Приемы технологии критического мышления.
методическая разработка по математике (1 класс)
Технология критического мышления позволяет самим учащимся определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно подходить к процессу соединения знания и сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы технологии критического мышления | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимназия «Мариинская»
Мастер-класс
«Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики в 1 классе»
В рамках научно-практической конференции
«Инновационно-образовательное пространство гимназии. Школа 21-го века »
Таганрог
2018 г.
Принцип развивающего обучения: не только получение новых знаний, но и активизация мыслительной деятельности, формирование и развитие у младших школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной деятельности. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, как увлечь ребят предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу. И может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Именно технология критического мышления позволяет самим учащимся определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно подходить к процессу соединения знания и сознания.
Цель:
- познакомить и освоить принципы технологии критического мышления;
- формировать умение применять их в рамках любого предмета для достижения качества обучения учащегося.
(I) План урока.
Основу технологического аспекта составляет базовая модель трех стадий: вызов-осмысление-размышление.
На первой стадии ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю по данной теме?» анализирует собственные знания, демонстрирует первичные знания посредством устной речи (актуализация знаний).
Это достигается:
- приемом «Горячий стул»
- приемом «Логические цепочки»
На доске написаны математические термины:
Натуральный ряд чисел 5+6=11
Выражение 4+7=11
Сумма 3+8=11
Равенство 2+9=11
Отрезок натурального ряда чисел 4<5
Разность 8-3
Таблица сложения < >
Таблица действий + -
Знаки сравнения 1 2 3 4 5…
8 9 10
Уравнения 5+х=8
Слова на доске закрыты. Вызванный ученик должен отгадать слово, а дети, не называя этого термина, объясняют ему. Как в детской игре не отгадав слова, ученик «сгорает», поэтому ребята очень активно и заинтересованно участвуют на этом этапе урока и справляются с целями, поставленными перед учащимися:
- овладение навыками общения;
- вызов интереса к проблеме и определение целей ее рассмотрения;
- активизация учащихся.
С помощью установления «логических цепочек» возникает проблемная ситуация – мы не знаем, что так уравнение, а значит, самостоятельно определили тему урока.
(II) На второй стадии – осмысление, ученик под руководством учителя отвечает на те вопросы, который поставил перед собой на первой стадии. Вступает в контакт с информацией, происходит соотнесение нового с уже известным. С этой целью использую следующие активные приемы обучения:
- составление кластера;
- «Антиципация»;
- «Инсерт» (работа с учебником под ред. И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, «Математика» 1 класс, часть вторая, страница 94).
Чтобы систематизировать и обобщить изученное, составляем кластер, куда на протяжении урока будет «встраиваться» новый материал.
«Антиципация» - прием устанавливает эмоциональные связи, исследует лексическое значение нового слова. Почему математика использует латинские буквы? Как Вы думаете? Какие у вас есть предложения, версии? Такие задания развивают креативное мышление школьников, что особенно актуально для современного образования, призванного воспитывать человека творческого, выдвигающего оригинальные идеи.
Идеи записываем на доску, сверяем с источником, узнаем, кто был ближе всего к правильному ответу.
«Инсерт» - маркировка, этот прием направлен на работу с текстом, развивает общие интеллектуальные умения, сравнения, анализ новых знаний, обобщения, выделения существенного.
Учащиеся на полях учебника делают пометки: знал, узнал новое, это противоречит тому, что я предполагал, хочу побольше об этом узнать.
Прием направлен на формирование основных мыслительных операций - «Думательные шляпы».
Каждая «шляпа» скажет свое слово, а потом все цвета соединятся, и получится более полное и всестороннее мышление. Ребята с удовольствием «одевают» шляпы, играют, не подозревая, что это задание учителя вырабатывает сложное умение преобразовывать информацию в систему знаний.
Синквейн – составление стихотворения. Каждый ученик имеет возможности сам оценивать свои учебные достижения на уроке, высказывать собственное суждение. С помощью синквейна создаются условия для самовыражения и самоактуализации знаний. В первом классе синквейн составляет всем классом или в группах:
Уравнение.
Чудесное, интересное,
Надо думать, считать, проверять,
Чтобы неизвестное число узнать!
(III) На третьей стадии – размышление (рефлексия) необходимо помочь учащимся аргументировать собственную позицию. Практика показывает, что именно третий этап вызывает у учащихся определенные трудности. Технология критического мышления как нельзя лучше позволяет справиться с этим. Размышление и обобщение того, что узнал на уроке по данной теме. Учащиеся стараются выразить мысли своими словами. Обмен своими идеями с другими учащимися, стимулирование и систематизация полученной новой информации.
- Исключение лишнего;
- Тонкие и толстые вопросы;
-Письмо учителю.
Аргументы должны быть развернутыми и убедительными при исключении лишнего.
С помощью «тонких и толстых» вопросов учащиеся закрепляют полученные знания, идет перестройка представлений с осознанием нового смысла. Письмо учителю осуществляет обратную связь, которая так необходима учителю, а учащимся позволяет контролировать полученные знания на уроке.
- Понравилось…
- Было трудным…
- Хочу еще заниматься…
- Хочу узнать…
- Я работал…
Все приемы технологии развития критического мышления взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении конкретной задачи – достижения качества обучения учащихся. Эти приемы можно использовать в рамках любого предмета, ведь учащиеся обдумывают вопросы и принимают решения на разных уровнях, в разных сферах деятельности, а это требует от них больших умственных усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.
Кто из нас, учителей, задумывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...
Использование приемов технологии критического мышления на уроках математики
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информац...
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Дже...
приемы технологии критического мышления
мои приемы работы...
Использование приемов технологии критического мышления.
В статье даны рекомендации по использованию приемов развития критического мышления учеников начальной школы, которые могут быть использованы на разных стадиях урока....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....