Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС.
учебно-методический материал

Курнявко Ирина Викторовна

  В данной работе представлены   приемы создания проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технология проблемного диалога.59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

 как средство реализации ФГОС.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

·         Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

·         Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. (методы создания учебной проблемы)

· Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.

Данный метод постановки учебной проблемы предполагает 4 действия:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.

3. Побуждение к формулированию учебной проблемы.

4. Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

                         Приемы создания проблемной ситуации.

Приём 1. Одновременно классу предъявляю противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. 

Дети слушают диалог двух учащихся:

- Страус эта птица, потому что у него есть крылья.

- Страус это не птица, потому что он не умеет летать.

- Кто из детей прав?- спрашиваю я. Дети не знают ответа на вопрос, так возникает проблема: «Кто такие птицы?» и определена тема урока.

Приём 2. Сталкиваю различные мнения самих учеников. Предлагаю детям вопрос на новый материал. Возникший разброс мнений вызывает у учащихся удивление. 

«Разные мнения»

На доске картинки «пруд» и «прут».

Дети записывают названия картинок на листах и вывешивают на доску под каждой картинкой. Получились разные варианты.

Спрашиваю:  «Почему разные ответы, ведь задание было одно для всех? Чего мы не знаем? Какая тема урока?»  

Дети отвечают: «Парная согласная на конце слова».

Урок русского языка. 2 класс. Тема «Алфавит».

У нас есть классный журнал, в котором записаны все ваши фамилии. Как вы думаете,  в каком порядке записаны фамилии учеников? (дети дают разные ответы: по порядку, по партам, по росту и т.д.)

 Прошу прочитать одного ребёнка  список учащихся в классном журнале и задаю вопрос: «Почему именно в таком порядке записаны ваши фамилии?». Дети убеждаются, что фамилии записаны в алфавитном порядке ,формулируют тему урока.  Потом  спрашиваю: «Где ещё может понадобиться знание алфавита?» Ответив на вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы.

Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:  

шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;

шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Урок математики. 1 класс.

Тема: «Масса».

Создание проблемной ситуации: Перед детьми гиря 1кг и пуховая подушка весом 1кг. Спрашиваю: «Что тяжелее?» (дети дают разные ответы, аргументируя свой выбор). Так происходит побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.

Далее взвешиваем на весах, т. е. предъявляю факт. Дети испытывают удивление, т.е. происходит побуждение к осознанию противоречия. Таким образом, подвожу детей к теме урока.

Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)

Математика 2 класс.

Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 4-х куриц.

2 + 2 + 2 + 2 = 8

Затем задаётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками. Тема урока: Знакомство с умножением.

Приём 5.  Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущим.

На доске ряд чисел. Я прошу ребят выписать в столбик однозначные числа и умножить их на 7. Дети легко справляются с заданием. Потом предлагаю  выписать  в другой столбик двузначные числа и тоже умножить их на 7. Дети задание выполнить затрудняются. Тогда я спрашиваю: «Почему не смогли выполнить это задание? Чем оно отличается от первого? Какова будет тема урока?»  Дети определяют тему урока: «Умножение двузначного числа на однозначное».

Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно.

Приём 6.

шаг 1. Учитель даёт  невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим  

шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

 Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника»  4 класс.

На доске изображение прямоугольника.

Найдите его площадь.

И в том и в другом случае у детей получается следующее:

  S  = 5 х 4 = 20 кв.см                             S  = 5 х 4 = 20 кв.см

Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.

Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации.

 Подводящий диалог  представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но  учитель в таком диалоге опирается на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся.

Урок русского языка. 3 класс.  Тема: «Безударные гласные в приставках»

-  Запишите слова: «забег, поход, подкоп»- дети записывают слова

-  Поставьте ударение. – дети ставят ударение.

-  Подчеркните безударные гласные. – дети подчёркивают.

- Обозначьте ту часть слова, где находятся безударные гласные. – дети обозначают приставку.

- Значит, какая тема урока? – дети отвечают: «Безударная гласная в приставках.»

На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Урок окружающего мира 1 класс

Тема «Где зимуют перелётные птицы?»

Постановка темы и цели урока.

- А знаете ли вы, что есть птицы, которые никогда не видели зимы?

Послушайте разговор ласточки и журавля и подумайте, почему они не

видели зиму.   (Инсценировка)

-Здравствуй ласточка!

-Здравствуй журавль!

- Скоро пора улетать, в тёплые края?

- Да, готовимся к отлёту.

- Я тоже скоро улетаю, туда,  где всегда тепло, а мне очень хочется  посмотреть на  зиму.

- Я тоже никогда не видел зимы.

- Почему ласточка и журавль не видели зимы? (Улетают в теплые страны)

-Как называются такие птицы? (Перелетные)

-Давайте проведём исследование, в ходе которого выясним, где же зимуют

эти птицы. Это и есть тема нашего урока.

-Сформулируйте тему урока в виде вопроса. (Где зимуют перелётные

птицы?)

-Что бы вы хотели узнать о перелетных птицах? Поставьте вопросы,

используя слова почему, куда, как (Почему перелетные птицы улетают с приходом холодов? Куда улетают перелетные птицы? Как люди узнают, в каких странах зимуют перелетные птицы?)

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1.Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего

проблемную ситуацию.

-Заспорили однажды птицы: кому лететь в теплые страны, а кому остаться.

Помогите им принять решение. Вы сейчас будете работать в парах.

- Разделите птиц на две группы: зимующих поселите в зимнем лесу, а

перелетных поместите в стаю улетающих птиц.

2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

-Как же так, задание одно, а выполнили его по-разному. Почему? Может

быть мы не знаем чего-то важного, нам не хватает знаний?

Попробуйте объяснить, почему одни птицы должны улететь, а другие могут остаться -выскажите предположение. ( Им холодно, ....)

Но тогда почему не все птицы улетели в теплые края?

3.Поиск решения проблемы.

-Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края.

Для уроков окружающего мира наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»

Для уроков русского языка и математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»

Технология проблемно-диалогического обучения является:

  • результативной

     обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • здоровьесберегающей

      позволяет снижать нервно-психические нагрузки

      учащихся за счет стимуляции познавательной

      мотивации и «открытия» знаний;

  • общепедагогической

    реализуется на любом предметном содержании и

     в любой образовательной ступени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение в условии реализации ФГОС

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...

Программа саморазвития педагога: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ».

В период  перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в р...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС»»

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога....

Выступление на ШМО по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС» (презентация)

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога....