Использование приемов технологии критического мышления на уроках математики
презентация к уроку на тему
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Поэтому для развития обучающихся, я выбрала технологию критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo.docx | 619.15 КБ |
priemy_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_matematiki.pptx | 111.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Викулова Евгения Брониславовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №27» г.Сыктывкара
Приемы технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках математики.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия.
Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем (уже вместе с Чарлзом Темплом они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы.) В России технология известна с конца 90-х годов .
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Поэтому для развития обучающихся, я выбрала технологию критического мышления.
Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов— осмысление содержания — рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов.
Технология развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Что нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на нескольких приемах технологии критического мышления:
- Прием составление кластера.
Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».
Кластер – методический прием, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Кластер «Арифметические действия».
На уроках математике в 1 классе мы составили кластер «Арифметические действия».
Кластер «Сложение».
В процессе работы на уроке обобщения разных способов сложения составили кластер «Сложение»
Аналогично был составлен Кластер «Вычитание».
В процессе работы на уроке обобщения разных способов вычитания составили кластер «Вычитание».
Кластер «Умножение».
В процессе работы на уроках обобщения разных способов умножения в перспективе составление кластера «Умножение».
Кластер «Деление».
В процессе работы на уроках обобщения разных способов умножения в перспективе составление кластера «Деление».
Кластер «Геометрические фигуры».
На уроке обобщения нам помог кластер «Геометрические фигуры».
Кластер «Многоугольники».
На уроке обобщения мы составили кластер «Многоугольники».
- Прием таблица «ЗХУ» - знаю, хочу узнать, узнал
Этот приём графической организации материала поможет собрать
уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать свои знания по изучаемому вопросу.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе.
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
знаю | Хочу узнать | узнал |
Заполняют в начале урока, на основе ответов по пройденному материалу. | Формулируются новые вопросы, ответы на которые хотели бы получить. | На этапе рефлексии учащиеся делают выводы и записывают, то, что узнали. |
А сейчас я хочу показать вам как заполняется таблица «ЗХУ» на примере «Сложение вида 26+7»
Пример приема «ЗХУ Сложение вида 26+7»
На доске даны примеры: 10+5, 32+2, 36+20, 26+7.
Ребята, выберите те примеры, которые вы умеете решать и запишите их в первую графу.
(10+5, 32+2, 36+20).
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Решение примеров 10+5, 32+2, 36+20 |
А почему вы выбрали именно эти примеры?
Так как мы уж умеем решать эти примеры.
А почему не выбрали пример 26+7
Потому что такой пример, мы решать пока не умеем.
Заполняем 2 графу таблицы, что запишем?
Хочу узнать, как решаются примеры вида 26+7.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Решение примеров 10+5, 32+2, 36+20 | Как решать примеры вида 26+7 |
И в конце урока, на этапе рефлексии опять возвращаемся к нашей таблице.
Что мы узнали сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы узнали, как решать примеры вида 26+7.
Записываем в 3 графу нашей таблицы.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Решение примеров 10+5, 32+2, 36+20 | Как решать примеры вида 26+7 | Как решаются примеры вида 26+7 |
Аналогично заполняется таблица «ЗХУ вычитание вида 30-7».
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Решение примеров вида 15-5 15-10 28-3 | Как выполнить вычитание вида 30-7 | Как решать примеры вида 30-7 |
В дальнейшем я планирую применять технологию критического мышления не только на уроках математики, но и остальных уроках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология критического мышления через чтение и письмо Три этапа технологии развития критического мышления Вызов Осмысление Рефлексия позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения
Что нового несет технология критического мышления ? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы..
«Кластер» - «пучок», «созвездие» Кластер – методический прием, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Кластер «Арифметические действия» Арифметические действия Сложение Вычитание Умножение Деление
Кластер «Сложение» Сложение Однозначных чисел В пределах 10 В пределах 20 Сложение вида 36+2 Двузначных чисел Сложение 36+20 Круглых чисел
Кластер «Вычитание» Вычитание Вычитание однозначных чисел Вычитание двузначных чисел Вычитание вида 36-2 36-20 Вычитание круглых чисел Вычитание вида 30-7 Вычитание вида 60-24 Вычитание вида 35-7
Кластер «Умножение» Умножение Увеличение числа в не сколько раз (в прямой форме) Увеличение числа в несколько раз (в косвенной форме) Переместительный закон умножения Сочетательный закон умножения Умножение числа на 0 Умножение числа на 10,100,1000.. Умножение числа на 1
Кластер «Деление» Деление Вне табличное деление Табличное деление Деление на двузначное число Деление на однозначное число Деление на 1, 0 Деление на 10,100,1000.. Деление с остатком
Кластер «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры точка прямая луч отрезок Ломаная линия Замкнутая линия
Кластер «Многоугольники» Многоугольники треугольники четырехугольники пятиугольники шестиугольники восьмиугольники прямоугольник квадрат
Прием таблица «ЗХУ» - знаю, хочу узнать, узнал Этот приём графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Знаю Хочу узнать Узнал
Знаю Хочу узнать Узнал Заполняют в начале урока, на основе ответов по пройденному материалу Формулируются новые вопросы, ответы на которые хотели бы получить ответ На этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают то, что узнали
Таблица ЗХУ «Сложение вида 26+7» 10+5 36+2 36+20 26+7 Знаю Хочу узнать Узнал Решение примеров вида 10+5, 36+2, 36+20 Как решаются примеры вида 26+7 Как решать примеры вида 26+7
Знаю Хочу узнать Узнал Решение примеров вида 15-5 15-10 28-3 Как выполнить вычитание вида 30-7 Как решать примеры вида 30-7 Таблица ЗХУ «Вычитание вида 30-7»
Таблица ЗХУ «Задачи, обратные данной» 1. На землю с деревьев упало 5 дубовых и 6 кленовых листочков. Сколько всего на земле листочков? 2 .В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Кленовых было 6. Сколько на земле дубовых листочков? 3 .В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Из них было 5 дубовых. Сколько на земле кленовых листочков?
Знаю Хочу узнать Узнал Как решать простые задачи Как составляются и решаются задачи, обратные. Как составлять и решать задачи, обратные данной. Таблица ЗХУ «Задачи, обратные данной»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.
Кто из нас, учителей, задумывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...
Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.
Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....
Статья: "Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики."
Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики...
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Дже...
Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики/
Умственная деятельность является особенностью современного этапа развития образования. Важнейшей задачей сегодня является наделение учащихся умениями, позволяющими им самостоятельно получать инф...
Использование приемов технологии критического мышления.
В статье даны рекомендации по использованию приемов развития критического мышления учеников начальной школы, которые могут быть использованы на разных стадиях урока....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....