Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС.
учебно-методический материал
В данной работе представлены приемы создания проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проблемного диалога. | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения
как средство реализации ФГОС.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
· Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
· Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. (методы создания учебной проблемы)
· Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.
Данный метод постановки учебной проблемы предполагает 4 действия:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.
3. Побуждение к формулированию учебной проблемы.
4. Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Приемы создания проблемной ситуации.
Приём 1. Одновременно классу предъявляю противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Дети слушают диалог двух учащихся:
- Страус эта птица, потому что у него есть крылья.
- Страус это не птица, потому что он не умеет летать.
- Кто из детей прав?- спрашиваю я. Дети не знают ответа на вопрос, так возникает проблема: «Кто такие птицы?» и определена тема урока.
Приём 2. Сталкиваю различные мнения самих учеников. Предлагаю детям вопрос на новый материал. Возникший разброс мнений вызывает у учащихся удивление.
«Разные мнения»
На доске картинки «пруд» и «прут».
Дети записывают названия картинок на листах и вывешивают на доску под каждой картинкой. Получились разные варианты.
Спрашиваю: «Почему разные ответы, ведь задание было одно для всех? Чего мы не знаем? Какая тема урока?»
Дети отвечают: «Парная согласная на конце слова».
Урок русского языка. 2 класс. Тема «Алфавит».
У нас есть классный журнал, в котором записаны все ваши фамилии. Как вы думаете, в каком порядке записаны фамилии учеников? (дети дают разные ответы: по порядку, по партам, по росту и т.д.)
Прошу прочитать одного ребёнка список учащихся в классном журнале и задаю вопрос: «Почему именно в таком порядке записаны ваши фамилии?». Дети убеждаются, что фамилии записаны в алфавитном порядке ,формулируют тему урока. Потом спрашиваю: «Где ещё может понадобиться знание алфавита?» Ответив на вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы.
Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Урок математики. 1 класс.
Тема: «Масса».
Создание проблемной ситуации: Перед детьми гиря 1кг и пуховая подушка весом 1кг. Спрашиваю: «Что тяжелее?» (дети дают разные ответы, аргументируя свой выбор). Так происходит побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.
Далее взвешиваем на весах, т. е. предъявляю факт. Дети испытывают удивление, т.е. происходит побуждение к осознанию противоречия. Таким образом, подвожу детей к теме урока.
Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)
Математика 2 класс.
Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 4-х куриц.
2 + 2 + 2 + 2 = 8
Затем задаётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками. Тема урока: Знакомство с умножением.
Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущим.
На доске ряд чисел. Я прошу ребят выписать в столбик однозначные числа и умножить их на 7. Дети легко справляются с заданием. Потом предлагаю выписать в другой столбик двузначные числа и тоже умножить их на 7. Дети задание выполнить затрудняются. Тогда я спрашиваю: «Почему не смогли выполнить это задание? Чем оно отличается от первого? Какова будет тема урока?» Дети определяют тему урока: «Умножение двузначного числа на однозначное».
Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно.
Приём 6.
шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» 4 класс.
На доске изображение прямоугольника.
Найдите его площадь.
И в том и в другом случае у детей получается следующее:
S = 5 х 4 = 20 кв.см S = 5 х 4 = 20 кв.см
Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.
Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации.
Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но учитель в таком диалоге опирается на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся.
Урок русского языка. 3 класс. Тема: «Безударные гласные в приставках»
- Запишите слова: «забег, поход, подкоп»- дети записывают слова
- Поставьте ударение. – дети ставят ударение.
- Подчеркните безударные гласные. – дети подчёркивают.
- Обозначьте ту часть слова, где находятся безударные гласные. – дети обозначают приставку.
- Значит, какая тема урока? – дети отвечают: «Безударная гласная в приставках.»
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Урок окружающего мира 1 класс
Тема «Где зимуют перелётные птицы?»
Постановка темы и цели урока.
- А знаете ли вы, что есть птицы, которые никогда не видели зимы?
Послушайте разговор ласточки и журавля и подумайте, почему они не
видели зиму. (Инсценировка)
-Здравствуй ласточка!
-Здравствуй журавль!
- Скоро пора улетать, в тёплые края?
- Да, готовимся к отлёту.
- Я тоже скоро улетаю, туда, где всегда тепло, а мне очень хочется посмотреть на зиму.
- Я тоже никогда не видел зимы.
- Почему ласточка и журавль не видели зимы? (Улетают в теплые страны)
-Как называются такие птицы? (Перелетные)
-Давайте проведём исследование, в ходе которого выясним, где же зимуют
эти птицы. Это и есть тема нашего урока.
-Сформулируйте тему урока в виде вопроса. (Где зимуют перелётные
птицы?)
-Что бы вы хотели узнать о перелетных птицах? Поставьте вопросы,
используя слова почему, куда, как (Почему перелетные птицы улетают с приходом холодов? Куда улетают перелетные птицы? Как люди узнают, в каких странах зимуют перелетные птицы?)
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
1.Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего
проблемную ситуацию.
-Заспорили однажды птицы: кому лететь в теплые страны, а кому остаться.
Помогите им принять решение. Вы сейчас будете работать в парах.
- Разделите птиц на две группы: зимующих поселите в зимнем лесу, а
перелетных поместите в стаю улетающих птиц.
2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
-Как же так, задание одно, а выполнили его по-разному. Почему? Может
быть мы не знаем чего-то важного, нам не хватает знаний?
Попробуйте объяснить, почему одни птицы должны улететь, а другие могут остаться -выскажите предположение. ( Им холодно, ....)
Но тогда почему не все птицы улетели в теплые края?
3.Поиск решения проблемы.
-Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края.
Для уроков окружающего мира наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»
Для уроков русского языка и математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»
Технология проблемно-диалогического обучения является:
- результативной
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей
позволяет снижать нервно-психические нагрузки
учащихся за счет стимуляции познавательной
мотивации и «открытия» знаний;
- общепедагогической
реализуется на любом предметном содержании и
в любой образовательной ступени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогическое обучение в условии реализации ФГОС
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»
В современных условиях все чаще обсуждается вопрос о необходимости изменения парадигмы образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится развитие продукти...
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»
В современных условиях все чаще обсуждается вопрос о необходимости изменения парадигмы образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится развитие продукти...
Программа саморазвития педагога: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ».
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в р...
Доклад на педагогическом совете по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС»»
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога....
Выступление на ШМО по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС» (презентация)
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога....