Игровые технологии
учебно-методический материал на тему

Цель:Стимулирование учащихся к учебной  деятельности, развитие творческих  способностей,   пробуждение  интереса к предмету, через игру  вовлечение учащихся в общение, развитие познавательной деятельности, внимания, памяти, речи, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_1.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии

       С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для современного образования остается представление об учении как о тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге, в свободное от учёбы время. В то же время, изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.

  • Проблема игры как феномену культуры, диалога культур в процессе социализации личности, свободного воспитания, о значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, Й.Хейзинга, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман, Х.Данкен, В.С.Библер).
  • Психологические концепции развития личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработанные зарубежными авторами (В.Штерн, К.Левин, С.Слиозберг, Ж.Пиаже, Э.Берн).
  • Положение гуманистической психологии о самоактуализации личности (А.Маслоу).
  • фасилитирующее обучении (К.Роджерс).
  • Обоснование прогенеративной роли образования в развитии личности, учение о зонах актуального и ближайшего развития, исследованные отечественными авторами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А.Амонашвили).
  • Дидактические вопросы инновационных технологий, рассмотренны В.П.Беспалько.
  • Классификация и основные характеристики учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр, описанны О.С.Газманом, М.В.Клариным, Г.К.Селевко.
  • Концепция игры как феномена культуры учащихся, и их игрового поведения в коллективе С.А.Шмакова.
  • Классификации учебных игр по истории Г.А.Кулагина, М.В.Короткова, Л.П.Борзова.

        Определение места и роли игровой технологии в образовательном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

     Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать образовательный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого педагога. Ведь дети легко вовлекаются в любую деятельность, а особенно в игровую.

     Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

     Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной деятельности осуществляется за счет:

  • дидактическая цель ставится в виде игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства;
  • дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;
  • успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.

Классификация игровых технологий:
– классификация педагогических игр по Г.К.Селевко)

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

  • деловые;
  • организационно-деятельностные;
  • ролевые;
  • инновационные игры;
  • дидактические.

Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности. (Игры “Требуется президент”.)

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.
В "классическом" варианте ОДИ применяются в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Основной акцент в игре делается на рефлексии участниками собственной деятельности.

Ролевая игра – предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.

Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное взаимодействие. Группа организаторов или игротехников.

Дидактическая игра – основной акцент при проведении дидактической игры делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы забавы при этом служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики.

Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.

Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовка:

  • разработка сценария,
  • план игры,
  • общее описание,
  • содержание инструктажа,
  • подготовка материального обеспечения.

Второй этап – проведение игры.

  • Постановка проблемы,
  • Условия,
  • Правила,
  • Регламент,
  • Распределение ролей,
  • Формирование групп,
  • Консультации.

Групповая работа над заданием:

  • Работа с источником,
  • Тренинг,
  • Мозговой штурм.
  • Работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия:

  • Выступления групп,
  • Представление результатов,
  • Работа экспертов.

Третий этап – анализ и обобщение:

  • Вывод из игры,
  • Рефлексия игры,
  • Оценка и самооценка работы,
  • Выводы и обобщения.

Преимущества игровых технологий:

  • Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
  • Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
  • Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
  • Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий:

  • Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

Игра как феномен

  • без опаски выражать эмоции;
  • понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы;
  • осваивает новые способы поведения;
  • быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной действительности4
  • обретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.

Игровое обучение – процесс малопредсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения.

Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности.

Использование игровых технологий на уроках математики:

ИГРА – Угадай животное.

Даны координаты точек 
(0;0); (-1;1); (-3;1); (-2;3); 
(-3;3);

(-4;6); (0;8); (2;5); (2;11); 
(6;10); (3;9); (4;5); (3;0); 
(2;0); (1;-7); (3;-8); (0;-8); 
(0;0).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596556/img1.gif

Использование игровых технологий на уроках истории:

ИГРА – Разгадай зашифрованную фразу.

Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание

Ажпеулеавтпьрсовгошбщоздиыасвеьблеа – взанпарчнигтшжщезлхаътэьжсдвлообропдаывдырфуягсиим

Использование игровых технологий на уроках русского языка:

ИГРА – Волшебная буква.

Если взять эту букву и прибавить к ней часть лица – получится животное. Прибавьте к той же букве травянистое растение, из которого на Руси с давних времен делали ткань, – и перед вами окажется дерево. При добавлении к волшебной букве названия морского животного оно превратиться тут же в насекомое. Еще с помощью этой буквы можно сделать кожаный пояс горной породы, а рыб – кузнечным или столярным инструментом.

Использование игровых технологий на уроках литературы :

ИГРА – Кто он?

Страшила – 
Матроскин – 
Мойдодыр – 
Каа – 
Гена – 
Тортила – 

Дядя Федор – 
Цокотуха – 
Патачок –
Рикки Тикки Тави – 
Лариска – 
Кузька –

Использование игровых технологий на уроках географии:

ИГРА – шарады.

Первый слог мой каждый знает –
В классах он всегда бывает.
Мы к нему союз прибавим,
Сзади дерево поставим.
Чтобы целое узнать,
 
Город надо вам назвать.

Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр:

  1. Цель – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.
  2. Преобладать элементы занимательности и соревновательности.
  3. Обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.
  4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.
  5. Правила – просты и понятны всем.
  6. Во время – игры – дисциплина и порядок.
  7. Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.
  8. Учитель – активный участник игры. Умело регулировать ход игры.
  9. Подведение итогов.
  10. Призы.
  11. Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить.

Рефлексия.

    В заключении хочется отметить, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, а применение игровых технологий даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала, и является для учителя начальных классов одной из важнейших целью работы. Исходя из этого, игровые технологии учителя должны строиться как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В них должны включаться последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет должен развиваться параллельно основному содержанию обучения, помогать активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.

Литература.

Бекиш М.А. «Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности», Начальная школа. – 2011. – № 11.

Выготский Л. С. «Игра и её роль в психологии развития ребёнка», Вопросы психологии, 1989.

Войтенко Т.П. «Игра как метод обучения и личностного развития», методическое пособие для педагогов начальной и средней школы, Калуга: Адель, 2008.

Гликман И.З. «Теория и методика воспитания», М.: Владос, 2003.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Программы внеурочной деятельности школьников», М.: Просвещение, 2010.

Дрязгунова В.А. «Дидактические игры», М.: Просвещение, 1981.

Заенко С.Ф. «Игра и ученье», М.: Владос, 2010.

Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе», М.: Изд. центр «Академия», 2005.

Кукушин В.С. «Современные педагогические технологии», Начальная школа, издание 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

Макаренко А.С. «Некоторые выводы из педагогического опыта», соч. т. У. - М., 1958.

Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», Учебное пособие, М.: Рос. пед. агенство, 1996.

Рожков М.И. «Организация воспитательного процесса в школе», М.: Владос, 2007.

Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», изд. «Народное образование», 2 том, 2006.

Селиванов В.С. «Основы общей педагогики», М.: Изд. центр «Академия», 2005.

Сухомлинский В. А. «Духовный мир школьника», М.: Учпедгиз, 1991.

Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры», М.: Новая школа, 1994.

«Педагогические игры», М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007.

«Современные образовательные технологии», М..: Народное образование, 1998.

«Педагогические технологии», под ред. Кукушкина В.С. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.

«Игра – обучение, тренинг, досуг», под ред. Летрусинского В.В. – М.: Новая школа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...