Способы формирования читательской компетентности в условиях системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал по чтению на тему
Статья и презентация "Способы формирования читательской компетентности в условиях системно-деятельностного подхода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_chitatelskoy_kompetentnosti.docx | 24.8 КБ |
sposoby_formir-ya_chit_kompet-ti.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Белова Е.М.
Способы формирования читательской компетентности в условиях системно-деятельностного подхода.
Потеря детского интереса к чтению всегда стояла остро перед учителями. А сегодня - особенно. Это связано с тем, что, во-первых, книга перестала быть главным источником информации. Интернет, телевидение, компьютерные игры сполна удовлетворяют детское любопытство. Во-вторых, у хороших учеников недостаточно свободного времени для чтения по желанию. (Заняты в «художке», «музыкалке», спортом, танцами; читают в основном то, что нужно к урокам). В-третьих, лёгкая, картиночная, глянцевая литература привлекает больше, чем классическая. В-четвёртых, исчезла культура семейного чтения. И тут есть такой парадокс: не читающие родители торопят детей научиться читать, и главное – быстрее! А ведь чтение – сложнейший мыслительный процесс, призывающий к сопереживанию, к сочувствию. Чтение – это большой труд.
В начальной школе ученики поэтапно осваивают способы чтения: побуквенное чтение, отрывистое слоговое чтение, плавное слоговое чтение, чтение целыми словами, чтение словосочетаниями и, наконец, чтение синтагмами (речевыми звеньями). Синтагма (т.е. «единица» чтения) может быть равна словосочетанию, входящему в состав предложения, или всему предложению, а может состоять из одного слова. Синтагматическое чтение – это способ нашего взрослого чтения. Мы его так и называем «взрослое чтение».
Чтобы поделить текст на синтагмы учу детей находить слова о чём говорится и что говорится. Эти ключевые слова при чтении учу выделять силой голоса. После ключевого слова – пауза. Остальные слова голосом не выделяем, а плавно присоединяем к ключевым. Ключевые слова подчёркиваем, между синтагмами ставим наклонные линии. Длинная пауза - две линии //, короткая – одна /. Эти специальные обозначения – партитура текста. Таким образом, при составлении партитуры каждый ученик становится исследователем.
Чтобы ученики могли оценивать свой уровень чтения, поэтапно ввожу «правила взрослого чтения» или «критерии взрослого чтения».
Правила «взрослого чтения».
- Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нём речевые звенья.
- В каждом речевом звене выделяй голосом ключевые слова.
- Между речевыми звеньями делай паузы.
- Самую длинную паузу делай в конце каждого высказывания.
- Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.
- Правильно ставь ударение в каждом слове.
- Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.
- Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика или автора текста.
Для формирования читательской грамотности использую систему заданий:
- Выразительное чтение (по критериям взрослого чтения)
- Чтение по ролям
- Драматизация
- Словесное рисование
- Составление плана вопросного, цитатного, сложного
- Выборочный, краткий, подробный пересказ
- Составление диафильма
- Поиск и чтение дополнительной литературы на определённую тему, заданного жанра или автора
- Подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов
Для осуществления деятельностного подхода к обучению предлагаю детям вопросы и задания для обмена мнениями на основе жизненного опыта ребёнка и направленные на развитие рефлексии. Например: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил (поступила) ты? Почему?», «Вспомни, не было ли в твоей жизни похожих историй. Расскажи об этом». Например, после чтения рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
Немало заданий, стимулирующих литературное творчество учеников.
Приведу примеры заданий, в которых предлагаю детям совершить ряд действий с текстом.
Задание 1.
- Прочитай текст.
Какой может быть интересная книга? Самой разной. Толстой и тонкой, весёлой и грустной… Книга может рассказывать о природе, человеке, открытиях, чудесах и самых обычных вещах.
Важно почувствовать интерес к тому, о чём ты начинаешь читать.
Учись настраивать себя на волну этого интереса!(42 слова)
- Подели каждое высказывание на речевые звенья.
- В каждом речевом звене выдели ключевое слово.
- Подчеркни цветным карандашом те выражения, в которых автор призывает читателя по-особому относиться к чтению книг.
- Отметь в таблице знаком «+» то, что ты умеешь выполнять.
Какой может быть / интересная книга? // Самой разной.//Толстой и тонкой, весёлой и грустной… //Книга может/ рассказывать о природе, / человеке, / открытиях, / чудесах / и самых обычных вещах. //
Важно почувствовать/интерес к тому, / о чём ты начинаешь читать.//
Учись настраивать себя / на волну этого интереса!// (42 слова)
Задание 2.
- Прочитай текст.
Какая книга стала для тебя самой интересной? Подумай и расскажи о том, чем она привлекла тебя. Событиями, героями, настроением, иллюстрациями?
Если такой книги у тебя ещё нет, не переживай. Встреча с ней ждёт тебя впереди. Ищи свою любимую книгу! Посоветуйся со старшими, друзьями, одноклассниками. Поинтересуйся: что же они предпочитают, как читатели.
Книги подарят тебе удивительные открытия, познакомят с интересными героями. Книги расскажут о том, что тебе ещё неизвестно. (68 слов)
- Ответь на вопрос, который задан в конце первого абзаца. Приведи свои доводы.
- В каком высказывании содержится главная мысль этого текста?
- Отметь в таблице знаком «+» то, что ты умеешь выполнять.
Задание 3.
- Прочитай стихотворение.
О.И.Григорьев
Дожди
Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А ещё есть грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку…
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
- Постарайся объяснить, чем удивило тебя это стихотворение?
Чем оно показалось тебе необычным?
- Подчеркни в стихотворении цветным карандашом слова, указывающие на действия, которые совершал дождик.
- Подчеркни другим цветом слова, указывающие на то, каким может быть дождик.
Задание 4.
- Прочитай стихотворение с пропусками. Попробуй вставить подходящие по рифме и смыслу слова из устойчивых словосочетаний, т.е. фразеологизмов.
Кудыкина гора.
Возле нашего двора
Есть ____________________________.
Над горою ветры дуют,
За горою солнце спит,
Под горою рак ______________,
На вершине рак _____________.
Бродят сидоровы ____________,
Носят воду _________________,
Весь четверг дожди и грозы,
Рыбы плавают с зонтом.
Там Макар телят не гонит,
Из бездонных бочек пьёт,
Лошадь бубликами кормит,
Ну, а дырки сам ______________.
Что упало и__________________,
Тоже под гору попало.
Вот какая есть ______________
Возле нашего _______________.
Кудыкина гора.
Возле нашего двора
Есть кудыкина гора.
Над горою ветры дуют,
За горою солнце спит,
Под горою рак зимует,
На вершине рак свистит.
Бродят сидоровы козы,
Носят воду решетом,
Весь четверг дожди и грозы,
Рыбы плавают с зонтом.
Там Макар телят не гоняет
Из бездонных бочек пьёт,
Лошадь бубликами кормит,
Ну, а дырки сам жуёт.
Что упало и пропало,
Тоже под гору попало.
Вот какая есть гора
Возле нашего двора.
Для формирования мотивации самостоятельного чтения провожу конкурсы и викторины по программным произведениям и произведениям для внеклассного чтения, привлекаю ребят к участию во всероссийских литературных творческих конкурсах, викторинах, тестах, олимпиадах. Веду кружок внеурочной деятельности «Я – читатель». Ежегодно провожу родительские собрания-практикумы в форме «круглых столов», где родители делятся друг с другом положительным опытом семейного чтения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская компетентность – грамотность в области чтения
Этапы освоения способов чтения побуквенное чтение, отрывистое слоговое чтение, плавное слоговое чтение, чтение целыми словами , чтение словосочетаниями , чтение синтагмами (речевыми звеньями).
Система заданий для формирования читательской грамотности Выразительное чтение (по критериям взрослого чтения) Чтение по ролям Драматизация Словесное рисование Составление плана вопросного, цитатного, сложного
Система заданий для формирования читательской грамотности Выборочный, краткий, подробный пересказ Составление диафильма Поиск и чтение дополнительной литературы на определённую тему, заданного жанра или автора Подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов
Формирование мотивации самостоятельного чтения через Родительские собрания-практикумы «Поделимся опытом семейного чтения» Программы внеурочной деятельности «Я – читатель» Викторины, конкурсы, соревнования по литературному чтению
Чтение - это большой труд, сложнейший мыслительный процесс, призывающий к сопереживанию, к сочувствию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода"
Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода" была подготовлена для выступления на школьном методическом объе...
Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...
Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников
Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читатель...
ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...
Работа с текстом в начальной школе как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности учащихся
Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читательская грамот...