Роль школы в сохранении здоровья детей
статья на тему

Ребенок проводит в школу 70 % своего времени. Поэтому школа должна взять на себя ответственность за сохранение физического, психологического и духовного здоровья детей. Статья раскрывает дидактические принципы и методы здоровьесбережения ребенка в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_shkoly_v_sohranenii_zdorovya_detey_statya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Роль школы в сохранении здоровья детей

Ребенок большую часть активного времени суток проводит в школе. Поэтому школа должна взять на себя управление процессом сохранения и поддержки здоровья детей. Первостепенное значение, наряду с выполнением САН-ПИНов, имеют здоровьесберегающие технологии, на основе которых строится взаимодействие между учителем и учениками.

Выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное. 50% здоровья определяет психологическое состояние человека. Высокая зависимость детей от учителей, ранимость детской психики делают их уязвимыми под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия. Отрицательное влияние на психическое здоровье школьников оказывают:

  • Авторитарность педагога;
  • Пассивность восприятия знаний;
  • Отсутствие интереса к изучаемому материалу;
  • Перегрузка учебного материала;
  • Неуспешность;
  • Отсутствие индивидуального подхода;
  • Несоответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся.

Повышенная утомляемость, неразвитость моторики, недостаточность речевого развития и зрительного восприятия, двигательная расторможенность, дефицит внимания, слабая эмоциональная устойчивость не позволяют современным ученикам достичь планируемых результатов обучения.

Дидактические принципы, устраняющие негативные факторы влияния на здоровье детей:

  • Деятельностный метод обучения исключает пассивное восприятие знаний;
  • Связь учебного процесса с жизнью, приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся;
  • Разноуровневое обучение обеспечивает адекватную нагрузку на каждого ребенка, дает возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории;
  • Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;
  • Возможность выбора учащимся индивидуального темпа и уровня обучения;
  • Создание ситуации успеха;
  • Формирование интереса к обучению через творчество.

Основные направления оздоровления учащихся:

– учебные занятия в классах проводятся в режиме динамических пауз - физкультминутками, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;

– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;

- пальчиковая гимнастика;

- артикулляционная гимнастика;

-смена видов деятельности;

-валеологическое просвещение родителей по проблеме здоровья;

-выполнение рекомендаций медицинских работников;

-поддержание экологического пространства класса;

- эмоциональные разрядки – шутки, мини-игры,занимательный материал в учебном процессе.

И еще одна здоровьесберегающиая технология общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.

Таким образом, задача учителя — не просто провести урок в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий для учащихся и родителей на четыре года по сохранению здоровья детей

Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье. Занятия прово...

Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения здоровья детей

Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения  здоровья детей....

Использование здоровьесберегающих технологий- путь к сохранению здоровья детей.

Перзентация, которая знакомит с путями сохранения здоровья учащихся в процессе обучения....

Выступление на педсовете по теме «Работа с родителями по сохранению здоровья детей»

Виды работы с семьёй,просвещение, взаимодействие семьи и школы...

"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"

Выступление на методическом объединении воспитателей...