"Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах "
статья по теме
Универсальные учебные действия
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:
· самостоятельно ставить учебные цели,
· проектировать пути их реализации,
· контролировать и оценивать свои достижения,
иначе говоря — формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия — «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия). Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Рассмотрим как формировались УУД на уроке:
Личностные действия. Детям было предложено объяснить различные ситуации, с которыми они встречаются в повседневной жизни и встречались на предыдущих уроках. Они сами проводили опыты, наблюдали, делали выводы. Кто-то захочет заниматься исследовательской деятельностью, и это будет смыслом его жизни. Кто-то изменит своё отношение к окружающему миру и будет к нему бережнее относиться. И этому будет учить своих детей.
Регулятивные действия формировались во время планирования этапов урока , определении целей и задач урока, на этапе контроля своих действий и действий товарищей (работа в тетради, проведение опыта), а также , когда оценивали своё участие и участия одноклассников в ходе работы на уроке.
Познавательные действия были представлены на этапе проведения опыта, эксперимента, работе с учебником, когда выбирали более важную информацию.
Коммуникативные действия проявлялись на этапе работы в группе, когда ребята сами проговаривали правила поведения в группе, а затем старались их придерживаться.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам и целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud.ppt | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УУД – это совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Формы организации обучения: Парная работа Групповая работа Коллективная работа
парная групповая Удовлетворение потребностей в получении или оказании помощи или оценки Развитие организаторских способностей, предоставление возможности для самоопределения
Правила групповой работы: - каждый имеет право выбора места, партнёра, задания; - каждый имеет право высказаться; - любая точка зрения имеет право быть; - каждый имеет право доказывать свою точку зрения; - не перебивать говорящего; - уметь слышать (задать вопрос на понимание); - не отвергать, а обдумывать услышанное; - каждый имеет право на ошибку; - соблюдать доброжелательность.
а, т , п, р, о, к, и, н, ж, и, к, н, с , е, н, а в, и, а, н, т , а, р, к ТРОПИНКА СНЕЖИНКА ТРАВИНКА
ТР _ ПИНКА - СН _ Ж _ НКА - ТР _ ВИНКА - ТР О ПКА ТР А ВЫ СН Е ЖНЫЙ
Ты внимательный! Мне нравится с тобой работать. Ты отличный помощник! Спасибо за работу! Хорошо работаешь. Правильно мыслишь!
Памятка Роли членов группы: 1. «Капитан» распределяет роли. 2. «Писатель» записывает ответы каждого члена группы, в результате должен получиться общий рассказ. 3. «Докладчик» читает перед классом предложенную ситуацию или рассказ, составленный группой. 4. «Организатор» отвечает за очередность высказываний каждого .
Спасибо ! Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование универсальных учебных действий на уроках в 1 классе средствами УМК "Начальная школа ХХI века"
Формирование универсальных учебных действий при обучении грамоте и письму, русскому языку, литературному чтению математике, окружающему миру,....
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах
В данной статье раскрыта тема о формировании универсальных учебных действий на уроках в 1 классе по УМК "Перспектива"...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»
Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...
Мастер-класс по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»
Мастер-класс по теме:«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»СЛАЙД 1Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Тема, которую я выбрала для рассмотрения «Форми...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ОС «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...