент.

Планирование деятельности и работа по плану позволяют развивать регулятивные универсальные учебные действия. Следующий шаг – это сбор информации. Действовать начинаем по составленному плану.         Обобщение изученных данных и подготовка к представлению результатов -  самый сложный этап исследования. На первых порах активно помогаю своим исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это сложная задача. Именно  на этом материале формируются все виды универсальных учебных действий.

        Как только информация обобщена, происходит защита исследовательской работы.  Здесь формируются коммуникативные учебные действия.  

Таким образом, постепенно, шаг за шагом дети учатся добывать знания самостоятельно, делать свои маленькие открытия.

 Формирующиеся в процессе учебно-исследовательской деятельности  умения являются составной частью универсальных учебных действий, необходимых учащимся для успешного обучения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС

Особенности проектной деятельности и влияние на формирование ключевых компетенций младших школьников...

Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций студентов

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования; организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся как одному из фак...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...