приемы технологии критического мышления
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

мои приемы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx367.29 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд.

Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”

В настоящее время школа находится в активном процессе реформирования, введения новых Федеральных образовательных стандартов, которые предполагают формирование у подрастающего поколения определенных качеств, вызванных требованием времени.

Стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Среди них согласно заявленной теме можно выделить следующие актуальные качества выпускника школы:

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • умеющий решать задачи повышенного уровня и творчески мыслить.

 Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию ФГОС, цель которых заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения, творчески мыслить. Поэтому я решила поработать над развитием критического мышления младшего школьника на уроках литературного чтения и русского языка.

Каким же образом я внедряю эту систему?

Я задумалась: Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления.

2 слайд.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

3 слайд.

Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему      учиться самостоятельно. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

 4 слайд.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) урока:

I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

5 слайд.

Приёмы технологии «Развития критического мышления»:

Это произвольное деление. Один прием можно использовать на всех 3 стадиях урока.

6 слайд. «Корзина идей»

Часто использую этот прием на первой стадии урока.

  • Называю  проблему, например имя существительное, задаю вопрос о том, что известно ученикам про существительное.
  • Ученики записывают на листочке все, что им известно про существительное (строго индивидуальная работа), продолжительность работы 1 – 2мин
  • Обмен информацией  в парах или группах. Время обсуждения не более 3 – х минут.
  • Группы по кругу называют сведения, факты, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  • Я записываю все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения, здесь ошибки не исправляются).
  • Связывание в логические цепи, исправление ошибок происходит  по мере освоения новой информации.

7 слайд. «Кластер» - пучок, созвездие. Это графическая организация материала. Часто использую во время осмысления. 

8  слайд.  «Блок-схема» (кластер)

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Анализ имени существительного

  1. Определить часть речи:
  • вопрос
  • что обозначает
  • как изменяется
  1. Нач. ф. – (И. п., ед.ч.)
  2. Постоянные признаки:
  • собственное/нарицательное
  • одушевлённое/неодушевлённое
  • род
  • склонение
  1. Определи форму слова:
  • число
  • падеж
  1. Член предложения

9 слайд. «Арт-кластер»  (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы. Например: при изучении темы имя существительное: омонимы, синонимы и антонимы. Класс делится на 3 группы. В центре листа наклеиваю картинку на определенную тему ( можно записать  ключевое слово), например омонимы -  вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты (кисть винограда, кисть руки, кисть для рисования, кисть рябины). Другая группа – синонимы. Третья группа – антонимы.

10 слайд. «Групповой кластер»

Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное».

Делю класс на 6 групп. Ответственные выбирают свои лепесточки. Одна группа составляет рассказ «Одушевлённые - неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное - нарицательное». Каждая группа представляет свои рассказы. Готовые лепестки приклеиваются вокруг главной темы – имя существительное.  

 

10 слайд. «Синквейн»

Многие учителя любят использовать этот прием. Я не исключение.

  • Это стихотворение,
  • состоящее из пяти строк
  • составленное по определенной схеме.

Знакомство с синквейном провожу так:

  • объясняю правила написания синквейна;
  • в качестве примера привожу несколько синквейнов;
  • задаю тема синквейна;
  • фиксирую время на данный вид работы;
  • заслушиваем варианты синквейнов по желанию учеников.

11 слайд.

Вот один из примеров.

12 слайд. «Диаманта»

  • Стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением

13 слайд.

При изучении темы «Предложение» во втором классе составили такую диаманту.

14 слайд. «Эссе»

Эссе – это свободное письмо.

Пишем  в классе после обсуждения проблемы.

Занимает по времени не больше 5 минут. Чаще использую этот прием на рефлексии.

15 слайд.

При изучении поэзии Лермонтова составили такое письмо.

16  слайд. «Шесть шляп»

  • Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

Использование приёма «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным»

После первоначального ознакомления с текстом Виктора Драгунского: "Тайное становится явным":

Зачитываю слова:

Мы, бывает, чуть не плачем.

Чтобы чувства не задеть,

Нужно шляпы нам надеть.

С шляпы спросу никакого.

Но проблемы суть глаголя,

Каждый выскажет свое,

Не обидев никого.

А венцом такой беседы

Станет виденье проблемы,

Всех этапов обсужденье

И задачи всей решенье.

Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.

«Белая шляпа» (факты): Что вы узнали о жизни мальчика? Что произошло?-сообщите факты

(выдержки из текста)

Тайное всегда становится явным“

Видеть не могу манную кашу!”

Ты должен съесть все до конца!”

А я остался с кашей наедине”

Вы выливаете разную гадость за окно!”

Ты это запомнил на всю жизнь?”

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Драгунского?

Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Какие трагические события произошли в рассказе?

Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Дениске.

Если бы ты съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и ты пошёл бы в Кремль.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

«Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером, сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

Применение приёма « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других.

17 слайд. «Фишбоун»

  • Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
  • 2 класс. Тема: Части речи. Отрывок урока

1.Вызов.

Ребята, прочитайте стихотворения на слайде.

- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи)

- А что знаете вы по этой теме нашего урока?

- Какие бывают части речи?

(Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

2.Осмысление содержания:- Как определить часть речи?

Предположения детей: задать к слову вопрос, узнать, что слово обозначает: предмет, признак или действие.

Оформление таблицы: какие части речи мы знаем

Постановка проблемного вопроса.В какие группы можно распределить разные слова?

Составим и заполним следующую схему о разновидностях частей речи. Схема наша очень похожа на скелет рыбы.

В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке.

Оформление схемы:- Как определить часть речи? (голова).

Решение поставленной проблемы

На какие три группы можно разделить всё многообразие слов, которые мы изучали?

Напишем название этих групп на верхних косточках. (существительное, прилагательное, глагол)

- Какие слова относятся к именам существительным? (примеры)

 Как проверить, что данное слово - существительное?

Запишем это на первой  нижней косточке.

Обозначает предмет. Отвечает на вопросы Кто? Что?

- Какие слова относятся к именам прилагательным?

Приведите примеры.

Запишем на второй нижней косточке: обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

А есть такие слова, которые обозначают действия предметов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти слова?

Приведите примеры.

Запишем на третьей нижней косточке: обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

3.Вывод

-Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Как определить часть речи?

- На какие группы мы разделили части речи?

- Какой вывод сделаем?

- Запишем вывод в хвосте рыбы.

Вывод:Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

- Ребята, а какую роль в русском языке выполняют части речи?

18 слайд.

«Ромашка Блума»

Этот прием я использовала на уроке чтения по рассказу Н.Носова «Огурцы». После первичного ознакомления с текстом, работая в группах, класс составил ромашку. 6 групп написали следующие вопросы:

Классификация вопросов Б. Блума:

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда ходил Котька?

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" – "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что Котьке было стыдно за свой поступок? Если я правильно понял, то Котька украл огурцы?

 Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Почему Котька не хотел нести огурцы обратно? Почему мама отправила Котьку обратно в колхозный  огород?

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если мама не велела  Котьке вернуть огурцы? Что бы изменилось, если бы Котька съел все огурцы? Как, вы думаете, кем бы стал Котька, если бы не вернул огурцы?

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к поступку мальчиков? Правильно ли поступил Котька?

Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Что бы я сделал после слов мамы?

19 слайд. «Толстые и тонкие вопросы»

При изучении басни «Стрекоза и муравей» использовала прием «Тонкие и толстые вопросы». На доске вывесила схему тонких и толстых вопросов, работая в группах ребята составили такие вопросы.

 Тонкие вопросы: 

Кто главные герои басни?

Что делала стрекоза?

Что делал муравей?

Когда происходило действие?

Что посоветовал муравей?

Что рассказала стрекоза?

Толстые вопросы:

Дайте объяснения, почему так ответил муравей?

Объясните, почему муравей не помог стрекозе?

Почему вы думаете, что стрекоза и муравей не дружат?

В чем различие поведения стрекозы и муравья?

Предположите, что будет если муравей пустит стрекозу жить к себе?

Мог ли муравей жить также весело как и стрекоза?

20 слайд. Прием телеграммы

21 слайд. СМС

22 слайд. «Инсерт»

Работая в тетради по чтению использую этот прием.

Правила использования приема:

Читают текст первоначально, ставя по ходу чтения значки: галочка – уже знал, + - новое для меня, - -думал иначе, ? – не понял, есть вопрос.

Повторное чтение текста с заданием: прочитайте еще раз, может количество значков увеличится.

Обсудите в парах все свои значки. Проверить у 2-3 пар.

Условные значки:

  • Помогают читать более внимательно.
  • Превращают чтение в увлекательное путешествие.
  • Становятся помощниками в запоминании материала.

Слайд 23. «Ёлочка ассоциаций»

  • Упражнение начинаю со стартового слова, например библиотека; Обычно это имя существительное,  единственного числа, в именительном падеже;
  • Под этим словом в столбик записываются новые слова, которые как-то связаны с первым: книга, журнал, читатель, формуляр.
  • Затем создают второй столбик, взяв за основу одно из слов первого столбика: журнал, обложка, фото, текст.
  •  Команду переключения дает преподаватель, он же выбирает ключевое слово. Это позволяет созданную елочку ассоциаций использовать в дальнейшей работе.
  • Когда все слова подобраны, можно придумать текст с использованием этих слов.

Слайд 24

Рассказ по елочке. Плюс этого приема – развитие речи и обогащение словарного запаса.

Слайд 25 «Да-нетка»

Работаем по-разному: можно показать хлопками, вставанием, сигналами.

Слайд 26 «Бином фантазии»

Берутся два слова, которые в реальной жизни мало связаны друг с другом. Например, рояль и сирень.

 Берутся их все возможные сочетания с предлогами,  и объясняется, что это означает. Можно составить целый рассказ для каждого словосочетания.

Слайд 27.

  • На рояле стоит ваза с сиренью. Это напоминание о том, что за окном прекрасное время года – весна. Сирень источает приятный запах, который улавливается рецепторами нашего органа обоняния – носом. За роялем сидит музыкант, у него в петлице – веточка сирени. Музыкант трогает клавиши и наш слуховой аппарат улавливает звуки, разделяет их по высоте, громкости, тембру.

Слайд 28.

Мы использовали следующие словосочетания.

  • 1.Круг, дерево
  • 2.Окно, стул
  • 3.Штора, стул
  • 4.Стебель, птица

Слайд 29 «Поиск общих признаков»

  • Берутся два разных слова, которые не связаны между собой. Необходимо найти как можно больше общих признаков, которые объединяют предметы, названные этими словами.
  • Например, слова лапша и  лопата. Они обозначают предметы, сделанные руками человека, начинаются на букву «л», заканчиваются буквой «а» и т. д.

Слайд 30 «Исключение лишнего»

  • Берутся три слова. Нужно объединить два слова и исключить третье;
  •  Например, солнце, помидор, собака;
  • Собака и помидор находятся на земле, а солнце над землей;
  • Собака и солнце имеют общий слог «со», а помидор начинается на букву «п» и т. д.

Слайд 31.

Ответы могут быть разные.

Результаты моей работы:

  • работа в паре и в малой группе усиливает  интеллектуальный потенциал обучающихся, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети, становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.

Кто из нас, учителей, заду­мывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уро­ке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...

Использование приемов технологии критического мышления на уроках математики

Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информац...

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Дже...

Приемы технологии критического мышления.

Технология критического мышления позволяет самим учащимся определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно подходить к процессу соединения знания и сознания....

Использование приемов технологии критического мышления.

В статье даны рекомендации по использованию приемов развития критического мышления учеников начальной школы, которые могут быть использованы на разных стадиях урока....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....