Методы и формы
статья
Методы и формы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodyformy.docx | 23.64 КБ |
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 19.46 КБ |
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и формы
Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Обновление содержания образования диктует использование современных образовательных методов и форм в процессе обучения и воспитания.
В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
- Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Выбор метода зависит от многих условий:
- цели обучения;
- уровня подготовленности учащихся;
- возраста учащихся;
- времени, отведенного на изучение материала;
- оснащенности школы;
- теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.
Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод.
Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три группы методов:
- методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
а) по источникам: словесные, наглядные, практические
б)по логике: индуктивные, дедуктивные
в) по мышленю: репродуктивные, проблемно-поисковые
г) по управлению: методы самостоятельной работы, работа под руководством учителя
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
а)методы стимулирования и мотивации интереса к учению
б)методы стимулирования и мотивации долга и ответственностив учении.
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
а)методы устного контроля и самоконтроля
б) методы письменного контроля и самоконтроля
в)методы практического контроля и самоконтроря
Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующиеметоды обучения:
- коммуникативный;
- познавательный;
- преобразовательный;
- систематизирующий;
- контрольный.
Формы организации познавательной деятельности учеников:
1) Индивидуальные
2) Групповые
3) фронтальные
4) Коллективные
5) парные
6) классные и внеклассные
7) школьные и внешкольные.
В виде различных работ:
- игровые
проблемно ориентированный диалог
- учебная дискуссия
- формулирование вопросов для поучения информации
- разработка алгоритмов
- решение проблемных ситуаций
- проектирование и моделирование
- ситуации выбора
- анализ жизненного опыта
- рефлексивный анализ
- обсуждение докладов
- выполнение практических работ
Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего использую фронтальную работу. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.
Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.
Виды средств обучения:
Простые средства:
• словесные (учебники и другие тексты);
• визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)
Сложные средства:
• механические визуальные приборы(микроскоп);
• аудиальные средства (проигрыватель ??);
• аудиовизуальные (звуковой фильм, видео);
Предназначение дидактических средств
- содействовать осознанию содержания учебных тем
- способствовать прочному усвоению учащимися программного материала
Средства обучения.
языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);
средства наглядности (схемы, рисунки, фото и т.п.);
учебные компьютерные программы по теме урока;
Интернет;
организующе-координирующая деятельность учителя;
уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
формы организации учебной деятельности на уроке.
- отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;
- отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, дидактических материалов;
- тестовый материал;
- средства наглядности (предметы, действующие макеты);
- технические средства обучения;
На уровне предмета
- система условных обозначений различных дисциплин:
- искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;
- учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.
- учебники и учебные пособия;
- дидактические материалы;
- методические разработки (рекомендации) по предмету;
- справочники, словари.
При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.
.
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Многое зависит от того, как мы научим мыслить, творчески работать сегодняшнего школьника.
Цель работы:
- создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Задачи:
- изучить данные о психологических особенностях детей с творческими способностями;
- совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;
- реализовать систему работы по развитию творческих способностей обучающихся.
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя, проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации.
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – одна из главных задач современной школы. На мой взгляд, задача учителя заключается в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, а также развить творческие способности каждого ребёнка. Важно раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества. Задатки творческих способностей, бесспорно, присущи любому ребёнку, поэтому нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускник начальной школы должен не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение проблемы.
Для того чтобы способности детей начали проявляться на уроках и на занятиях во внеурочное время, когда они в деятельности показывают свои способности, важно выявить их интересы, их способности к научной, творческой деятельности.
Система по выявлению способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:
- диагностику уровня развития творческих способностей; наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;
- промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);
- осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию
Конечно, стараюсь создавать условия, в которых интеллектуальные возможности ребёнка могли бы развиваться. Можно отметить следующие условия:
- использование современных педагогических технологий;
- создание ситуации успешности;
- мотивация обучающихся;
- взаимодействие с семьёй.
При работе с детьми необходимо:
- постоянно стимулировать их познавательную активность и познавательную мотивацию;
- развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному процессу творческий характер;
- выбирать те виды творческой, познавательной деятельности, в которых ребёнок будет наиболее успешным.
Основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок. Знания более прочные, когда ученик не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. Именно форма активного обучения является началом любознательности. В своей работе стараюсь уроки русского языка и литературы сделать более интересными, изучение того или иного понятия связать с жизнью.
Поэтому для развития творческих способностей учащихся на своих уроках использую разные виды заданий: составление обобщающих таблиц, редактирование текста, составление кроссвордов, творческие диктанты, создание декораций, и т.п.
Но для развития способностей детей этого недостаточно. Стараюсь вовлекать учащихся в разные виды познавательной деятельности через работу в кружках, факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях , участие ребят в творческих конкурсах различных уровней. Также уделяю внимание индивидуальной работе с учащимися, проявляющими особый интерес к предмету: подготовка к олимпиадам, участие в научном обществе учащихся. Результаты своей работы учащиеся представляют на школьной конференции «Первые шаги».
Вместе с учителем музыки готовим театральные постановки, с которыми выступаем в школе, на праздниках в поселении.
Работа по развитию творческих способностей детей необходима для формирования качеств личности, стремящейся к успеху и понимающей, что успех зависит от их работоспособности и желания преобразовывать мир вокруг себя.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся имеет свои результаты – это
- повышение интереса к знаниям у школьников, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков;
- активное участие в предметной неделе;
- участие в НОУ;
- участие в олимпиадах, различных конкурсах.
Творческие задания. Задания повышенной сложности.
Раздел «Фонетика»
1. Попробуйте написать короткий текст, в котором будет часто повторяться один и тот же звук – гласный или согласный. Тема постарайтесь определить сами.
2. Сосчитайте количество глухих согласных звуков, которые есть в загадке:
Чашечка горошку рассыпана на дорожку.
3. Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Докажите.
4. На какой особенности согласных звуков русского языка построена рифма у поэта Л. Куликова?
* Всем известен громкий стук:
«Тук-тук-тук! Тут я, друг!»
Заболел бедняга лес,
Похудел, замолк, облез.
Как-то раз пришёл медведь
Свой участок осмотреть
Раздел «Лексика»
1. К словам левого столбика подберите разнокорневые антонимы, а к словам правого – однокорневые.
счастье - … счастье - …
милый - … одаренный
лицемерие - … спорный - …
надежда - … порядок - …
здоровый - … вооружить - …
искусственный - …. красивый - …
(Горе, уродливый, искренность, отчаяние, больной, натуральный; несчастье, бездарный, бесспорный, беспорядок, разоружить, некрасивый)
2. Определите, где фразеологизмы, а где свободные словосочетания.
Тянуть канитель; тянуть верёвку; свободен как ветер; хранить как зеницу ока; дать книгу; дать стрекача; во весь опор; весь запас.
3. Найдите заимствованные слова. Какие из них сами «подсказывают» нам, что пришли из другого языка?
Тесный, коробка, партер, ворота, какао, пелена, село, море, гуж, весло, золотой, волосы.
4. Найдите синонимы к слову красный.
Коричневый, алый, малиновый, бордовый, оранжевый, рдяный, кровавый, кумачовый, сливовый, клубничный, огненный, пунцовый, морковный, багряный.
5. Покажите разницу в значении омонимов везти («перемещать что-то в пространстве») и везти (об удаче, о делах). Для доказательства используйте:
* подбор однокоренных слов;
* различные формы слова;
* сочетание этого слова с другими словами.
6. Напишите небольшой рассказ или сказку на тему: «Слова – пришельцы»
Морфология
Имя существительное
1. Учитель попросил детей записать слова с окончанием –о. Мальчик записал в тетради: окно, пальто, радио, студенчество, слово, кино, весло.
Как вы думаете, правильно ли мальчик выполнил задание? Свой ответ обоснуйте.
2. Попробуйте объяснить, почему к существительным кукла, матрёшка, неваляшка иногда задают вопрос
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Для оценивания предметных результатов на своих уроках использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это зачёты, проверочные и контрольные работы, тестирование, самостоятельные работы, различные виды диктантов (словарные, выборочные, графические), творческие задания.
Методы контроля знаний учащихся можно разделить на группы: устные (например, взаимопроверка, выступление с докладом), письменные (тесты, ответ на вопрос, составление плана, практическая часть зачёта), игровые (кроссворды, викторины, соревнования), графические (графические диктанты, составление обобщающих таблиц).
Конечно, на уроках использую традиционную 5-балльную систему оценивания, однако
в соответствии с требованиями ФГОС ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, адекватно оценивать свои достижения.
В процесс оценивания достигнутых результатов включаются и учащиеся. Думаю, что организация различных форм взаимоконтроля и самоконтроля так же важна, как оценка учителя.
Взаимопроверка развивает орфографическую зоркость; самопроверка способствует развитию аналитических способностей, помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывает у ребёнка объективность.
В своей практике использую оценочный лист, т.е форму контроля, позволяющую получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. Оценочный лист играет ещё и мотивирующую роль, так как, используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, по окончании изучения темы. После написания работы, взаимо- и самопроверки ребёнок видит свои ошибки, а анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником, что позволяет спланировать индивидуальную работу с ним. (Примеры некоторых оценочных листов можно увидеть в Приложении 1).
После выполнения работы (тест, графический диктанты и т.д.) объединяю ребят в пары или группы. Учащиеся обсуждают, анализируют работы друг друга, определяют, что получилось, что не удалось, над чем ещё надо работать, объясняют друг другу правописание слов. Данная работа также развивает навыки само- и взаимоконтроля.
На каждом уроке важен этап рефлексии, поскольку она позволяет мне осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для детей была их деятельность на уроке, с какими трудностями столкнулись во время урока и наметить пути их разрешения. Использую систему разнообразных рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках?
- О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять?
- Почему вы считаете это значимым?
- Как оцениваете свою деятельность на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Кроме оценки предметных результатов необходима система оценки метапредметных результатов.
На своих уроках личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, презентациях, на заранее подготовленных карточках. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти своё место в жизни, ориентироваться в моральных нормах.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий предлагаю
следующие виды заданий:
📫конспектировании и составление хронологической таблицы
📫составление понятийного словаря
✔ выучить стихотворение (на изученную орфограмму или при изучении творчества поэтов ).
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Для формирования познавательных УУД использую следующие виды заданий:
📫 составление схем – опор (Задачи НАувеличение,уменьшение и увеличеие,уменьшеие В нескольоко раз, Правописание Мягкого Знака после шипящих или обозначение звуками гласных Е,Е,Я,Ю-в начале слова и после Ь)
📫 работа с таблицами);
Для формирования коммуникативных УУД использую следующие виды заданий:
Для формирования читательской компетенции учащиеся 3 класса ведут читательские дневники. Раз в полугодие проводим творческую защиту дневника.
Каждую четверть проводится проверка техники чтения. Результаты фиксируются в таблице. (Приложение 2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы опроса в начальной школе.
Применение новых технологий и совершенствование форм, методов и средств обучения напрямую влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Одним из таких ярких средств обучения является о...
Развитие творческой инициативы учащихся в совершенствовании методов и форм занятий.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами,используемыми на уроках,является дидактическая игра. Еще К.Д.Ушинский ...
Педагогический анализ как функция управления и деятельность: понятие, сущность, методы и формы.
«Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим»....
Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе.
Презентация по теме: "Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе". Выступление на МО учителей начальных классов....
Методы и формы профилактической работы
Разнообразие форм организации профилактической работы...
Из опыта работы "Методы и формы опроса в начальных классах"
Описание методов и форм опроса учащихся начальных классов...
Из опыта работы "Методы и формы опроса в начальных классах"
Описание методов и форм опроса учащихся...