Игровые технологии
учебно-методический материал на тему
Цель:Стимулирование учащихся к учебной деятельности, развитие творческих способностей, пробуждение интереса к предмету, через игру вовлечение учащихся в общение, развитие познавательной деятельности, внимания, памяти, речи, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_1.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии
С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для современного образования остается представление об учении как о тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге, в свободное от учёбы время. В то же время, изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.
- Проблема игры как феномену культуры, диалога культур в процессе социализации личности, свободного воспитания, о значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, Й.Хейзинга, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман, Х.Данкен, В.С.Библер).
- Психологические концепции развития личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработанные зарубежными авторами (В.Штерн, К.Левин, С.Слиозберг, Ж.Пиаже, Э.Берн).
- Положение гуманистической психологии о самоактуализации личности (А.Маслоу).
- фасилитирующее обучении (К.Роджерс).
- Обоснование прогенеративной роли образования в развитии личности, учение о зонах актуального и ближайшего развития, исследованные отечественными авторами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А.Амонашвили).
- Дидактические вопросы инновационных технологий, рассмотренны В.П.Беспалько.
- Классификация и основные характеристики учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр, описанны О.С.Газманом, М.В.Клариным, Г.К.Селевко.
- Концепция игры как феномена культуры учащихся, и их игрового поведения в коллективе С.А.Шмакова.
- Классификации учебных игр по истории Г.А.Кулагина, М.В.Короткова, Л.П.Борзова.
Определение места и роли игровой технологии в образовательном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать образовательный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого педагога. Ведь дети легко вовлекаются в любую деятельность, а особенно в игровую.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной деятельности осуществляется за счет:
- дидактическая цель ставится в виде игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства;
- дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;
- успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.
Классификация игровых технологий:
– классификация педагогических игр по Г.К.Селевко)
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:
- деловые;
- организационно-деятельностные;
- ролевые;
- инновационные игры;
- дидактические.
Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности. (Игры “Требуется президент”.)
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.
В "классическом" варианте ОДИ применяются в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Основной акцент в игре делается на рефлексии участниками собственной деятельности.
Ролевая игра – предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.
Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное взаимодействие. Группа организаторов или игротехников.
Дидактическая игра – основной акцент при проведении дидактической игры делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы забавы при этом служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики.
Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.
Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.
Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:
Первый этап – подготовка:
- разработка сценария,
- план игры,
- общее описание,
- содержание инструктажа,
- подготовка материального обеспечения.
Второй этап – проведение игры.
- Постановка проблемы,
- Условия,
- Правила,
- Регламент,
- Распределение ролей,
- Формирование групп,
- Консультации.
Групповая работа над заданием:
- Работа с источником,
- Тренинг,
- Мозговой штурм.
- Работа с игротехником.
Межгрупповая дискуссия:
- Выступления групп,
- Представление результатов,
- Работа экспертов.
Третий этап – анализ и обобщение:
- Вывод из игры,
- Рефлексия игры,
- Оценка и самооценка работы,
- Выводы и обобщения.
Преимущества игровых технологий:
- Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
- Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
- Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
- Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Недостатки игровых технологий:
- Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Игра как феномен
- без опаски выражать эмоции;
- понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы;
- осваивает новые способы поведения;
- быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной действительности4
- обретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.
Игровое обучение – процесс малопредсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения.
Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности.
Использование игровых технологий на уроках математики:
ИГРА – Угадай животное.
Даны координаты точек (-4;6); (0;8); (2;5); (2;11); |
Использование игровых технологий на уроках истории:
ИГРА – Разгадай зашифрованную фразу.
Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание
Ажпеулеавтпьрсовгошбщоздиыасвеьблеа – взанпарчнигтшжщезлхаътэьжсдвлообропдаывдырфуягсиим
Использование игровых технологий на уроках русского языка:
ИГРА – Волшебная буква.
Если взять эту букву и прибавить к ней часть лица – получится животное. Прибавьте к той же букве травянистое растение, из которого на Руси с давних времен делали ткань, – и перед вами окажется дерево. При добавлении к волшебной букве названия морского животного оно превратиться тут же в насекомое. Еще с помощью этой буквы можно сделать кожаный пояс горной породы, а рыб – кузнечным или столярным инструментом.
Использование игровых технологий на уроках литературы :
ИГРА – Кто он?
Страшила – | Дядя Федор – |
Использование игровых технологий на уроках географии:
ИГРА – шарады.
Первый слог мой каждый знает –
В классах он всегда бывает.
Мы к нему союз прибавим,
Сзади дерево поставим.
Чтобы целое узнать,
Город надо вам назвать.
Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр:
- Цель – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.
- Преобладать элементы занимательности и соревновательности.
- Обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.
- Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.
- Правила – просты и понятны всем.
- Во время – игры – дисциплина и порядок.
- Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.
- Учитель – активный участник игры. Умело регулировать ход игры.
- Подведение итогов.
- Призы.
- Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить.
Рефлексия.
В заключении хочется отметить, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, а применение игровых технологий даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала, и является для учителя начальных классов одной из важнейших целью работы. Исходя из этого, игровые технологии учителя должны строиться как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В них должны включаться последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет должен развиваться параллельно основному содержанию обучения, помогать активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.
Литература.
Бекиш М.А. «Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности», Начальная школа. – 2011. – № 11.
Выготский Л. С. «Игра и её роль в психологии развития ребёнка», Вопросы психологии, 1989.
Войтенко Т.П. «Игра как метод обучения и личностного развития», методическое пособие для педагогов начальной и средней школы, Калуга: Адель, 2008.
Гликман И.З. «Теория и методика воспитания», М.: Владос, 2003.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Программы внеурочной деятельности школьников», М.: Просвещение, 2010.
Дрязгунова В.А. «Дидактические игры», М.: Просвещение, 1981.
Заенко С.Ф. «Игра и ученье», М.: Владос, 2010.
Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе», М.: Изд. центр «Академия», 2005.
Кукушин В.С. «Современные педагогические технологии», Начальная школа, издание 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
Макаренко А.С. «Некоторые выводы из педагогического опыта», соч. т. У. - М., 1958.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», Учебное пособие, М.: Рос. пед. агенство, 1996.
Рожков М.И. «Организация воспитательного процесса в школе», М.: Владос, 2007.
Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», изд. «Народное образование», 2 том, 2006.
Селиванов В.С. «Основы общей педагогики», М.: Изд. центр «Академия», 2005.
Сухомлинский В. А. «Духовный мир школьника», М.: Учпедгиз, 1991.
Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры», М.: Новая школа, 1994.
«Педагогические игры», М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007.
«Современные образовательные технологии», М..: Народное образование, 1998.
«Педагогические технологии», под ред. Кукушкина В.С. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.
«Игра – обучение, тренинг, досуг», под ред. Летрусинского В.В. – М.: Новая школа, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые технологии как вид педагогических технологий
В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...