Этапы обучения чтению и письму
статья (1 класс) на тему

мотькина елена николаевна motjkina_alena@mail.ru +79165859397

В данной практико- значимой работе описаны основные этапы  обучения младших школьников навыкам письма и чтения.В основе статьи лежат выоды теоретических и практических исследований отечественных учёных. Статья будет полезна педагогам, логопедам, дефектологам, поможет эффективнее строить работу по формированию навыков  письма и чтения у обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_obucheniya_chteniyu_i_pismu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая подготовка  повышения  профессиональной квалификации.

Практико-значимая работа

на тему:

«Этапы  обучения чтению  и  письму.»

Выполнила:  учитель- логопед

 МОУ ЦППМСП ”Высота”

Мотькина Е.Н.

Воскресенск  2017 г.


Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова.

3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

В современной педагогике  принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Известный психолог Т.Г. Егоров в работе “Очерки психологии обучения детей чтению” рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования.

Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение. Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;

.Письмо и письменная речь являются важными видами деятельности для ребенка, от которых зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения.

Психофизиологическую природу процесса письма как вида речевой деятельности составляет механизм взаимодействия пяти компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного и рукодвигательного (А.Р.Лурия, Б.Г. Ананьев, Б. В. Гурьянов, Н. Г. Агаркова). Письмо, в сравнении с другими формами речевой деятельности, характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, так как только посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухоречедвигательного представления с двигательным (П. Л. Горфункель, Н. Г. Агаркова).

С самого начала освоения грамоты предметом осмысления для первоклассника должен стать не только процесс звукового анализа слов, четкой дифференциации артикуляции сходных по звучанию фонем, сохранения в памяти зрительных образов букв, но и усвоение буквенных знакографем, а также способов их воспроизведения на бумаге.

Письмо - комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный, нелегкий процесс для учащихся начальной школы [22]. Школьник, обучаясь письму, должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно:

а) техническими - правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;

б) графическими - правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их;

в) орфографическими - правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание.

Обучение письму - это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

Процесс овладения навыком письма имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом дети должны усвоить понятие о буквах - графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших и маленьких). Дети должны правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их, правильно записывать, соотносить их с буквами. Параллельно идет формирование и орфографического навыка.

Навык - это «действие, сформированное путем повторения,* характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».

В формировании навыка выделяются три основных этапа :

I этап - аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

II этап - условно назван синтетическим - соединение отдельных элементов в целостное действие.

III этап - автоматизация - фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Без упражнений навык сформировать нельзя, но упражнение лишь целесообразно на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа - это осознанная деятельность, (а не механические упражнения). До тех пор пока ребенок не осознал алгоритм действия (например, - «откуда начать писать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действий (например, зрительный образ буквы), «упражнять» ребенка бессмысленно и вредно. «Перескок» через первые два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.

Следовательно, формированию навыков чтения и письма младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.

Список литературы

  1. Агаркова Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. - М.: Просвещение, 1993.
  2. Аристова Т,А Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму // Начальная школа. - №1, 2007.
  3. Бахтина А. Письмо с секретом: (Урок письма в 1 кл. (1-4) по теме «Закрепление умения писать букву е») // Начальная школа. - №24, 2009.
  4. Безруких М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова. - М.: 2003.
  5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2.
  6. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом

Период обучения грамоте в 1 классе к курсу начального обучения по программе "Школа России"...

Статья "Работа в парах на начальном этапе обучения чтению иностранных слов. "

В статье рассматриваются рекомендации для организации парной работы на уроках английского языка....

ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Одним из учебных приемов, способствующих активизаций учебной работыучащихся на уроках чтения, является прием драматизации. Тот факт, что драматизацияв какой-то мере это практика чувств, перевод их в д...

Работа с текстом на этапе обучения чтению

Статья знакомит читателей с интересными приемами работы с текстом,которые могут быть использованы учителями начальных классов на этапе обучения чтению....

Работа с текстом на этапе обучения чтению

Работа с текстом на этапе обучения чтению...

Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению

Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...