Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности «Я -исследователь» (1-4 класс)
рабочая программа
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ktp_uchus_sozdavat_proekty.docx | 45.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я -исследователь»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. (г.Москва)
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.
Курс включает 202 занятий по 2 занятия в неделю. 66 занятий в 1 классе, 68 занятий со 2 по 3 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого Дельфина». В 4 классе - индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
В рабочие тетради «Учусь создавать проект» вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских, Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Список литературы:
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2011г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем: Рабочие тетради 1,2,3,4 класс (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2011г.).
Основные разделы программы
Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и
т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
Название проекта | |||
Техника исполнения | |||
Самостоятельность | |||
Сложность | |||
Моё настроение | |||
Применение |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по ПИД можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Тематическое планирование для 1 класса.
№ задания | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Проект? Проект! | 1 | ||
2 | Как выбрать тему проекта? | 1 | ||
3 | Какими могут быть проекты? | 1 | ||
4 | Учимся выбирать дополнительную литературу | 1 | ||
5 | Знакомство с справочниками | 1 | ||
6 | Наблюдение как способ выявления | 1 | ||
7 | Совместное планирование заданий | 1 | ||
8 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). | 1 | ||
9 | Постановка вопроса (гипотеза) | 1 | ||
10 | Формулировка предположения. | 1 | ||
11 | Развитие умения выдвигать гипотезу | 1 | ||
12 | Развитие умения выдвигать гипотезу | 1 | ||
13 | Развитие умений задаватьвопросы | 1 | ||
14 | Развитие умений задавать вопросы | 1 | ||
15 | Экскурсия как средство стимул | 1 | ||
16 | Обоснованный выбор выполненных заданий | 1 | ||
17 | Составление аннотации к прочитанным книгам | 1 | ||
18 | Составление аннотации к прочитанным книгам | 1 | ||
19 | Как выбрать друга по интересу? | 1 | ||
20 | Групповые работы на уроке. | 1 | ||
21 | Коллективная игра «Мы работаем над проектом» | 1 | ||
22 | Коллективная игра «Мы работаем над проектом» | 1 | ||
23 | Игра «Я ищу информацию» | 1 | ||
24 | Игра «Я ищу информацию» | 1 | ||
25 | Круглый стол «Секрет успешного выступления» | 1 | ||
26 | Беседа « Обязаны всё твёрдо знать…» | 1 | ||
27 | Сбор информации (стихи и песни о бабушках и дедушках). | 1 | ||
28 | Сбор информации (загадки, пословицы, поговорки о бабушках и дедушках). | 1 | ||
29 | Изготовление элементов оформления класса, сувениров, поделок… | 1 | ||
30 | Приглашение на праздник бабушек и дедушек | 1 | ||
31 | Беседа мед. работника школы « Опорно двигательная система школьника». | 1 | ||
32 | Эксперимент«Взвешивание портфелей, ранцев» | 1 | ||
33 | Эксперимент«Взвешивание портфелей, ранцев» Анализ результатов. | 1 | ||
34 | Результаты наблюдений, выводы и рекомендации. | 1 | ||
35 | Дискуссия на тему «Подарок маме» | 1 | ||
36 | Сбор информации о любимых школах. | 1 | ||
37 | Презентация информации о первоцветах | 1 | ||
38 | Презентация информации о мамах | 1 | ||
39 | Выращивание луковичных цветов. | 1 | ||
40 | Выращивание луковичных цветов. | 1 | ||
41 | Практическое занятие «Как правильно преподнести подарок». | 1 | ||
42 | Праздник для мам | 1 | ||
43 | Беседа на тему «Что я знаю о школе?» Экскурсия по школе. | 1 | ||
44-45 | Деление на подгруппы. Выбор темы для исследования. | 2 | ||
46 | Сбор и обсуждение информации по выбранной теме. | 1 | ||
47 | Сбор и обсуждение информации по выбранной теме. | 1 | ||
48-49 | Подготовка проекта «Моя школа» | 2 | ||
50-51 | Защита проекта Моя школа» | 2 | ||
52 | Подведение итогов. Обсуждение вопросов: Что нового для себя открыл? | 1 | ||
53 | 12-апреля-день Космонавтики. Юрий Александрович Гагарин- кто он? | 1 | ||
54 | Сбор информации о первом космонавте в мире Ю.А. Гагарине. | 1 | ||
55-56 | Презентация исследовательской работы «Первый космонавт» | 2 | ||
57 | Экскурсия к памятнику «Боевой славы» | 1 | ||
58 | Изготовление открыток , буклетов. | 1 | ||
59 | Встреча с ветеранами труда. | 1 | ||
60 | Презентация «Защитники Родины» | 1 | ||
61 | Презентация «Защитники Родины» | 1 | ||
62-63 | Скоро лето. Сбор материалов о лете. | 2 | ||
64 - 65 | Проект «Самая прекрасная пора». | 2 | ||
66 | Выставка работ | 1 |
Тематическое планирование для 2 класса.
№ задания | Тема | Кол-во часов | Дата | примечание |
1-2 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 2 | ||
3-4 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. | 2 | ||
5-6 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | 2 | ||
7-8 | Выбор помощников в работе над текстом. | 2 | ||
9-10 | Этапы работы над проектом. | 2 | ||
11-12 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 2 | ||
13-14 | Проблема. Решение проблемы. | 2 | ||
15-16 | Выработка гипотезы-предположения | 2 | ||
17-18 | Цель проекта | 2 | ||
19-20 | Задачи проекта | 2 | ||
21-22 | Сбор информации для проекта | 2 | ||
23-24 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 2 | ||
25-26 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | 2 | ||
27-28 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка» | 2 | ||
29 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | ||
30 | Тест «Чему ты научился?» | 1 | ||
31-32 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 2 | ||
33-34 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 2 | ||
35-36 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | 2 | ||
37-38 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point | 2 | ||
39-40 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 2 | ||
41-42 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 2 | ||
43-44 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 2 | ||
45 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 | ||
46-47 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 2 | ||
48-49 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | 2 | ||
50-51 | Играем в ученых. Это интересно | 2 | ||
52-53 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 2 | ||
54-55 | Памятка жюри конкурсов | 2 | ||
56-57 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 2 | ||
58-59 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 2 | ||
60-61 | Играем в ученых. Это интересно | 2 | ||
62-63 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам | 2 | ||
64-65 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 2 | ||
66- 67 | Презентации проектов | 2 | ||
68 | Выставка работ | 1 | ||
Итого | 68 |
Тематическое планирование для 3 класса.
№ задания | Тема | Кол-во часов | Дата | примечание |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 | ||
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 | ||
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 | ||
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 | ||
5-6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 | ||
7-8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 | ||
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 | ||
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | ||
11-12 | Практическая работа. Создание мини-постера | 2 | ||
13-15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 | ||
16-17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 2 | ||
18-19 | Программа МРР. Дизайн | 2 | ||
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 | ||
22-23 | Требования к компьютерной презентации. PowerPoint | 2 | ||
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 | ||
26-28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 | ||
29-30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 | ||
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | ||
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | ||
33 | Пожеланиям будущим проектантам | 1 | ||
34 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин) | 1 | ||
35-36 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 2 | ||
ИТОГО | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- исследователь" 1-4 класс
Программа "Я- исследователь" предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель ...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей", 2 класс, Холодова
В соответствии с ФГОС НОО...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Информатика и ИКТ", 2 класс, Нателаури
В соответствии с ФГОС НОО...