Индивидуальный образовательный маршрут (хореография)
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительную образовательную программу художественной направленности и работающих нестандартно, стремящимся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося.
Цель разработки: раскрытие и описание работы с одаренными детьми через реализацию индивидуального образовательного маршрута.
В методической разработке представлен индивидуальный образовательный маршрут в хореографической деятельности и даны рекомендации по его реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.docx | 48.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» пгт.Усогорск
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
«ТАНЦЕВАТЬ, ЗНАЧИТ ЖИТЬ»
Номинация конкурса: Конкурс методических разработок
Составитель: Ульянова Валентина Александровна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Пгт.Усогорск
2016 год
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительную образовательную программу художественной направленности и работающих нестандартно, стремящимся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося.
Цель разработки: раскрытие и описание работы с одаренными детьми через реализацию индивидуального образовательного маршрута.
В методической разработке представлен индивидуальный образовательный маршрут в хореографической деятельности и даны рекомендации по его реализации.
Оглавление
Индивидуальный образовательный маршрут 7
Реализация индивидуального маршрута (пример) 9
Организационно-педагогические условия реализации маршрута 10
Пояснительная записка
Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе.
Галилео Галилей
Состояние современного образования характеризуется поиском более эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий и критериев обучения и развития одаренной личности, которые способствовали бы наибольшему раскрытию их способностей.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.
Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.
Как отмечает Ю.З. Гильбух, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1, с.147].
Одаренный ребенок, как утверждает Н. Коноплева, – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [3, с.54].
Как замечает Н. Коноплева, особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым [3, с.55]. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе. Вторая особенность — непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым. В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Традиционные формы и способы обучения, ведущие одаренную личность по стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремление к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.
Принято считать, что процесс индивидуализации образования, ориентируется на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений, на получение учебных результатов в продуктивной форме.
Н.Б. Шумакова формулирует четыре важных принципа организации содержания обучения и воспитания для одаренных школьников [8, с.81]:
- Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.
- Крупные содержательные единицы, изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.
- Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.
- Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
Все четыре принципа тесно связаны. Фактически осуществление одного из них предполагает осуществление другого. Так, нельзя обеспечить гибкие содержательные рамки без укрупнения содержательных единиц – изучения широких, основополагающих тем и проблем, изучение же широких тем невозможно без применения междисциплинарного подхода. Осуществление междисциплинарного подхода предполагает эффективную интеграцию тем внутри дисциплин и между ними.
Высокий уровень потребности одаренных детей в умственной нагрузке, как утверждает Э. Ландау, заставляет выделить еще один, 5-й принцип – принцип насыщенности содержания обучения. По отношению к принципам построения содержания обучения для одаренных детей можно добавить еще один, 6-й проблемный характер изучения содержания или изучение открытых тем и проблем [5, с.108].
Все принципы были определены как требования к программам для одаренных детей Всемирным советом по одаренным и талантливым детям и опубликованы в 1982 году в США. Перечень требований к программам обучения и воспитания для одаренных детей, который был выработан Всемирным советом по одаренным и талантливым детям представлен в работах С. Кэплан. Программы для одаренных детей должны [5, с.109]:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;
- обеспечивать самостоятельность в учении, т. е. обучение, руководимое самим ребенком;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм;
- способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.
Таким образом, программа обучения и воспитания для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению и воспитанию этой категории учащихся. Этим и определяется перечень требований к построению программ обучения и воспитания для одаренных детей.
В дополнительном образовании индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающегося позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а также содержанием образования.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
- активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
В основе данного индивидуального образовательного маршрута «Танцевать, значит жить» лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие танцевальных способностей.
Тематическая направленность маршрута позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал одарённых обучающихся, способствует развитию и совершенствованию танцевальных навыков, навыков социального проектирования, помогает реализовать потребность в общении. Формы обучения подстраиваются под личность ребенка, его потребности. Для контроля и анализа выступлений обучающихся ведутся видеозаписи. С помощью видеоматериала, на занятиях проводится разбор и анализ выступления на концертах и конкурсах.
Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала двух обучающихся хореографического коллектива. И в качестве «поля» для художественной деятельности нами было выбрано направление работы:
- постановка сольных танцевальных номеров;
- работа над социальным проектом «Мы выбираем жизнь»
Индивидуальный образовательный маршрут
Обучающихся объединения по интересам «Импульс»
Чеховой Екатерины (17 лет), Ванеевой Есении (16 лет)
Срок реализации: 1 год
Цель: Поддержание интереса к хореографической деятельности;
Задачи:
- углубить знания по современной хореографии;
- способствовать раскрытию творческих способностей;
- работать над исполнением сольных танцевальных номеров;
- разработать и внедрить социальный проект;
- дополнить портфолио достижений за 2016 – 2017 учебный год.
Основания для создания индивидуального маршрута: данный образовательный маршрут разработан для двух обучающихся закончивших ДООП «Импульс» (8 лет обучения), обучающихся 11 класса, решивших продолжить танцевальную деятельность.
Этапы индивидуального маршрута:
начальный этап - определить творческие возможности и выявить слабые места.
Этап развития – преодолеть затруднения, способствовать развитию творческого потенциала.
Этап саморазвития – содействовать реализации творческих замыслов ребенка вне стен ДДТ.
Предполагаемые результаты: с помощью подбора мероприятий, выбора разнохарактерных ролей и выступлений на разном уровне, выйти на новый уровень самореализации творчества.
План работы:
Месяц | Мероприятие | С кем ведется работа |
1 полугодие | ||
Сентябрь |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Чехова Екатерина | |
Октябрь |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Чехова Екатерина | |
Ноябрь |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Чехова Екатерина | |
Декабрь |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина |
| Чехова Екатерина | |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
2 полугодие | ||
Январь |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Чехова Екатерина | |
Февраль |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Чехова Екатерина | |
| Чехова Екатерина | |
Март |
| Чехова Екатерина |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
Апрель |
| Чехова Екатерина |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
Май |
| Ванеева Есения Чехова Екатерина |
| Чехова Екатерина |
Реализация индивидуального маршрута (пример)
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (заполняется ребенком) | |||
Дата, время | Тема | Ожидаемый результат | |
1 полугодие | |||
26.09.16 | Подготовка танцевальной зарядки для дошколят | Ванеева Есения Чехова Екатерина | 1. Постановка сольного танца 2. Участие в танцевальном конкурсе «Dance integration» в Ухте 3. Подготовка социального проекта «Мы выбираем жизнь» 4. Проведение оздоровительных танцевальных зарядок с детьми дошкольного и школьного возраста |
27.09.16 | Проведение танцевальной зарядки для дошкольников в ДДТ | Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
27.09.16 | Работа над проектом «Мы выбираем жизнь» (дистанционно). Определение целей, задач; обоснование проблемы и социальной значимости. Составление плана работы над проектом, распределение ролей | Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
28.09.16 | Проведение танцевальной зарядки для дошкольников в детском саду «Аленка» | Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
28.09.16 | Проведение танцевальной зарядки для среднего звена в ДДТ | Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
29.09.16 | Проведение танцевальной зарядки для дошкольников в ДДТ | Ванеева Есения Чехова Екатерина | |
1. Отработка сольных танцев 2. Участие в конкурсе «Жемчужина». 3. Участие в учрежденческой научно – практической конференции 4. Реализация социального проекта «Мы выбираем жизнь» 5. Проведение оздоровительных танцевальных зарядок с детьми дошкольного и школьного возраста 5. Участие в отчетном концерте танц. кол-ва «Импульс». | |||
Организационно-педагогические условия реализации маршрута
Формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса являются:
1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.
2. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а так же творческих способностей. В ходе проектирования перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.
4. Выступления активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.
Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса
Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения: учебный кабинет, магнитофон, компьютер, интернет.
Заключение
Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.
Индивидуально-личностная основа деятельности МУДО ДДТ пгт. Усогорск позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.
Таким образом, индивидуально образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в образовании.
Литература
- Гильбух Ю.З. Феномен умственной одаренности (детей) / Ю.З. Гильбух // Вопросы психологии. – 1990 - №4. - С. 147-155.
- Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009
- Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? / Н. Коноплева // Директор школы. -2004. – № 3. – С. 54-59.
- Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. – М.: Академия, 2002. – 144 с.
- Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012
- Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. – М.: Изд-во Моск. псих.-соц. инс-та, 2004. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - образовательный маршрут
Цель: ликвидация пробелов по предмету...
Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС
Представлен перспективный маршрут профессионального совершенствования учителя начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС...
Индивидуальный образовательный маршрут ученика
по новым требованиям современного образования с нас учителей требуют индивидуальные образовательные маршруты.нашла образец.Буду рада ,если кому-нибудь в работе пригодится...
Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО
Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...
- Мне нравится (1)