Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР в повседневной жизни, на занятиях и уроках
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«У человека есть специфический орган осязания - рука, и притом, главным образом, движущая рука» Л.С. Выготский
У эмбрионов осязание развивается значительно раньше других чувств, благодаря которому малыш узнает о своей среде и связи с другими людьми. Это чувство никогда не исчезает и не требует передышки, по сравнению с другими чувствами. И даже в старости оно по-прежнему работает. На протяжении всей жизни люди используют тактильные ощущения для защиты от опасности, получения удовольствия и понимания окружающих нас объектов. Важно знать, что развитие положительной динамики сенсорной чувствительности является залогом здорового развития человека
Несмотря на наличие других жизненно важных навыков, без сенсорного развития ребенок не может положительно развиваться. По сравнению с другими чувствами, чувство прикосновения очень трудно изолировать, так как тактильная сенсорная информация поступает в нервную систему от каждой части тела, и мозг постоянно реагирует на касания. В контексте нейробиологии сенсорная чувствительность определяется как «особый контакт с телом, который воспринимается в сознании человека».
Благодаря тактильным ощущениям, человек может определить размер, форму, вес, фактуру и температуру любого объекта, а также понять какие ощущения вызывает исследуемый объект — болезненные или приятные. Также, получив информацию об внешних объектах, сенсорная чувствительность позволяет узнать внутренние ощущения, а также понять форму своих костей, мышц и других мягких тканей.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.
Конкретный участок головного мозга, в котором определяется сенсорный сигнал, активизируется и человек усваивает полученную информацию. Поэтому если имеются нарушения в нейронных связях или сами нейроны не активированы, то и информация не будет усваиваться. У многих детей с ТМНР может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются следующие: • учить ребенка ощущать свое тело через телесные, тактильные прикосновения, учить выражать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами; • расширять опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения, развивать умение дифференцировать осязательные ощущения на доступном ребенку уровне.
Работа по формированию тактильных ощущений проводится ежедневно. Она является важнейшей составляющей в режимных моментах, на занятиях и на уроках.
Приветствие
Формирование культурно-гигиенических навыков Теплая ли вода?
Разные полотенца: мягкое, пушистое или грубое, жесткое
Постоянно комментируем: Крем нежный, скользкий, приятный. Мыло тяжелое, скользкое.
Питание Не горячая ли кружка?
Работа с коммуникативной доской
Пальчиковые игры Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать. Кашку варили, Ложечкой мешали, Куколку кормили, Кошечке давали.
- Мальчик-пальчик, Где ты был? - С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
Упражнения с массажными мячиками
Развитие осязательных чувств с помощью кисточки
Игры и упражнения с водой и песком Мокрый – сухой, льется - сыплется
Игры и упражнения с различными природными материалами Шершавый, хрустит в руках
Камушек гладкий, твердый, тяжелый. Фасоль мелкая, гладкая
Занятия в сухом бассейне Тактильные ощущения получает все тело
Игры и упражнения с бумагой Бумага мнется, складывается, рвется
Лепка Это интересно: Когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи
Обучение различным обследовательским действиям
Обследование поверхностей Шершавый, гладкий, грубый
Изучение формы предмета Ощупывание кубика и кирпичика
Знакомство с различными состояниями температуры: Тепло – холодно -горячо Лед холодный, воздушная струя из фена - горячая
Развитие осмысленности тактильных ощущений и связь с другими анализаторами Перелистывание страниц при рассматривании иллюстраций
Использование средств современной техники
Окончание дня Обязательный ритуал поглаживания перед сном
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385564-1390059017.jpg)
Формирование физической активности детей с ТМНР в организации учебно-воспитательного процесса СКОУ.
В статье раскрывается материал о спортивной игре Бочча. Бочча - Паралимпийский вид спорта, игра с мячами, одна из самых доступных для детей с ТМНР. Благодаря этой игре развиваются многие физические ка...
"Развитие коммуникативных способностей у детей в играх и повседневной жизни"
Отчет по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-24643-1410095440.jpg)
Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке"
Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке" представлена в форме буклета, в которой рассматриваются ...
Использование игровых упражнений и сенсорных стимулов при формировании коммуникативных навыков у детей с ТМНР
Сообщение заслушено на методическом объединении воспитателей, учителей- дефектологов Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/31/picture-1132272-1554027645.jpg)
Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках)
Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках). Движение - это жизнь!Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекар...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/03/picture-1461668-1677830230.jpg)
Открытый урок по формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР «Путешествие в страну Математики»
Открытый урокпо формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР«Путешествие в страну Математики»Це...
Родительское собрание по формированию навыков самообслуживания у детей с ТМНР
Уважаемые родители, эти рекомендации призваны помочь в столь сложном и жизненно важном вопросе: «Как научить своего ребенка правилам приема пищи, ухаживать за собой, выполнять простые для ...