«Технологии формирования и оценки универсальных учебных действий в начальной школе»
статья на тему

Казакова Марина Вячеславовна

В статье рассказывается о современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии способствуют формированию универсальных учебных действий в образовательном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ростовской области

«НОВОШАХТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Выступление на педсовете.

«Технологии формирования и оценки универсальных учебных действий в начальной школе»

Подготовила: Казакова М.В.

2018   учебный год.

                                                                                                                     

                                                       

                                             «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы        

                                             сделать его способным   развиваться дальше  

                                             без помощи учителя».    

                                                                                                      Элберт Хаббарт     

               Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

     Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

        Приоритетной целью школьного образования,  вместо простой передачи знаний,  умений и навыков от учителя к ученику,  становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,  проектировать пути их реализации,  контролировать и оценивать свои достижения,  иначе говоря – формирование умения учиться.  Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем»  образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

       Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком  значении термин «универсальные учебные  действия» означает умение учиться, т.е.способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем  сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более  узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность  к самостоятельному усвоению новых  знаний и умений, включая организацию  этого процесса.

Формирование универсальных  учебных действий в образовательном  процессе осуществляется в контексте  усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости  от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности  для формирования УУД.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный  набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

  В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • личностно-ориентированное обучение
  • проблемного диалога
  • продуктивного чтения
  • дифференцированного обучения
  • проектной деятельности
  • использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
  • информационно-коммуникационные технологии
  • здоровьесберегающие технологии
  • систему инновационной оценки «портфолио»

 Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

  Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной  системы - личность обучаемого,  обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.

  Учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.

 В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность.

  Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого класса.

Технология проблемного диалога  - это создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего ребёнок учится самостоятельно решать проблемы. Задача учителя – открывать знания вместе с детьми.

Технология продуктивного чтения – когда ученик учится самостоятельно анализировать и понимать текст. Формируется правильный тип читательской деятельности – думающий читатель.

Технология дифференцированного обучения - это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

 Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Показатель эффективности реализации: 

  • Повышается уровень мотивации учения.
  • Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.
  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.

Технология проектной деятельности - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

      Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем  и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

   Проект это —

  • отражение интересов участников
  • организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий)
  • работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т.д.)
  • творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности)
  • организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»  
  • свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности
  • включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность
  • систематическое отслеживание результатов работы, презентации
  • фиксированное время, контроль и рефлексия.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр - включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

  В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

   Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

     Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа) –

это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

     В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.

    Достоинствами технологии являются:

- активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;

- возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

- сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

- демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

     Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

  •  Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.

На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.

  •  Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
  •  Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.

     Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

      Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

          Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  • обеспечивает наглядность
  • привлекает большое количество дидактического материала
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5  раза
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения         

           Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • способствует повышению качества образования.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

      Существуют различные типы технологий:

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали)

Систему инновационной оценки «портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.

       Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: 

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и  

  самообучения;

·развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности

 учащихся;

·формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать

 собственную учебную деятельность;

· содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

·закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

Обсудив основные образовательные технологии следует отметить особо контрольно-оценочную деятельность педагога. Листы индивидуальных достижений и их ведение.

Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом:

1. Предметных знаний;

2. Действий с предметным содержанием.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету.

Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые выпускник научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном

В заключение хочу сказать, что если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду… Сущность педагогического опыта заключается в том, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе с использованием приемов технологии развитие критического мышления

Важной задачей начальной ступени современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьникам этой возрастной категории - умен...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Формирование и классификация универсальных учебных действий в начальной школе.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового соци...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....