Мастер-класс «Создание короткометражных и мультипликационных фильмов как способ духовно-нравственного воспитания учащихся»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Мастер-класс «Создание короткометражных и мультипликационных фильмов как способ духовно-нравственного воспитания учащихся» в рамках Межрегиональной конференции "Предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР в контексте реализации национального проекта "Образование". Мультипликационный фильм – это действенный инструмент обучения и воспитания в процессе социализации. С приходом информационных технологий в образование открыло различные инновационные направления, что дает возможности расширить объем знаний для учащихся. В работе нашей студии мультипликации часто применяем технологии, которые дают возможность более ярко и доступно показать образы главных персонажей, сюжеты происходящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 671.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Мультипликация как способ духовно-нравственного воспитания
младших школьников»
1. Вступительное слово. Приветствие участников.
2. Теоретическая часть.
Развитие высоконравственной личности как приоритетная задача в сфере воспитания детей.
«Руководить нравственным воспитанием –
это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни,
который выражается в том, что каждый воспитанник
о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится,
кому-то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский
Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Вопрос поиска духовно – нравственных ориентиров является одной из ключевых проблем современного общества. Многими специалистами современная ситуация осмысливается как «антропологическая катастрофа», когда происходит «диссоциация собственно человеческого в человеке- от полной потери смысла жизни у одних до полной потери нравственного облика человеческого у других».
В таких условиях происходит переоценка роли и статуса образования, школы: - «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства»,- говорится в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, - говорится в «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года – является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мировому созиданию и защите Родины».
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Именно поэтому в формировании личности велика роль учителя начальных классов. Педагог сам является носителем ценностей и передает свои знания детям. Но знать и понимать – не одно и то же. Понимание- присвоение смыслов через деятельность.
В связи с вышесказанным, несомненно, актуальным для педагогов является вопрос выбора содержания и формы работы в области духовно- нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, так как эта область связана со сложноорганизованным, многогранным внутренним миром человека. По словам В.И. Слободчикова, внутренняя жизнь человека- «это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже – вечное».
Мультипликация как способ духовно-нравственного воспитания
Процесс освоение морально-нравственных ценностей непрерывен, однако он проходит по определённым закономерностям и этапам. Как отмечают психологи, младший школьный возраст соответствует преднравственному уровню развития, когда нравственные ценности осваиваются в результате подражания, повторения за значимыми взрослыми – родителями, учителями, с ориентацией на поощрения. Однако объектом подражания могут стать не только значимые взрослые, а, например, историческая личность, герои из книг, фильмов и мультфильмов. Последние, в виду своей направленности на детскую аудиторию, оказывают наибольшее влияние на детей.
Младший школьник начинает активно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе, в окружении школьника. Ученик уже способен владеть своим поведением, понимать правила поведения и действовать согласно моральным нормам. Кроме того, младшие школьники обнаруживают повышенное внимание к нравственной стороне поступков и стремятся оценить поступок с моральной стороны, нормы поведения превращаются в требования к самому себе.
Исследования отечественных педагогов и психологов показывают, что мультфильмы являются эффективным воспитательным средством, влияющим на поведение детей, их взгляды на окружающий мир, понимание добра и зла. Но зачастую современные мультфильмы не дают детям нужной «пищи для размышления», и направлены исключительно на развлечение, которое не даёт ничего нужного для развития личности. В мультфильме с красивой картинкой не нужно анализировать ситуации, принимать ту или иную точку зрения, делать для себя важные умозаключения. Всё кажется простым и лёгким. Таким образом, зритель, не имея представления о моральных ценностях, в будущем становится человеком, не понимающим важности помощи, труда, человечности.
Людям свойственно подражать своим кумирам, а детям – персонажам из любимых мультфильмов. Маленькие зрители перенимают привычки героев, манеры речи и поведения, следуют мнению любимого героя о том или ином явлении. Подражание, в свою очередь, влияет на реальные поступки зрителя. Из детей, которые с детства усвоили для себя значение дружбы, честности, разницу между добром и злом, вырастают люди с важнейшими нравственными качествами, которые не приносят вреда обществу, а напротив, готовы к созидательной деятельности.
Мультипликационный фильм – это действенный инструмент обучения и воспитания в процессе социализации.
В нашей стране в 1936 в июле была открыта студия «Союзмультфильм». Первым мультфильм «В Африке жарко» был в черно-белом исполнение. Через год уже делали и цветные мультфильмы. Эти первые анимационные фильмы содержали в себе понятия о добре и зле. В тяжелые годы Великой Отечественной Войны были созданы несколько мультфильмов для детей и о детях этого времени, в которых говорилось о патриотизме, и силе духа. Среди них «Солдатская лампа», «Воспоминание», «Солдатская сказка». За годы существования студии «Союзмультфильм» было создано огромное количество настоящих произведений искусств. Где главным определяющим моментом есть духовно-нравственное воспитание.
«Я бы порекомендовал всем родителям воспитывать детей на советских мультфильмах. Они самые гуманные и христианские в мире, полезны душе, потому что воспитывают в ребенке сочувствие, покровительство немощным и доброту" – говорил Иоанн Павел II.
С приходом информационных технологий в образование открыло различные инновационные направления, что дает возможности расширить объем знаний для учащихся. В работе нашей студии мультипликации часто применяем технологии, которые дают возможность более ярко и доступно показать образы главных персонажей, сюжеты происходящего.
Для этого вначале мы отбираем небольшое произведение, в дальнейшем составляем сценарий, определяем главного персонажа, будь это человек или животное. Главное требование для учащихся, чтобы в сюжете не было сцен насилия и жестокости. Темы для будущих мультфильмов могут быть разными от сказок и до фантазий, также темы, касающиеся школьной программы. Сам процесс имеет свои сложности, работать приходится с пластилином, что дает возможность развить мелкую моторику, почувствовать объем предмета. Проектная направленность студии дает возможность работать как индивидуально, так и коллективно. В работе над мультфильмом педагог ведет контроль и делает корректировку при необходимости. Итогом всей работы должен стать результат - продукт. В нашем случае анимационный фильм. Презентация мультфильма проходит в школе.
Таким образом, грамотно подобранный сюжет и выполненный мультипликационный фильм помогает школьнику погрузиться в мир фантазии, расширить его художественные представления; ненавязчиво рассказывает о плохом и хорошем, добром и злом; заставляет поразмышлять над жизненными ситуациями, подталкивает к хорошим поступкам. Не стоит забывать и о выразительных возможностях цвета, пятна, линии, музыкальности, динамичности и в то же время лаконичности мультипликационного фильма. Подводя итог, мы убеждены, что мультипликационное кино может найти широкое применение в воспитательной и образовательной деятельности.
3. Показ мультфильмов «Рождественское чудо», «Притча о божьей коровке», «Как хулиганы стали спортсменами».
4. Практическая часть.
А. Работа в группах по созданию мультфильма
Этапы работы:
- Выбор и обсуждение сюжета.
- Определение главных героев, их рисование или лепка. Рисование фона.
- Раскладка сюжета по кадрам.
- Съёмка, запись звука.
- Монтаж.
Б. Работа на мультстанке. Съёмка мультфильма
В. Работа на компьютере в программе Pivot Animator
Г. Работа на кинетоскопе.
5. Итог мастер-класса. Просмотр получившихся мультфильмов. Обсуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...

Расширение круга детского чтения как способ духовно- нравственного воспитания младших школьников (из опыта работы)
Одним из эффективных средств формирования духовно-нравственного сознания детей младшего школьного возраста могут служить образное художественное слово, примеры нравственного развития и морального выбо...

Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"
Мастер-классТема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"Цель: выявить нравственное влияние притч.Задачи:1.Дать понятие п...
Мастер- класс "Воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника как способ духовно – нравственного развития"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. ...

«Работа с притчами как способ духовно-нравственного развития младших школьников»
Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – это использование притч в цикле уроков литературного чтения, русского языка, ОРКСЭ.Притча - это короткий н...
Мастер- класс "Воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника как способ духовно – нравственного развития"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. ...
Детско-родительский мастер-класс «Красная гвоздика» в группе раннего возраста как способ духовно-нравственного развития воспитанников
Цель детско-родительского мастер-класса:Создание единого образовательного пространства детский сад + семья, развитие духовно-нравственной культуры детей и родителей.Задачи: - ус...