Методический семинар "Развитие речевой компетенции обучающихся"
учебно-методический материал на тему
Данный материал поможет коллегам при работе над развитием речевой компетенции. В ней раскрываются приемы работы, которые можно использовать на разных образовательных предметах, как в начальной школе, та к и в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_razvitiya_rechevoy_kompetentsii.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ у ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Каково значение коммуникативной компетенции ученика в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность.
Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
В-третьих, коммуникативная компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс его будущей взрослой жизни. Учебный процесс должен максимально способствовать самореализации школьника.
Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.
.
Актуальность этой темы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи учащихся. Между тем, задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся и вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
Таким образом, возникает проблема:
- Как преодолеть противоречие между реальным уровнем речевого развития младших школьников и программными требованиями?
- Как научить ребёнка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию речи, какие виды работ являются наиболее эффективными?
- Как реализовать потенциал речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов?
Этапы развития речевой компетенции
Развитие речевой компетенции младших школьников осуществляется поэтапно.
На 1 этапе учащиеся могут под руководством учителя
- участвовать в урочном общении;
- давать полные ответы на вопросы и задавать вопросы;
- комментировать;
- делать простые сообщения логично и последовательно.
На 2 этапе:
- присутствует простота и четкость речевого высказывания, прослеживается умение высказаться ярко,
- прослеживается умение вступать в общение с собеседником.
На 3 этапе:
- умение вести беседу в паре, в группе;
- умение вести диалог;
- строить дискуссию;
- умение участвовать в конференции, игре и т.д.
Приемов работы над развитием речевой компетенции много, но я хочу предложить те, которые использую на своих уроках:
Игровая технология, прием «Пойми меня»
Цель: развивать умение составлять короткий рассказ по объекту, используя различные характеристики предмета.
Учитель показывает красивую коробочку(шкатулку), сообщает о том, что она волшебная. В ней приготовлены разные подарки-слова. Получить подарок может тот, кто умеет хранить секреты.
У: Что это значит? ( Не рассказывать раньше времени)
У: Когда я подойду к кому-нибудь, он должен закрыть глаза, и не глядя, вытянуть из коробочки объект, посмотреть на него, но никому не показывать и не говорить, что он изображает. Это нужно сохранить в секрете.
После того, как учитель раздал всё, спрашивает:
У: Хочется остальным узнать, кому что досталось? Показывать подарок нельзя, но про него можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.
Если прием используется учителем впервые, то как образец, педагог выступает первым.
Далее дети рассказывают про свои подарки по очереди, и когда подарок угадан, открывают свой объект.
Этот прием я использую на разных предметах. На математике учащиеся отгадывают математические объекты: отрезок, геометрическая фигура и т.д. На уроках окружающего мира объектами могут окружающие предметы, животные, явления природы и т.д.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Я ввожу мнемотаблицы-схемы как помощников в работе по развитию связной речи детей, обогащение словарного запаса, при пересказах , при заучивании стихотворений.
Технология обучения образной речи.
В начале работы обучаю детей составлять обычные сравнения по признаку, форме, вкусу, звуку, температуре и т.д. Далее задания усложняются. Я даю объект (например, дерево) и прошу сделать сравнения с другими объектами (по цвету, форме, действию и т.д.). При этом учащийся сам выбирает какое-либо значение данного признака.
- Дерево по цвету золотистое, как монетки.
Технология обучения составлению метафор.
Метафора – это перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафор.
1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная)
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект2 и указать место расположения объекта1 (цветочная поляна – небо после дождя).
6. Составляем предложение с этим и словами:
«Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя»
Технология обучения составлению загадок
А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок. Одну из них я использую на уроках.
Сначала знакомлю с таблицей, которая служит моделью составления загадки, и предлагаю учащимся составить загадку про какой-либо объект.
Какой? | Что бывает таким же? |
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по вопросам учителя6
-Какой самовар по цвету? Блестящий.
Учитель записывает слово в первой строчке таблицы слева.
-Какой самовар по действиям? Бурлящий.
Заполняется вторая строчка первого столбика.
- Какой он по форме? Круглый. Записываем в третью строку первого столбца.
Далее прошу детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Монета |
Бурлящий | Вулкан |
круглый | Арбуз |
Затем даем образные характеристики объектам справа.
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная Монета |
Бурлящий | Проснувшийся Вулкан |
круглый | Спелый Арбуз |
После заполнения таблички предлагаю прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Мы составляем загадки о любых объектах, даже математических:
Прямой, но недорога. Имеет начало, но не сказка.
Есть концы, но не ножницы. (Отрезок) Прямой, но не линейка.
Бесконечен как космос. (Луч)
Логоритмика
В развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», т.е. устранение недостатков речи с помощью движений. Любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика.
Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма речи, умение перевоплощаться в образы.
Игровой прием «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Способствует развитию речи, творческой личности. Ребята делятся на две команды. Показываю предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства( чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование увлекает детей. Использую прием на уроках технологии, когда провожу инструктаж по технике безопасности. Ищем плюсы и минусы предметов «игла», «ножницы», «крючок» и т.д.
Прием «Собери поезд»
На доске прикреплены картинки. На них изображены различные предметы: ложка, пылесос, ваза, поливочная машина, тарелка и т.д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь. Группа учащихся «собирает» поезд : ложка, тарелка, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора. Далее – поливочная машина, т.к. а в вазу, и в поливочную машину наливают воду. Затем присоединяют пылесос, потому что эти машины служат для уборки пыли, грязи. Картинки установили – поезд готов! Выбирается «машинист» он проверяет, как «скреплены вагоны» -повторяет связи между предметами.
Творческий прием «Шкатулка сказок»
В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костёр, желтый – это цыпленок. Сказку можно начинать:
«Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру»
Достали черный кружок – это туча.
«Испугалась туча, что обожжет цыпленок перья. Полила она костер дождем, он и погас»
Дети достают еще один кружок, и сказка покатилась дальше. Один кружок может стать чем угодно. Например, зеленый – это и огурец, и листик, и горошина, и пуговица и т.д.
Прием «Перевёртыши».
Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы.
Например, «Муха села на варенье» - « Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод и сахара»
Все эти приемы способствуют развитию речевой компетенции. Дети становятся успешными на творческих конкурсах, олимпиадах, участвуют в различных играх, конференциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»
Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...
«Создание условий для развития речевой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка в говорении посредством использования нетрадиционных форм уроков»
методическая разработка...
«Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР и ЗПР»
Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.Речь современных шк...
Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР
В этой статье освещена организация работы учителя-логопеда по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР на занятиях по логопедической ритмике....