Статья "Организация исследовательской деятельности"
статья

Иванова Елена Вениаминовна

Дети - прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования, незаметно направив их интузиазм в нужное русло. Об этом говорится в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_issledovatedskoy_deyatelnosti.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной исследовательской деятельности в лицее

Учитель

высшей категории

Е.В.Иванова

Федеральный государственный образовательный стандарт о проектно-исследовательской деятельности учащихся гласит, что "в целях реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательных учреждениях для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность... работы с одарёнными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности".

Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Педагогу предстоит организовать исследовательскую деятельность учащихся.

 Проектно-исследовательская деятельность - это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалистов (учителей, родителей), в ходе, которого реализуются следующие этапы:

 − мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

 – подготовительный (определяются тема и проблема проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, сначала с максимальной помощью учителя);

информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, накапливают факты, доказательства, наблюдают, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

          На этом этапе необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребят возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

"Скажи мне - и я забуду,

     Покажи мне - и я запомню,

           Дай мне сделать - и я пойму".  

Этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.

Важно отличать проектную и исследовательскую деятельность.

1) В основе любой деятельности, лежат мотивы. Для учащихся это могут быть как социальные (быть успешным, показать себя с лучшей стороны), так и познавательные мотивы (получить новые знания).

2) А с мотивацией всегда тесно связана проблема, которая лежит в основе как проектной, так и исследовательской деятельности. Проблема является отправной точкой, побуждением к активным действиям. В начальной школе, как правило, задачу ставит, или помогает видеть педагог. Вопрос может быть связан как с учебным материалом, так и с другими сферами жизни.

3) Исследовательская и проектная деятельность имеет цель, но в проектной деятельности цель - это видение конечного продукта, а в исследовании главное открыть новые знания. Исследование требует выдвижение предположений (гипотез) для продолжения работы и их дальнейшее подтверждение или опровержение. А проектирование включает систему пробно-практических действий по изготовлению конкретного продукта.

4) Основное отличие проектной и исследовательской деятельности можно увидеть, обратив внимание на результат. В исследовании результат неизвестен ученику, его можно только предполагать. Результат - это подтверждённая или опровергнутая гипотеза. Причём как положительный, так и отрицательный результаты могут быть приняты исследователем. В проектной  же деятельности результатом является конкретный, запланированный заранее продукт, его отсутствие будет говорить о том,  что проект не удался.

В начальной школе различают следующие виды проектов:

  • по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • по времени: кратковременные или долговременные;
  • по области исследования: предметные (в рамках одного предмета или нескольких), свободные (выходящие за рамки предмета)
  • по виду преобладающей деятельности:

1) Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадет со структурой реального научного исследования.

2) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов в виде альбома, собственных стихов, газеты, фильма.

3) игровые - проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

4) Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения.

5) Практико-ориентированные (прикладные) проекты, завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

Как показывает педагогический опыт  дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его  в исследовательскую работу по выбранному им направлению. Именно поэтому в лицее создано научное общество учащихся начальных классов. Это первые шаги детей в науку. Ребята  совершенствуют свои знания в определённой области науки, искусства, техники и производства, приобретают первые навыки экспериментально и научно-исследовательской работы. Ребята по своему желанию выбирают темы, над которыми работают.

 Целью научного общества является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения и самореализации.

Задачи общества: формирование у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности:

- стимулирование у младших школьников интереса к наукам;

- выявление и поддержка одарённых и способных детей, стимулирование их к творчеству и экспериментальной работе.

Стать членом общества может любой ученик начальной школы, начиная со 2 класса иногда и с первого. Главное условие - личная увлечённость, интерес ребёнка к этому виду деятельности. Работа ведётся в течении всего учебного года. Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеучебной деятельности – дети имеют возможность убедиться в целесообразности своей работы. Члены научного общества выступают со своими проектами на классных часах, перед родителями на собраниях.

     Год работы в научном обществе завершается научно-практической конференцией "Всё обо всём", где подводится итог работы за учебный год. На конференции выступают как призёры и победители городских и республиканских конференций, так и начинающие.

Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с родителями, учителем. А что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Аннатация Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Педагогу предстоит организовать исследовательскую деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...