Использование дифференцированного подхода в обучении младших школьников
статья

Киргизова Светлана  Александровна

Описание дифференцированного подхода в обучении младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_dif.podhoda_v_obuchenii.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дифференцированного подхода

в обучении   младших школьников

Целевая установка УМК «Школа России» абсолютно созвучна с ведущей целевой установкой ФГОС – национальным воспитательным идеалом современной России: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»:

Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть вариативным к особенностям каждого ребёнка. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения.

Опираясь на данное направление, можно работать как с учениками, испытывающими затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету.

Ведущая    педагогическая    идея     заключается    в    идее сотрудничества педагога и обучающихся на основе взаимного уважения, учения без принуждения и унижения, основанной на подлинном интересе к математике. При этом помощь педагога должна быть максимальной, но опосредованной, косвенной. Необходимым должно быть создание благоприятных условий учения каждого, где учитель не «над», а «рядом» с учеником.

Используем различные способы дифференциации, которые содержат в себе задания по:

  • уровню творчества,
  • трудности,
  • объёму учебного материала.

Учитывая разные способы организации деятельности  дифференцируем  по:

  • степени самостоятельности учащихся;
  • характеру помощи учащимся;
  • форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

При выполнении репродуктивных заданий от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в изменённой или новой ситуации, осуществлять более сложное мыслительное действие (поисковое), создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

 Дифференцированную  работу организуем таким образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагаем репродуктивные задания, а ученикам со средним уровнем (2 группа) и высоким ( 3  группа) уровнем обученности – творческие задания. Также можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даём задания с элементами творчества, в которых надо применять знания в изменённой ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Дифференциация заданий по объёму учебного материала.

Такой способ предполагает, что учащиеся 2-й и  3 -й групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся.

Дифференциация по объёму может сочетаться с другими способами. Предлагаются творческие или более трудные задания, не связанные по содержанию с основным. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно сделать индивидуальными – в виде карточек, перфокарт, тетрадей на печатной основе.

Дифференциация по форме учебных действий.

Для ребят с низкой обучаемостью на этапе первичного закрепления обязательно проговаривание действий вслух, комментирование, поэтому именно для них организуется выполнение предметных действий, используется наглядность.

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе не предполагается различий в учебных заданиях разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Определяя домашнее задание, тоже возможен, а иногда просто необходим, индивидуально-дифференцированный  подход .

В работе со слабыми учащимися при  дифференцированном  методе обучения нет необходимости заниматься дополнительно после  уроков .

Деление  класса  на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий.

 Дифференцированный   подход  к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материла, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учащихся, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Принцип творчества.

Речь идёт не о простом «придумывании» заданий по аналогии, а имеется в виду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия.

Хорошо знать своих учеников – значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.

Принцип психологической комфортности.

Предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и  на   уроке  такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

Стараемся различать детей по типу их нервной деятельности, в этом нам помогает школьный психолог. Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Создание такой атмосферы возможно благодаря позиции учителя не «над», а «рядом» с учениками, введению самоконтроля и самооценки учеников, согласуемых с учителем.

Также используем эмоциональную оценку деятельности детей, задавая им вопросы: «Чем понравилось занятие?», «Какие чувства вызвало это произведение?» Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, так как ему не ставят двоек и единиц.

Перечисленные дидактические принципы необходимы и достаточны для реализации современных целей образования по УМК «Школа России». Такой  подход  позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями ФГОС, с другой стороны как средство формирования учебных действий и личностных качеств. Этому способствуют методические  подходы , включая образовательные технологии, методы и формы работы, которые заложены в само содержание, методическое сопровождение и дидактическое обеспечение УМК «Школа России».

Овладение учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по признакам, выделившимся в диагностике, для последующего группирования. При этом открыто группы не выделять  так как могут быть даны различные прозвища, возникнуть недоброжелательные отношения. Я зачитываю группы и даю им нейтральные названия (или раздаю символы, вложив их под обложку тетради), которые соответствуют названиям разных групп. Например: «Ромашки», «Васильки», «Колокольчики». дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами. Некоторые способы дифференциации (по степени самостоятельности, по уровню помощи) вообще не требуют открытого разделения. Дети сами определяют, нужна ли им помощь учителя, самостоятельно выбирают задания.

Осуществляя уровневую дифференциацию и индивидуальный подход в обучении, я руководствуюсь следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся; активно общаться с учащимися, т. к. учебный процесс    должен    быть    мотивирован    и    ребенок   учился    согласно    своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать чего от него ждут.

Непосредственное воздействие на мотивацию через убеждение, разъяснение и стимуляцию внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности, а также воздействие на мотивацию через высокую организацию учебно-познавательной деятельности школьников позволяет говорить о положительной динамике в ходе внедрения опыта. Внедрение этой методики даёт выбор более рациональных методов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимальное воздействие на развитие ребенка и его познавательный интерес и творческое развитие на каждом отдельном этапе.

Главная   цель:   научиться   самостоятельно   получать   знания   и   уметь применять их на практике.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания; другие дети более спокойные, усидчивые, требуют повышенного внимания с моей стороны в процессе обучения.

Организации работы по дифференцированному обучению – очень сложный процесс.

Вся работа делится на несколько этапов.

  1. Для начало нужно было совместно с психологом изучить индивидуальные особенности детей (физические, психологические, мыслительные, личностные). Для этого я использовала личные наблюдения, информацию психолога о психологических особенностях ребенка, информацию мед.работника о здоровье ребенка, беседы с родителями.
  2. На основе полученной информации, я пришла к выводу о необходимости деления класса на группы по разным критериям:

различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уровнем самостоятельности .

  1. Далее мне предстояло подобрать и разработать дифференцированные задания для различных групп
  2. Важным было осуществлять тщательный контроль за результатами работы учащихся

Учащихся делятся на три группы:

1 группа : дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Дети этой группы отличаются неустойчивой работоспособностью, несамостоятельностью, низким уровнем развития мышления. Памяти, внимания. Им необходим контроль, стимуляция, проверка заданий, дополнительные объяснения, образец выполнения заданий.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно, но иногда требующие пояснений, помощи со стороны учителя. Дети 2 группы достаточно хорошо организованы, средней работоспособностью, более самостоятельны. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, отличаются высокой мотивацией в обучении. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Работают быстро, самостоятельно разбирают задания, успевают помочь соседу, выполняют больше заданий. У них хорошо развиты мышление, память, речь, внимание. Высокая мотивации в обучении, способны самостоятельно регулировать свои действия.

Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.

Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.

Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3- ей группы, предлагаются в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаются им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА 

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:

  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
  • самостоятельное составление заданий к тексту, придумывание собственных примеров с изученной орфограммой, составление кроссвордов, загадок на словарные слова, составление словосочетаний, предложений , текстов на изученное правило;
  • написать стихотворение, используя слова определенной части речи

Дифференцированную работу организую различными способами. Чаще учащиеся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагают репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (3 группа) уровнем обучаемости – творческие задания.

Дифференцированные задания по уровню трудности 

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение материала (например, в задании для 3-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 1-й группы – однозначные); выписать из текста существительные 1 склонения женского рода – 1 группа, выписать из текста существительные 1 и 2 скл. мужского рода, 1 группа- подчеркни орфограмму «безударная гласная в корне», 2-3 группа – подчеркни все орфограммы, назови их;
  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (для 1 группы – задача решается в 2 действия, математическое выражение в 4-5 действий, решение простого уравнения, для 2-3 группы – задача решается в 4 действия, математическое выражение – 6-7 действий, решение составного уравнения);
  • увеличение заданий к тексту

Дифференцированные задания по объему учебного материала 

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 3-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.

Дифференцированные задания по степени самостоятельности учащихся 

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Так после прочтения задания, выяснения его смысла и правил оформления, ребята 3 группы приступают к самостоятельному выполнению, 2 группа- часть задания выполняется фронтально, получая образец выполнения, дети продолжают работать самостоятельно, 1 группа выполняет задание вместе с учителем.

Дифференцированные задания по характеру помощи учащимся 

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Это могут быть подготовительные задания, карточки, запись на доске, плакат.

Дифференцированное обучение – очень сложной процесс, но на равнее со сложностью, имеет и особую значимость. Оно позволяет обеспечивать одинаковый темп продвижения обучающихся, выполнять задания в меру своих сил, чувствовать уверенность, видеть свой успех и усваивать программу.

Дифференцированный подход

  • позволяет ученику почувствовать себя таким как все,
  • Дает возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся.
  • Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов.
  • Дифференцированный подход предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников

Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов  Содержание        1. Цель диф...