Презентация «Применение нетрадиционных технологий и средств коррекции познавательной деятельности на занятиях учителя-дефектолога»
презентация к уроку

Иванова Светлана Викторовна

В настоящий момент разработано множество нетрадиционных технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Среди тех, которые применяются в моей работе:

игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры;

сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию;

пескотерапия – представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение нетрадиционных технологий и средств коррекции познавательной деятельности на занятиях учителя-дефектолога Учитель-дефектолог ГКОУ « Мантуровская школа-интернат» Иванова С.В.

Слайд 2

Особенности работы учителя-дефектолога с обучающимися с интеллектуальными нарушениями ФГОС предполагает создание в образовательном учреждении специальных условий, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии школьников. Создать эти условия и осуществлять квалифицированную коррекцию в образовательном учреждении должны специалисты: учитель - дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог. Учитель-дефектолог – это не самая распространенная профессия, но, к сожалению, все более востребованная.

Слайд 3

Цель работы педагога с особыми детьми – это создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранней специализации. Задачи работы – сокращать социальную изоляцию ребенка и приобщать его к различным видам продуктивной и творческой деятельности.

Слайд 4

Нетрадиционные технологии коррекционного обучения В настоящий момент разработано множество нетрадиционных технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Среди тех, которые применяются в моей работе : игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры; сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию; песочная терапия – представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.

Слайд 5

Игротерапия Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Слайд 6

В кабинете дефектолога идет постоянная работа по созданию игротеки. Возможность обновления игровых впечатлений у ребенка будит его интерес и желание к овладению новыми знаниями, умениями и навыками. В игротеке должны быть представлены следующие игровые направления: Это – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации. Строительные и познавательные игры, конкурсы, развивающие игры, досуговые игры,- настольные игры, познавательные игры, викторины, игры на развитие кругозора, детское творчество, спортивные игры.

Слайд 7

Сказкотерапия Цели сказкотерапии : активизация мышления, расширение сознания ребенка, совершенствование его взаимодействия с окружающим миром; восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных «сказочных» приемов. Задачи сказкотерапии : снижать уровень тревожности и агрессивности у детей; развивать умение преодолевать трудности и страхи; выявлять и поддерживать творческие способности; формировать навыки конструктивного выражения эмоций; развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации; передавать ребенку основные жизненные принципы и закономерности.

Слайд 8

Использование сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Слайд 9

Песочная терапия Применение песочной терапии способствует: развитию эмоционального интеллекта; снижению уровня тревожности и агрессивности; формированию умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; созданию условий для формирования адекватной самооценки; снятию эмоционального напряжения; формированию способности управлять своими эмоциями и поведением; развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Слайд 10

Организация песочной терапии : кабинет, ящик для песка, дно которого выкрашено в голубой цвет; песок, множество разнообразных фигурок – люди, животные, растения, транспорт, здания и мосты, кубики, реальные и сказочные персонажи, красивые и ужасные, из естественных материалов и созданные человеком – все, что может пригодиться для сотворения своего мира.

Слайд 11

Нетрадиционные средства обучения Средства обучения должны соответствовать принципам и целям специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся; учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; приводит к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; обеспечивает деятельностную , наглядно-практическую основу освоения материала; обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения; ведет не только к усвоению знаний и формированию способ действия, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности.

Слайд 12

Лэпбук Лэпбук ( lapbook ) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» ( lap –колени, book - книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

Слайд 13

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает: - возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); - разнообразие игровых заданий; - интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую); - возможность структурировать информацию; - возможность разнообразить самую скучную тему; - научить простому способу запоминания; - компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке); - вариативность использования заданий; - возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Слайд 14

Геоборд Геоборд, математический планшет или геометрик – это разные обозначения развивающей плоской доски с гвоздиками (штырьками). Для работы с ней используются резинки (обыкновенные для волос или тонкие канцелярские). Резинки натягиваются между гвоздиками, создавая причудливые очертания геометрических фигур.

Слайд 15

Трудно представить, как в такой простой вещице умещается столько достоинств. Она благотворно влияет на: - математические навыки ребенка; - пространственное мышление; - мелкую моторику; - художественно – эстетические качества; - формирует понятие о геометрических фигурах; - развивает усидчивость; - улучшает память и внимание; - учит системному анализу .

Слайд 16

Пуговицы Цель занятий с этим средством обучения: интегрирование различных видов детской деятельности в развитие познавательных и творческих способностей детей, используя пуговицы. Задачи: развивать зрительно-моторную координацию; расширить кругозор посредством познавательно - исследовательской деятельности; совершенствовать аналитическое восприятие, интерес к сравнению пуговиц, познанию их особенностей и назначения; развивать элементарные математические представления, интерес к окружающему миру; развивать репродуктивное и творческое воображение; обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки; воспитывать усидчивость, терпение, трудолюбие.

Слайд 17

Это не простые пуговицы, а деревянные, в форме разных персонажей и предметов. Они очень нравятся детям, поэтому привлечь учеников к занятиям очень легко.

Слайд 18

Работая с категорией детей с нарушениями в развитии, учитель должен: Постоянно искать новые пути и средства работы с проблемными детьми. Уметь занять свою позицию по отношению к ребенку. Корректировать собственную картину мира (преодолевая узость видения проблемы). Быть способным к внутреннему диалогу (любить себя и переносить любовь к себе на любовь к людям в целом и детям в частности). Быть способным видеть и слышать себя со стороны. Обладать профессиональной компетенцией. Уметь ясно излагать свои мысли. Соблюдать направленность в разговоре: понимать кому, зачем, что, как, где и когда говоришь. Уметь видеть и чувствовать своего «зрителя», собеседника. Соблюдать эмоциональный ритм беседы, управляя «взлетами и падениями». Уметь импровизировать на ходу. Уметь повторять главные мысли. Уметь громко и выразительно говорить.

Слайд 19

Список литературы Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии ». _ СПб.: Речь, 2006 Консультация для педагогов: "Что такое лэпбук ?". [Электронный ресурс] / Режим доступа:http :// nsportal.ru / detskiy-sad / raznoe /2015/10/04/ konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk (дата обращения 20.03.2016). Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно - методический комплекс [Электронный ресурс] / Т.Г. Неретина . – 2 изд. – М.: ФЛИНТА; МПСИ, 2010. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: Гном и Д, 2000. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб. : Питер, 2001. Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых». - СПб., Союз, 2000. Якименко С. И., Абрамов В. В. Учебные сказки, уроки – сказки//НМО «Педагог», Витебск, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий, как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей на уроках

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;Овладевать практическими способами раб...

Доклад на ШМО «Применение игровых технологий как средство повышения познавательной активности обучающихся»

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...

Применение игровой технологии как средство активизации познавательной деятельности

Применение игровой технологии на уроках в начальной школе. Краткое описание игр и игровых приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся....

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...

План — конспект индивидуального занятия учителя – дефектолога с применением песочной терапии

Цели:Образовательные:— стимулировать познавательную активность;— развитие понимания речи;— активизировать, расширять экспрессивную речь, обогащать лексический словарь;— формиро...

Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога психолога «Путешествие в страну экономики» (с применением интерактивных технологий)

Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога психолога «Путешествие в страну экономики»(с применением интерактивных технологий)...