Из опыта работы "Методы и формы опроса в начальных классах"
материал по теме

БУРЧЕГАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Описание методов и форм опроса учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_formy_oprosa_v_nachalnoy_shkole.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

         МОУ  «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

Новобурасского района Саратовской области

Методы и формы опроса

в начальной школе

                                                                  Учитель начальных классов

                                                            I квалификационной категории

                                           Бурчеганова О.А.

2012 г.

      Тема сегодняшнего методического объединения очень актуальна, поскольку применение новых технологий и совершенствование форм, методов и средств обучения напрямую влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Одним из таких ярких средств обучения является опрос. В начальной школе опросу уделяется большое внимание, так как мы формируем базовые навыки для дальнейшего обучения учащихся в среднем и старшем звене.

Методы и формы опроса в начальной школе:

Устный опрос. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

А) Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.  

Б) Динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.

В) Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разно уровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки, учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разно уровневым вариантам.

Г) Графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.

Д) Тестовые задания. Что такое тест? В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

Метод тестирования широко известен за рубежом. В нашей стране в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Назначение тестов — не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил, и умения их применять и т.д. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

Преимущества тестового опроса перед традиционными методами:

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе ее разработки и создания предусматривается переход на без отметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. В настоящее время  учащиеся начальной школы на такой системе до второго полугодия 2 класса. Учителям и родителям в этот период обучения очень трудно сложить представление об успеваемости детей.  Оценка, полученная с помощью теста, не причинить вред эмоциональному здоровью, более эффективно и наглядно позволит формировать знания и навыки.

Одним из первых критериев оценивания должен быть объем учебного материала. В тестовых опросах эта проблема решается относительно неплохо. Каждый балл в пятибалльной системы равен 20 процентам. 0-20% объема -1 балл, 20-40%-2 балла, 40-60%-3 балла, 60-80%-4 балла, 80-100% объема учебного материала,    воспроизведенного   правильно,  -5 баллов. Интерпретируются в пользу ученика. Поэтому 20% - это 2 балла, 40-3 балла, 60-4 балла, 80-5 баллов.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, большом охвате учащихся.

Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.

Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам подготовки учащихся к выпускным экзаменационным испытаниям в форме ЕГЭ.

Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Может. Дети постепенно учатся работать с тестами так же, как раньше работали с индивидуальными карточками. Если учитель не увиливал от этой формы работы на уроках, то к 4 классу они спокойно и уверенно смогут выполнить работу

Недостатки:

Если результаты своей работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет;

К недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания можно угадать.

В своём классе, начиная с первого класса, я ввела в практику использования данного вида опроса. На протяжении третьего года обучения в классе регулярно проводятся тестирования по всем ведущим предметам. Тесты пополняют портфолио учащихся и помогают выявить пробелы в знаниях.

Тесты бывают разных видов:

  1. Задания закрытого типа с выбором ответа.

В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов

Выделяется несколько видов заданий данного типа:

Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.

Примеры:

Реши задачу:

В мастерской работает 646 человек, из них 287 мужчин. Сколько женщин работает в мастерской?

а) 469                     б) 359                    в) 369

Задания утвердительной формы с  выбором ответа.

Примеры:

Основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных:

а) крылья          б) три пары ног           в) чешуя            г) нос.

Задания на определение понятия.

В этом случае можно предложить определение и предложить возможность выбора соответствующего термина, или, наоборот, указать понятие и предоставить возможность выбора определения.

Примеры:

Сторона квадрата 9 см. Величина 64 см2 – это …

а) периметр квадрата       б) площадь квадрата       в) сумма длин сторон квадрата.

Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.

В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти задания сложнее, так как ориентируются на более сложный уровень умственной деятельности.

Примеры:

На какое число нельзя разделить число 3001:

а) 2                       б) 3                       в)        0                г) 1/2

Задания на определение главного признака.

Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину того или иного явления.

Пример:

Отметь признак, являющийся главным для плода растения:

а) круглый             б) имеет семена               в) полезный              г) съедобный.

  1. Задания для установления соответствия.  

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливают стрелками.

Примеры:

Определи соответствие. Укажи стрелками правильные ответы.

слагаемое

Компоненты действия сложения                                     уменьшаемое

                                                                                             вычитаемое

Компоненты действия вычитания                                   разность

                                                                                             сумма                                                                                              

  1. Задания на  установление логической последовательности.

Примеры:

Допиши цепь питания:

 …                          водомерка                        …                           цапля.

  1. Задания открытого типа.

Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются  в следующей последовательности: формулируется вопрос, записывается полный предполагаемый ответ, из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.

Примеры:

Дополни высказывания.

  1. Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются ……….
  2. Предложения, в которых две грамматические основы, называются ……….
  3. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо … большего ……… меньшее.
  1. Задания свободной формы.

Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.

Примеры:

В предоставленном перечне слов зачеркни лишнее:

Суффикс, прилагательное, приставка, корень, окончание.

  1. Комбинированные тестовые задания:

Эти задания включают элементы тех или иных типов.

Примеры:

Выбери и подчеркни два важнейших признака, отличающих человека от животных:

а) изготовление мебели;                          д) использование речи в общении;

б) изготовление одежды;                         е) изобретение компьютера;

в) изготовление орудий труда;               ж) жизнь в домах;

  1. Тестовые задания-«ловушки».

Это тесты, в которых отсутствует правильный ответ, либо все варианты ответов верны.

Систематическое применение тестовых заданий разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения.

Тест

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Нетрадиционные виды контроля

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

           Тема сегодняшнего методического объединения очень актуальна, поскольку применение новых технологий и совершенствование форм, методов и средств обучения напрямую влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Одним из таких ярких средств обучения является опрос. В начальной школе опросу уделяется большое внимание, так как мы формируем базовые навыки для дальнейшего обучения учащихся в среднем и старшем звене.

Методы и формы опроса в начальной школе: (слайд 1)

Устный опрос. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

А) Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.  

Б) Динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.

В) Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разно уровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки, учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разно уровневым вариантам.

Г) Графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.

Д) Тестовые задания. Что такое тест? В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

Метод тестирования широко известен за рубежом. В нашей стране в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Назначение тестов — не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил, и умения их применять и т.д. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

Преимущества тестового опроса перед традиционными методами: (слайд 2)

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе ее разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. В настоящее время  учащиеся начальной школы на такой системе до второго полугодия 2 класса. Учителям и родителям в этот период обучения очень трудно сложить представление об успеваемости детей.  Оценка, полученная с помощью теста, не причинить вред эмоциональному здоровью, более эффективно и наглядно позволит формировать знания и навыки.

Одним из первых критериев оценивания должен быть объем учебного материала. В тестовых опросах эта проблема решается относительно неплохо. Каждый балл в пятибалльной системы равен 20 процентам. 0-20% объема -1 балл, 20-40%-2 балла, 40-60%-3 балла, 60-80%-4 балла, 80-100% объема учебного материала,    воспроизведенного   правильно,  -5 баллов. Интерпретируются в пользу ученика. Поэтому 20% - это 2 балла, 40-3 балла, 60-4 балла, 80-5 баллов.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, большом охвате учащихся.

Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.

Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам подготовки учащихся к выпускным экзаменационным испытаниям в форме ЕГЭ.

Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Может. Дети постепенно учатся работать с тестами так же, как раньше работали с индивидуальными карточками. Если учитель не увиливал от этой формы работы на уроках, то к 4 классу они спокойно и уверенно смогут выполнить работу

Недостатки: (слайд 3)

Если результаты своей работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет;

К недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания можно угадать.

(слайды 4, 5)

В своём классе, начиная с подготовительных курсов, предшествующих обучению в первом классе, я ввела в практику использования данного вида опроса. На протяжении третьего года обучения в классе регулярно проводятся тестирования по всем ведущим предметам. Тесты пополняют портфолио учащихся и помогают выявить пробелы в знаниях.

Тесты бывают разных видов: (слайд 6)

  1. Задания закрытого типа с выбором ответа.

В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов

Выделяется несколько видов заданий данного типа:

Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.

Примеры:

Реши задачу:

В мастерской работает 646 человек, из них 287 мужчин. Сколько женщин работает в мастерской?

а) 469                     б) 359                    в) 369

Задания утвердительной формы с  выбором ответа.

Примеры:

Основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных:

а) крылья          б) три пары ног           в) чешуя            г) нос.

Задания на определение понятия.

В этом случае можно предложить определение и предложить возможность выбора соответствующего термина, или, наоборот, указать понятие и предоставить возможность выбора определения.

Примеры:

Сторона квадрата 9 см. Величина 64 см2 – это …

а) периметр квадрата       б) площадь квадрата       в) сумма длин сторон квадрата.

Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.

В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти задания сложнее, так как ориентируются на более сложный уровень умственной деятельности.

Примеры:

На какое число нельзя разделить число 3001:

а) 2                       б) 3                       в)        0                г) 1/2

Задания на определение главного признака.

Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину того или иного явления.

Пример:

Отметь признак, являющийся главным для плода растения:

а) круглый             б) имеет семена               в) полезный              г) съедобный.

  1. Задания для установления соответствия.    (слайд 7)

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливают стрелками.

Примеры:

Определи соответствие. Укажи стрелками правильные ответы.

слагаемое

Компоненты действия сложения                                     уменьшаемое

                                                                                             вычитаемое

Компоненты действия вычитания                                   разность

                                                                                             сумма                                                                                              

  1. Задания на  установление логической последовательности.

Примеры:

Допиши цепь питания:

 …                          водомерка                        …                           цапля.

  1. Задания открытого типа.

Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются  в следующей последовательности: формулируется вопрос, записывается полный предполагаемый ответ, из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.

Примеры:

Дополни высказывания.

  1. Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются ……….
  2. Предложения, в которых две грамматические основы, называются ……….
  3. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо … большего ……… меньшее.
  1. Задания свободной формы.

Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.

Примеры:

В предоставленном перечне слов зачеркни лишнее:

Суффикс, прилагательное, приставка, корень, окончание.

  1. Комбинированные тестовые задания:

Эти задания включают элементы тех или иных типов.

Примеры:

Выбери и подчеркни два важнейших признака, отличающих человека от животных:

а) изготовление мебели;                          д) использование речи в общении;

б) изготовление одежды;                         е) изобретение компьютера;

в) изготовление орудий труда;               ж) жизнь в домах;

  1. Тестовые задания-«ловушки».

Это тесты, в которых отсутствует правильный ответ, либо все варианты ответов верны.

(слайд 8)

Систематическое применение тестовых заданий разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения.

Тест

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Нетрадиционные виды контроля

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

Листы контроля знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы опроса в начальной школе.

Применение новых технологий и совершенствование форм, методов и средств обучения напрямую влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Одним из таких ярких средств обучения является о...

Тема заявленного опыта: «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»

Описание опыта работы.Тема: "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов"...

Из опыта работы "Методы и формы опроса в начальных классах"

Описание методов и форм опроса учащихся начальных классов...

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »...

Учебный проект на тему «Открытка ветерану» по курсу ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)(4 класс) (Из опыта работы Дуркиной Н.Н., учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

9 мая 2020 года наш народ будет отмечать 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе планируется много праздничных мероприятий. Но самым трогательным из них будет традиционная ...