Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
материал по теме
Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.rar | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Цель мастер-класса: трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности.
Задачи:
- определить актуальность исследовательской деятельности в соответствии с требованиями стандарта на ступени начального общего образования;
- представить технологию организации и проведения исследования младшими школьниками в рамках проектной деятельности;
- повысить профессиональную компетентность учителей начальной школы по развитию универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте поговорим!
- Поговорим?
- О чем?
- О важном и о прочем:
- О том, что хорошо и хорошо не очень
- О чём-то знаете Вы,
- Про что-то мне известно.
- Давайте поговорим,
- Надеюсь, будет интересно.
Актуальность
Тема нашего сегодняшнего разговора «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»
Хочу начать наш разговор с вопроса: «Что является отличительной особенностью Стандарта II поколения?»
- Перед вами лежат солнечные лучики, запишите на них свои ассоциации:
(учителя пишут на лучах солнца свои ассоциации и вывешивают на доску, комментируют)
- Представьте свои ассоциации
Я согласна с вами, в стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия.
Организация практической деятельности
А что Вы понимаете под универсальными учебными действиями?
- Совершенно верно, это система действий самого ребёнка, которая способствует к его развитию и самосовершенствованию.
- Так каким же должен быть ученик начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС?
- Перед нами портрет выпускника начальной школы но, к сожалению, он безликий, пустой, а в конце нашей встречи мы попробуем с вами наполнить этот портрет содержанием
- Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Что бы ответить на этот вопрос нам с вами надо выполнить ряд заданий.
Практическая работа № 1
Коллеги! Вам предложены для рассмотрения следующие виды заданий, которые помогут сформировать у учащихся универсальные учебные действия.
1 группа – выбирает познавательные (общеучебные и логические действия).
2 группа – выбирает регулятивные учебные действия.
3 группа – выбирает коммуникативные учебные действия.
Каждая творческая группа по очереди представляет свои варианты ответов
- Посмотрите, какой букет мы составили. Цветы – это наши дети. А дети рождаются на свет абсолютно чистыми листами, на которых следует написать путем воспитания, какими они должны стать.
И наша задача «Научить учиться!!!» посредством развития универсальных учебных действий.
Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность.
(Креплю к доске «вазу – исследовательская деятельность»)
Что же такое исследовательская деятельность – это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку.
В своей практике исследования с младшими школьниками я рассматриваю как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом.
- Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
- Хочу и вам предложить сделать открытие, а именно определить последовательность этапов исследовательской деятельности.
- Проанализировать свою деятельность на каждом этапе исследования и выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации исследовательской работы формируются у учащихся.
Практическая работа № 2
Предлагаю Вам поработать в группах:
1 группа – определит порядок основных этапов исследовательской деятельности младших школьников опираясь на методику доктора педагогических наук Савенкова А.И., с последующим представлением этих этапов.
2 группа - в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Зимующие птицы нашей местности» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом.
3 группа - в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Почему извергаются вулканы?» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом.
(1 группа вывешивает этапы на доску, 2 и 3 группы представляют свои проекты и акцентируют внимание на том, какие УУД можно формировать при проведении исследовательской работы)
Давайте сравним алгоритм построения этапов и, если нужно, внесём коррективы.
(Сравниваем этапы по Савенкову А.И.)
- Спасибо за сотрудничество и проделанную работу.
Технология опыта работы:
- Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. При этом обращаю ваше внимание на ряд трудностей, которые могут возникнуть при организации и проведении исследовательской деятельности учеников начальной школы.
Деятельность педагога и учащихся на каждом этапе работы над проектом представлю следующей таблицей:
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап инициирующий | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи | Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач |
2 этап основополагающий | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
3 этап прагматический | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов |
4 этап заключительный | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
5 этап итоговый | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
I этап - инициирующий – На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка
II этап – основополагающий
Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.
III этап – прагматический
На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
IV этап – заключительный
Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.
VI этап – итоговый
На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.
Невозможно с 1 класса организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка в полной мере, поэтому я выделила три уровня сложности:
- первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику (1 класс);
- второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно (середина 2 класса, 3 класс);
- третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение (4 класс).
Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий.
Результаты работы:
Одним из вариантов показателей эффективности исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах различного уровня.
Как мы успели заметить, данная технология не теряет своей значимости в условиях стандарта нового поколения, а наоборот приобретает ещё большую актуальность.
Рефлексия
Коллеги, какие же качества личности, по-вашему, являются важными для того, чтобы ребёнок в начальной школе был успешным, хотел и умел учиться?
(Ответы учителей) - Обобщая ваши ответы, вернёмся к портрету выпускника начальной школы.
Коллеги, посмотрите, как его определяет Стандарт нового поколения. Выпускник начальной школы должен любить свой народ, свой край, свою Родину, уважать и принимать ценности семьи, быть любознательным, активным, готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. А будет ли он таким, зависит, прежде всего, от Учителя, от нас с вами!!!!!!
- Но при этом, какие бы изменения не проводились в системе образования, самое главное, чтобы они не навредили ребёнку.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить фразу: «Ребёнок – это…..»
Источником моего вдохновения являются слова Эммануила Ильенкова
«Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!». Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно помочь ему проявиться, а для этого необходимо просто любить каждого ученика.
- Наш мастер-класс состоялся!
- В моей груди что-то стучит…
Это сердце стучит от того, что я испытываю радость от общения с талантливыми людьми.
- Мне хочется услышать ваше мнение о нашей совместной работе. Продолжите фразу…
- «Я узнала, что….»
- «Мне было ….»
- «Я была не согласна …..»
- «В своей работе я ……..»
- «Сегодня для меня было новым, то что ….»
(Даю участникам мастер-класса «сердечко», изготовленное из бумаги).
- Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»
От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...
Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника
Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....
Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Моя работа посвящена проблеме использования проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Моя работа посвящена проблеме использования проектной деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...