Специфика реализации ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_konferentsiya_2019.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика реализации ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
1. Построение обучения языку на основе учета уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей речи детей.
Типичными особенностями, присущими речи всех детей с ТНР являются: крайняя ограниченность языковых и речевых средств, затрудненность общения (вплоть до коммуникативного негативизма). Так, типичное для детей с тяжелыми нарушениями речи расширение или сужение лексического значения слова при его использовании в речи требует работы по созданию и реализации специальной системы упражнений и заданий, отборе вариативных контекстов, позволяющих структурировать и актуализировать лексикон школьника.
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках выражается в создании и реализации специальной системы упражнений, выборе заданий и приемов обучения, специфическом отборе речевого материала, оказании дополнительной помощи учащимся, в контроле за проявлением их речевых особенностей, в возможной вариативности требований к навыкам и умениям детей.
3. Коммуникативный принцип обучения.
Постоянное моделирования коммуникативных ситуаций в ходе обучения, целенаправленное формирование у учащихся коммуникативных умений.
Ведущая роль в обучении отводится речевой практике, провоцированию самостоятельной активной речи учащихся, созданию таких ситуаций, которые побуждали бы ребенка к высказыванию, обеспечивали бы школьникам, во-первых, желание вступить в общение, а во-вторых, умение ориентироваться в ситуации и условиях общения.
Благоприятные для этой цели условия создаются на таких занятиях, которые предусматривают речевое общение в процессе какой-либо совместной деятельности. Наиболее лёгкой для детей является речь, сопровождающая выполнение действий, а наиболее сложной - речь планирующая.
4. Взаимосвязь в реализации задач формирования у учащихся речевого общения, коррекции речи детей и обучения их предмету.
На уроках необходимо тщательное дозирование языковых знаний, введение их сначала в элементарном виде, оказание помощи детям с ТНР в анализе языкового материала.
Для детей требуется постепенное увеличение доли самостоятельности в создании различных высказываний; использование большого количества тренировочных упражнений. Особое внимание следует уделять ошибкам в речи детей, понимая, что их появление естественно и закономерно. Привлечение внимания детей к этим ошибкам, совместная работа над их исправлением позволяет сформировать у учащихся осознанное отношение к собственной речи.
Рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы.
- Непрерывность коррекционно-развивающего процесса.
- Использование специальных методов, приемов и средств обучения.
- Индивидуализация и дифференциация обучения.
- Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.
- Введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов.
- Организация работы по социализации детей.
- Создание условий для развития инициативы, познавательной и речевой активности за счёт привлечения к участию в различных видах деятельности.
Пути активизации познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к учению в классе с детьми с ТНР
- Входить в класс с приветливой улыбкой, шутить, ободряя учеников, поощрять их участие в общении улыбкой, мимикой, словесно.
- При подготовке каждого урока продумывать способы, как вызвать и поддержать положительные эмоции учеников (яркая и интересная наглядность, оригинальный стимульный материал, необычные способы ведения и оформления учебных заданий, использование занимательных материалов).
- Учить ярко, образно, эмоционально, наполняя обучение игрой, состязаниями, конкурсами, подбирая задания таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя.
- Чередовать различные виды деятельности, не допуская монотонности, однообразия и переутомления учащихся.
- Создавать на уроках ситуацию успеха, постоянно заботится о том, чтобы дети радовались достигнутым результатам.
- Следить за эмоциональностью, образностью, выразительностью, красотой и чистотой собственной речи.
- Выдавать задания малыми дозами. Это особенно важно помнить при обучении детей с ТНР, так как они неспособны воспринимать длинные инструкции и не могут долго удерживать внимание на словесном материале вне наглядной ситуации.
Создание активной речевой ситуации на каждом уроке
В первую очередь, это постоянная работа над обогащением, уточнением и активизацией словарного запаса учащихся. Развитие связной речи учащихся. Словарная работа может проводиться на любом этапе урока (объяснение значений слов, этимология слова, отработка произношения в ходе написания, словарно-грамматическая работа, подбор синонимов и антонимов – т.е. постоянная лексико-семантическая, грамматическая, орфографическая, словообразовательная работа). Особое внимание следует уделять ошибкам в речи детей, понимая, что их появление естественно и закономерно. Привлечение внимания детей к этим ошибкам, совместная работа над их исправлением позволяет сформировать у учащихся осознанное отношение к собственной речи.
Во-вторых, это упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки, потешки, речевые разминки, заучивание небольших стихотворений и т. д. Такие виды работы не только стимулируют познавательную активность всех учащихся, но и развивают навыки восприятия речи на слух, помогают улучшать произношение и вырабатывать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложений, облегчают запоминание лексико-грамматического материала.
Очень важно активное использование на уроках правил-инструкций (алгоритмов), разъясняющих детям с закономерности русского языка, поскольку им в силу своих особенностей трудно удержать в памяти сразу несколько действий, которых надо выполнить в определённой последовательности.
Не менее важна детям с ТНР на уроках постоянная работа с речевыми моделями и образцами. Основной принцип обучения – от речевого опыта к правилу. Когда речевой образец не просто заучивается, а происходит естественное овладение в ходе повторения, проигрывания различных коммуникативных ситуаций.
Важна работа детей не только с орфографическим и толковым словарями, но и со словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов и грамматическими словарями.
Интересной и важной формой лексической работы являются языковые игры, загадки с любым лексическим наполнением в исполнении детей, в которых нужно отгадать человека, животного, игрушку и пр. по описанию размера и цвета, того, что он умеет делать, что он любит.
Например: «Я серого цвета, пушистая, умею мяукать. Люблю ловить мышей и пить молоко».
Учителю важно помнить, что дети с недоразвитием речи, как и любой ребёнок 7-10 лет, лучше усваивают лексические и грамматические явления, если работа сопровождается кинестетическими ощущениями (увидеть что-то конкретное, почувствовать, услышать, подержать в руках). Без тщательно продуманной и подготовленной учителем наглядности на уроке обойтись просто невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....
Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с ТНР с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений....
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"
Презентация содержит информацию об организации работы педагога-психолога КОУ "Сургутская школа-детский сад" по сопровождению обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа кружка дополнительного образования для 3 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования для 4 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (Вариант 5.1)
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК ”Spotlght 3” / Н.И. Быковой, Дж. Д...