Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
статья на тему

Одной из основных ценностей и целейсовременной системы образования является формирование универсальных учебных действий у младших школьников.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, темсамым дает возможность к  саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения новогосоциального опыта.

В более  узком значении это можно рассматривать как совокупность способов действия учащегося,обеспечивающих самостоятельное усвоение новых «открытий» и знаний.Значимое место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия,которые обеспечивают организацию и корректировку учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Е. Гавриленко

МАОУ НОШ № 53,Калининград

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Одной из основных ценностей и целей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий у младших школьников. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, тем самым дает возможность  к  саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более  узком значении это можно рассматривать как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых «открытий» и знаний. Значимое место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию и корректировку учебной деятельности.

К регулятивным действиям относятся:

  • целеполагание-постановка учебной задачи;
  • планирование-последовательность действий, составление плана;
  • прогнозирование-уровень усвоения знаний, ожидаемый результат;
  • контроль-сравнение результата с эталоном задания;
  • оценка-осознание того что усвоено и что необходимо знать;
  • саморегуляция-преодоление препятствий, «капризов», способность к мобилизации сил.

По требованиям  ФГОС НОО  у выпускников начальной школы должны быть на определенном уровне сформированы учебные действия. Они  должны  уметь планировать, прогнозировать, контролировать, вносить коррективы, оценивать адекватно свои результаты.

В данный момент перед учителем встает проблема  выбора методических приемов и видов работы, которые более эффективно способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий. Если следовать точно структуре урока, то особых трудностей не вызывает.

Цель урока связана с его темой, поэтому опираясь на возраст учащихся важно дать доступное определение: «У каждого урока есть тема. Тема-это то, о чем мы будем говорить на уроке». В данном случае возможны разные варианты подачи темы.

Целеполагание-это осмысление предложенной цели. Это очень важно для организации учебной деятельности. Важным моментом является понимание цели, ее принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.

Цель урока должна стать принадлежностью каждого. Один из важных и значимых вопросов на данном этапе становится «Зачем?».

В своей работе  я использую следующие приемы:

- опора на жизненный опыт;

-использование игрового материала;

-создание проблемной ситуации;

- выбор цели из  предложенных учителем;

- постановка цели с помощью маршрута движения.

Формирование УУД планирования начинается с определения «план» - это порядок, последовательность действий. Постепенно учащиеся сами научатся составлять план своих действий.

Очень важно периодически возвращаться к плану,  отмечать выполненное, определять цель следующего этапа, контролировать ход решения учебной задачи.

Эта работа очень важна, так как она способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля оценивания, и выявления причин затруднений, их коррекции.

Контроль и оценка не менее  важны. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью выполнения операций.

Дети должны   научится обнаруживать сходство и различие. И только потом напрямую с действием контроля можно говорить о действии оценки. Основная функция содержательной оценки заключается в том, чтобы определить уровень усвоения учащимися заданного способа действия. И в то же время продвижение учащихся относительно уже усвоенного уровня способа действия. Далее начинается самооценка, где ребенок сам участвует в производстве оценки. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направленно, прежде всего, на развитие у учащихся способностей самооценивания. На данном этапе очень важно сформировать следующие умения:

  1. Осмысленный  самоконтроль и оценивание
  2. Диагностика  выявления уровня развития знаний
  3. Соответствие контроля и оценки  целям и задачам урока

Я использую следующие приемы:

-оценочная самостоятельность - оценивание без постороннего влияния

-работа с эталоном, это помогает осуществлять объективное оценивание своей работы

На этапе рефлексии ставлю  разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. Используются цветные шары, цветные карандаши, «волшебные линейки», оценка по определенным критериям.

Творчество учителя здесь имеет немаловажную  роль. Так младшие школьники, делая первые шаги в обучении научаться работать организованно, продуктивно, умея планировать свою работу, что так важно на всех ступенях обучения.

Литература

  1. Вергелес Т.Н., Матвеева Л.А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб., 2000.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Образовательные технологии. Сборник. – М.: Баласс, 2008.
  4. Образовательные технологии. Сборник. – М.: Баласс, 2008.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста

Раскрытие понятий "универсальные учебные действия" и "регулятивные универсальные учебные действия", описание способов диагностики регулятивных УУД, а так же путей формирования....

Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»; представлена программа формирования регулятивных универсальных учебных действий дете...

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова".

Данная разработка представляет конспект урока по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме "Приставка как часть сло...

Программа самообразования учителя начальных классов по теме: «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»

Программа самообразования учителя начальных классов по теме:  «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»...