"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"
материал
Выступление на методическом объединении воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_m.o._2023_g_zozh.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Благовещенская общеобразовательная школа-интернат
Выступление на методическом объединении воспитателей
«Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»
Подготовила:
Камышникова Наталья Владимировна,
воспитатель
2022-2023 учебный год
Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната.
Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах - интернатах нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.
Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.
Особенно это касается детей, обучающихся в интернатном учреждении. Воспитанники оторваны от своих семей и педагоги - учителя и воспитатели школ-интернатов прикладывают немало усилий для сохранения здоровья детей.
В стенах нашей школы – интерната жизнь учеников во второй половине дня очень разнообразна. В соответствии с САНПИН и программой воспитания, развитие и воспитание школьников происходит планомерно и систематизировано. Внутренний распорядок второй половины дня направлен на социализацию и здоровьесбережение воспитанников. Все режимные моменты строго соблюдены и нацелены на планомерное и всестороннее развитие ребёнка и коррекцию особенностей развития. Так прогулка сопровождается: обсуждением увиденных изменений в природе, или изменений на закреплённом за классом участке. Так происходит эстетическое и трудовое воспитание – дети, в отведённые для уборки территории дни приводят в порядок, закреплённые за классом территории.
У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.
Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.
В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:
Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.
Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия. Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:
- В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста:
Общая трудоспособность;
Двигательная активность;
Соблюдение рационального труда и отдыха;
Осмысление требований личной гигиены;
Правильное питание.
- В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;
Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;
Наличие адекватных положительных эмоций;
Отсутствие вредных привычек.
- В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности:
Трудолюбие;
Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;
Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.
В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;
Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;
Ответственность за собственные действия и поступки.
В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – мы стараемся акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.
Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, воспитательские часы, информационные минутки, ведение дневников, подвижные игры, прогулки...
Такие воспитательные мероприятия, как «Наше здоровье», « Вредные привычки», воспитательские часы «Гигиена школьника», «Правильное питание», «Твои друзья – вода и мыло» и др. позволяют детям относится к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.
В системе работы воспитателя используются следующие организованные формы двигательной деятельности, которые приводят к укреплению здоровья и закаливанию организма:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные минутки;
- спортивные часы, подвижные игры, проводимые на свежем воздухе и спортивном зале;
- прогулки и экскурсии.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия («Умею ли я дружить?», «Хорошие манеры», «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.) учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.
Воспитатель привлекает детей к активному участию в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, увлекательно организует занятия рисованием, лепкой, аппликацией на занятиях ручным трудом. При этом он проявляет уважительное отношение к детям, поддерживает их инициативу, предоставляет им возможность делать самостоятельный выбор материалов, создает благоприятный психологический климат в коллективе, способствующий формированию и поддержке у детей положительной самооценки, поддерживает доброжелательные отношения между детьми в процессе их взаимодействия в разных видах деятельности.
Педагог широко использует мультимедийные технологии и электронные образовательные ресурсы, компьютерную технику и ТСО на занятиях.
Воспитатель активно взаимодействует с психологом, учителем-дефектологом, логопедом, учителем физической культуры, классным руководителем в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.
У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.
Воспитанники нашей школы посещают спортивные секции, играют в футбол, зимой катаются на лыжах. Благодаря этому у детей вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.
В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и занятия спортом, и правильная организация питания.
Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры, конкурсы плакатов и рисунков «Здоровый образ жизни», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», вечер отдыха «Простые правила здоровья», акция День чистых рук» и др. Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег - эстафеты, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.
Воспитанники школы постоянно принимают участие в краевых соревнованиях, результатом этих выступлений являются грамоты, кубки.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья. Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни"
Консультация для родителей...
Выступление на научной конференции "Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Тект выступления на научно-практической конференции...
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Данное выступление можно использовать на метод.объединении....
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни.
консультация для родителей...
"Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни."
консультация для родителей...
Наглядно-информационные формы взаимодействия воспитателя группы продленного дня с родителями обучающихся в условиях школы - интерната.
В статье описаны основные формы просветительской работы с родители воспитателя группы продленного дня в школе - интернате, реализующей адаптированые общеобразовательные программы. ...
Роль прогулки в укреплении здоровья детей
Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей здоровыми и закаленными. Совместные прогулки с родителями, экскурсии, игры и спортивные развлечения на воздухе укрепляют здоровье детей. Между...