Требования к современному уроку
статья

Цыганкова Светлана Николаевна

Выступление на педагогическом совете "Требования к современному уроку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку

Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация  результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС.  Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания  в практической  деятельности. Как написано в Национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа», « учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Конаржевский Ю.А.

 Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Требования  ФГОС к методике преподавания

1.Компетентностный подход – комплексный характер (УУД) неразрывность знаний, умений. Навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.

2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности ( целеполагание, рефлексия, оценка).

3. Метапредметность, межпредметные связи в образовании - интеграционный подход.

4.Связь обучающей и воспитательной направленности образования.

5.Акцент на активную деятельность и результативность

( личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).

6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках.

7.Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).

8.Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).

9.Проектная деятельность и практическая направленность образования.

10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.        Определение темы учебного материала.

2.        Определение дидактической цели темы.

3.        Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. 
4.        Продумывание структуры урока.

5.        Обеспеченность урока.

6.        Отбор содержания учебного материала.

7.        Выбор методов обучения.

8.        Выбор форм организации педагогической деятельности

9.        Оценка знаний, умений и навыков.

10.        Рефлексия урока.

   В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

       Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами
       Также  необходимо акцентировать внимание и на  дидактические  требования   к   современному   уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
•    требований  к результатам освоения основной образовательной программы;
•    требований  к структуре основной образовательной программы;
•    требований  к  условиям  реализации основной образовательной программы.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового. 
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 
2. Урок закрепления знаний.
 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 
3. Урок комплексного применения знаний.
 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 
4. Урок обобщения и систематизации знаний. 
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. 
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять  такие приёмы,  как - интересный факт, неожиданное открытие,  обращение к жизненному опыту самих учащихся.

Таким образом,

•        Современный урок  направлен на формирование и развитие  УУД,

•        На достижение личностных результатов;

•        Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода;

•        Развивает у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;

•        Проектировать пути их реализации;

•        Контролировать и оценивать свои достижения.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление уч. материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельн. детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Список литературы:


1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с. (Стандарты второго поколения)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Требования к современному уроку"

Данную презентацию я подготовила к педсовету. Есть и текст выступления, если будет нужен, пишите, я скину на свой сайт....

Требования к современному уроку

Методические материалы  к выступлению на   заседании "Школы молодого педагога"....

Требования к современному уроку в начальных классах

Представлен материал педагогического совета по проблеме современного урока в соответствии с ФГОС начального общего образования. В помощь зам.директорам по начальной школе, учителям начальных классов....

Пути совершенствования и требования к современному уроку. Типы уроков.

Доклад и прилагающаяся к нему презентация раскрывают проблемы перехода на ФГОС начального образования. Типы уроков и структура каждого типа урока дают возможность педагогам качественно выстраивать обр...

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.

Настоящий современный урок начинается не со звонка, а задолго до него, так как подготовка к уроку – это не просто разработка урока, его моделирование или проектирование, оформление в поурочный план, н...

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....

Самоанализ урока-эффективный путь к реализации требований к современному уроку.

Презентация для педагогов "Самоанализ урока-эффективный путь к  реализации требований к современному уроку"....