Приемы технологии критического мышления.
методическая разработка по математике (1 класс)

Полякова Ольга Николаевна

Технология критического мышления позволяет самим учащимся определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно подходить к процессу соединения знания и сознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимназия «Мариинская»

Мастер-класс

«Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики в 1 классе»

В рамках научно-практической конференции

 «Инновационно-образовательное пространство гимназии. Школа 21-го века »

Таганрог

 2018 г.

Принцип развивающего обучения: не только получение новых знаний, но и активизация мыслительной деятельности, формирование и развитие  у младших школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной деятельности. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, как увлечь ребят предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу. И может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Именно технология критического мышления позволяет самим учащимся определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно подходить к процессу соединения знания и сознания.

Цель:

- познакомить и освоить принципы технологии критического мышления;

- формировать умение применять их в рамках любого предмета для достижения качества обучения учащегося.

(I) План урока.

Основу технологического аспекта составляет базовая модель трех стадий: вызов-осмысление-размышление.

На первой стадии ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю по данной теме?» анализирует собственные знания, демонстрирует первичные знания посредством устной речи (актуализация знаний).

Это достигается:

- приемом «Горячий стул»

- приемом «Логические цепочки»

На доске написаны математические термины:

Натуральный ряд чисел                                5+6=11

Выражение                                                 4+7=11

Сумма                                                        3+8=11

Равенство                                                2+9=11

Отрезок натурального ряда чисел                        4<5

Разность                                                8-3

Таблица сложения                                        < >

Таблица действий                                         + -

Знаки сравнения                                        1 2 3 4 5…

                                                                8 9 10

Уравнения                                                 5+х=8

Слова на доске закрыты. Вызванный ученик должен отгадать слово, а дети, не называя этого термина, объясняют  ему. Как в детской игре не отгадав слова, ученик «сгорает», поэтому ребята очень активно и заинтересованно участвуют на этом этапе урока и справляются с целями, поставленными перед учащимися:

- овладение навыками общения;

- вызов интереса к проблеме и определение целей ее рассмотрения;

- активизация учащихся.

С помощью установления «логических цепочек» возникает проблемная ситуация – мы не знаем, что так уравнение, а значит, самостоятельно определили тему урока.

(II) На второй стадии – осмысление, ученик под руководством учителя отвечает на те вопросы, который поставил перед собой на первой стадии. Вступает в контакт с информацией, происходит соотнесение нового с  уже известным. С этой целью использую следующие активные приемы обучения:

-   составление кластера;

-   «Антиципация»;

- «Инсерт» (работа с учебником под ред. И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, «Математика» 1 класс, часть вторая, страница 94).

Чтобы систематизировать и обобщить изученное, составляем кластер, куда на протяжении урока будет «встраиваться» новый материал.

«Антиципация» - прием устанавливает эмоциональные связи, исследует лексическое значение нового слова. Почему математика использует латинские буквы? Как Вы думаете? Какие у вас есть предложения, версии? Такие задания развивают креативное мышление школьников, что особенно актуально для современного образования, призванного воспитывать человека творческого, выдвигающего оригинальные идеи.

Идеи записываем на доску, сверяем с источником, узнаем, кто был ближе всего к правильному ответу.

«Инсерт» - маркировка, этот прием направлен на работу с текстом, развивает общие интеллектуальные умения, сравнения, анализ новых знаний, обобщения, выделения существенного.

Учащиеся на полях учебника делают пометки: знал, узнал новое, это противоречит тому, что я предполагал, хочу побольше об этом узнать.

Прием направлен на формирование основных мыслительных операций - «Думательные шляпы».

Каждая «шляпа» скажет свое слово, а потом все цвета соединятся, и получится более полное и всестороннее мышление. Ребята с удовольствием «одевают» шляпы, играют, не подозревая, что это задание учителя вырабатывает сложное умение преобразовывать информацию в систему знаний.

Синквейн – составление стихотворения. Каждый ученик имеет возможности сам оценивать свои учебные достижения на уроке, высказывать собственное суждение. С помощью синквейна создаются условия для самовыражения и самоактуализации знаний. В первом классе синквейн составляет всем классом или в группах:

     

     Уравнение.

Чудесное, интересное,

Надо думать, считать, проверять,

Чтобы неизвестное число узнать!

(III) На третьей стадии – размышление (рефлексия) необходимо помочь учащимся аргументировать собственную позицию. Практика показывает, что именно третий этап вызывает у учащихся определенные трудности. Технология критического мышления как нельзя лучше позволяет справиться с этим. Размышление и обобщение того, что узнал на уроке по данной теме. Учащиеся стараются выразить мысли своими словами. Обмен своими идеями с другими учащимися, стимулирование и систематизация полученной новой информации.

- Исключение лишнего;

- Тонкие и толстые вопросы;

-Письмо учителю.

Аргументы должны быть развернутыми и убедительными при исключении лишнего.

С помощью «тонких и толстых» вопросов учащиеся закрепляют полученные знания, идет перестройка представлений с осознанием нового смысла. Письмо учителю осуществляет обратную связь, которая так необходима учителю, а учащимся позволяет контролировать полученные знания на уроке.

  1. Понравилось…
  2. Было трудным…
  3. Хочу еще заниматься…
  4. Хочу узнать…
  5. Я работал…

Все приемы технологии развития критического мышления взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении конкретной задачи – достижения качества обучения учащихся. Эти приемы можно использовать в рамках любого предмета, ведь учащиеся обдумывают вопросы и принимают решения на разных уровнях, в разных сферах деятельности, а это требует от них больших умственных усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.

Кто из нас, учителей, заду­мывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уро­ке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...

Использование приемов технологии критического мышления на уроках математики

Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информац...

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Дже...

Использование приемов технологии критического мышления.

В статье даны рекомендации по использованию приемов развития критического мышления учеников начальной школы, которые могут быть использованы на разных стадиях урока....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....