Роль школы в сохранении здоровья детей
статья на тему
Ребенок проводит в школу 70 % своего времени. Поэтому школа должна взять на себя ответственность за сохранение физического, психологического и духовного здоровья детей. Статья раскрывает дидактические принципы и методы здоровьесбережения ребенка в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkoly_v_sohranenii_zdorovya_detey_statya.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль школы в сохранении здоровья детей
Ребенок большую часть активного времени суток проводит в школе. Поэтому школа должна взять на себя управление процессом сохранения и поддержки здоровья детей. Первостепенное значение, наряду с выполнением САН-ПИНов, имеют здоровьесберегающие технологии, на основе которых строится взаимодействие между учителем и учениками.
Выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное. 50% здоровья определяет психологическое состояние человека. Высокая зависимость детей от учителей, ранимость детской психики делают их уязвимыми под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия. Отрицательное влияние на психическое здоровье школьников оказывают:
- Авторитарность педагога;
- Пассивность восприятия знаний;
- Отсутствие интереса к изучаемому материалу;
- Перегрузка учебного материала;
- Неуспешность;
- Отсутствие индивидуального подхода;
- Несоответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся.
Повышенная утомляемость, неразвитость моторики, недостаточность речевого развития и зрительного восприятия, двигательная расторможенность, дефицит внимания, слабая эмоциональная устойчивость не позволяют современным ученикам достичь планируемых результатов обучения.
Дидактические принципы, устраняющие негативные факторы влияния на здоровье детей:
- Деятельностный метод обучения исключает пассивное восприятие знаний;
- Связь учебного процесса с жизнью, приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся;
- Разноуровневое обучение обеспечивает адекватную нагрузку на каждого ребенка, дает возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории;
- Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;
- Возможность выбора учащимся индивидуального темпа и уровня обучения;
- Создание ситуации успеха;
- Формирование интереса к обучению через творчество.
Основные направления оздоровления учащихся:
– учебные занятия в классах проводятся в режиме динамических пауз - физкультминутками, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;
– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;
- пальчиковая гимнастика;
- артикулляционная гимнастика;
-смена видов деятельности;
-валеологическое просвещение родителей по проблеме здоровья;
-выполнение рекомендаций медицинских работников;
-поддержание экологического пространства класса;
- эмоциональные разрядки – шутки, мини-игры,занимательный материал в учебном процессе.
И еще одна здоровьесберегающиая технология общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.
Таким образом, задача учителя — не просто провести урок в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система занятий для учащихся и родителей на четыре года по сохранению здоровья детей
Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье. Занятия прово...
Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения здоровья детей
Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения здоровья детей....
Использование здоровьесберегающих технологий- путь к сохранению здоровья детей.
Перзентация, которая знакомит с путями сохранения здоровья учащихся в процессе обучения....
Выступление на педсовете по теме «Работа с родителями по сохранению здоровья детей»
Виды работы с семьёй,просвещение, взаимодействие семьи и школы...
"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"
Выступление на методическом объединении воспитателей...