«Резервы ФГОС ООО в решении проблем современного образования»
статья на тему
Рассуждение о существующих проблемах современного образования.
Рассмотрены сновные проблемы образования:
1.Проблемы, исходящие от учеников
2. Проблемы, исходящие от системы образования
3. Проблемы, исходящие от учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-rassuzhdenie.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Резервы ФГОС ООО в решении проблем современного образования»
В современном образовании существует ряд проблем, решением которых должен выступить ФГОС ООО. Я буду писать свои рассуждения с точки зрения учителя изобразительного искусства. Давайте рассмотрим существующие проблемы современного образования.
Основные проблемы образования:
1.Проблемы, исходящие от учеников
2. Проблемы, исходящие от системы образования
3. Проблемы, исходящие от учителя
1.Проблемы, исходящие от учеников - в их индивидуальности. Индивидуальность - прекрасное качество, которое ставит множество интересных задач. Ведь приёмы, используемые для одной группы учеников (или даже отдельно взятого ученика) могут совершенно иначе работать для другой группы, даже если группы идентичны по возрасту (что даже в теории большая редкость).
Это обуславливается различными способностями учеников. Например: в каждом классе есть дети с более выраженными гуманитарными наклонностями, математическими, музыкальными или спортивно одаренные дети. Даже среди художественно одаренных детей можно выделить склонности к графическому изображению, живописи, ДПИ или скульптуре. Индивидуальный подход позволяет найти и развить способности каждого ученика. В свою очередь стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Принципиальное отличие новых ФГОС это то, что цель обучения не предметный, а личностный результат.
Важную роль играет, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни. Современная среда предлагает огромный объем изобразительной информации в котором ученикам необходимо научиться ориентироваться и применять в своей повседневной жизни. Например: уметь оценить не только художественную ценность картин, архитектуры и скульптур, но и рекламы, дизайна всевозможных изделий (мебели, керамики и т.д.). В наше время глобализации уметь ценить историческое художественное наследие не только своего народа, но и наследие других народов и народностей.
Применимо к предмету ИЗО, индивидуальность учеников является не проблемой, а преимуществом в овладении основами изобразительного искусства. И ФГОС ООО как раз учитывает многообразие индивидуальностей учеников, так как задачами предмета являются:
1)формирование основ художественной культуры обучающихся, как части их общей духовной культуры. Как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления, как формы эмоционально-ценностного освоения мира самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Способности в основном определяются скорее биологическими факторами - они отражают функциональную готовность организма к выполнению той или иной деятельности. Но эта готовность должна проявиться из задатков - организм (включая центральную нервную систему, психику) производит своего рода настройку. Задатки и способности влияют на образование ЗУНов, и все вместе они влияют на успешность выполнения той или иной деятельности. На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает социальное окружение. И не последнюю роль играет школа. Так мы подошли ко второй проблеме современного образования.
2. Проблемы, исходящие от системы образования - это проблемы материально-хозяйственного обеспечения. Отсутствие практики ведет к утере интереса к предмету, а это уже рождает новые проблемы, которые приходится решать педагогу в процессе своей деятельности. В задачи изобразительного искусства входит не только художественное воспитание, но и художественная деятельность, которая требует значительной материальной базы. Часы, отведенные на изучение ИЗО довольно ограничены, по сравнению с другими предметами. При этом изучение этого предмета требует большого объема методического материала, т.к. необходимо показывать ученикам достижения народного творчества, известных художников прошлого и современности. Разносторонняя художественная деятельность предполагает оснащенность различными материалами и предметами: пластилин, глина, стэки, бумага, краски, кисти, пастель, тушь и т.д. Что позволяет ознакомить учеников с различными жанрами, стилями, направлениями и техниками изображения.
ФГОС ООО нацелена на решение и этой проблемы современного образования.
Вторая проблема, вызванная системой - отсутствие достойных кадров. От учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе требуется максимально широкое владение предметом. Он должен разбираться и в народных промыслах различных народов, владеть основами рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, владеть различными техниками изобразительного искусства и т.д. Решением этой проблемы ФГОС ООО предлагает разнообразные курсы повышения квалификации, дополнительное профессиональное образование, семинары, вебинары и т.п.
Третья проблема, вызванная системой - попытка стандартизации образовательного процесса. В современном мире существует тенденция построения конвейера и промышленного производства во всем, однако ясно, что это не всегда удачная тактика для применения в процессе образования. Особенно, что касается художественно-эстетических предметов. Нацеленность ФГОС ООО на личностный результат является решением и этой проблемы. В результате изучения предмета изобразительного искусства ученик должен стать разносторонне развитой творческой личностью, сохранившем свою индивидуальность.
3. Проблемы, исходящие от учителя.
"Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет".
У. Уорд
*Проблемы бытовые - проблемы вызванные условиями быта учителя. Чрезмерная нагрузка, плохие условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей.
*Проблемы субъектно-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например, недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.
*Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например, неразвитость каких-либо личных качеств. Недостаточная коммуникабельность, неумение прислушиваться к мнению ученика, видеть его потенциал и т.п. Или профессиональные деформации: зацикленность на своём предмете, склонность к авторитарности.
Новый ФГОС ООО требует от учителя взаимодействия не только с учениками, но и предполагает активное участие в образовательном процессе и родителей.
Требование к кадровому обеспечению по ФГОС ООО. Образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности.
В условиях введения ФГОС ответственность учителя существенно возрастает. Новый стандарт приближает каждого учителя к Великому, по высказыванию У. Уорда. Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем. В настоящий момент, практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты. Информацию о них мы получали на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д. Нам известно также, что в условиях введения новых образовательных стандартов главная задача школы – сформировать у ученика новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя - создать условия для пробуждения мысли ребенка, мотивировать его к получению новых знаний, наделить обучающегося опытом самостоятельной деятельности. То есть, теоретически мы подкованы. Остается на практике закрепить свои знания и суметь применить их в свете преобразований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание виртуальных сообществ, как один из способов оказания помощи учителям в решении проблем, связанных с внедрением ФГОС НОО.
Единственный способ помочь активизации взаимодействия всех участников образовательного процесса - создание общероссийского ресурса, способного объединить в масштабах страны в е...
Материал по теме: "Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны.
Из личного опыта работы, с 2011 по 2013 г г., в первом, втором классах по программе "Школа России"....
Решение проблем преемственности, начального и дошкольного образования
Пути и способы взаимодействия между дошкольным и начальным образованием....
Роль образования в решении проблем иммигрантов.
Образование....
Повышение мотивации к обучению одна из важнейших проблем современного образования.
Особенно остро в современной школе стоит проблема мотивации детей. Как же сделать, чтобы ребёнок начал испытывать удовольствие от процесса обучения, не опускал руки при первых трудностях и неудачах?...
Кочевая школа как решение проблем образования тундровых дошкольников
Кочевая школа как решение проблем образования тундровых дошкольников...
Сотрудничество семьи и образовательной организации в решении проблем инклюзивного образования ребёнка с ОВЗ
Сотрудничество семьии образовательной организациив решении проблеминклюзивного образованияребёнка с ОВЗ...