ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Аннотация
Одним из учебных приемов, способствующих активизаций учебной работы учащихся на уроках чтения, является прием драматизации. Тот факт, что драматизация в какой-то мере это практика чувств, перевод их в действия, определяет характерную воспитательную особенность приема. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаем базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических.
Ключевые слова
Восприятие художественного произведения, развитие речи учащихся, отработка мимики, интонация и пластика произведения, «живые картины», драматическое воплощение произведения.
Прием драматизации помогает детям непосредственно увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающей воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Умение живо представлять себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего «видения», из опыта реальных представлений.
Прием драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению себя с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаем базу опыта реальных представлений.
Прием драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению себя с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения.
Драматизация способствует также развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребенка, действенным компонентом его общего развития. Она влияет на речь детей в силу двух причин: использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создания на уроке естественной ситуации речевого общения.
С соображением о том, что дети еще в детском саду ставят и спектакли и что это им по силам, так как драматизация близка ролевой игре, мы не можем не согласиться. Конечно, не будучи ограничены во времени и при условии проведения специальной подготовки, первоклассники способны ставить небольшие спектакли на основе доступных их возрасту литературных произведений. Однако если проводить инсценирование на уроке, то это займет много учебного времени и вызовет нецелесообразную трату сил учащихся. Вот почему постановка законченного спектакля в школе возможна в основном во внеурочное время при подготовке к утреннику или на занятиях драмкружка.
При использовании приёма драматизации уроках чтения (классного и внеклассного) нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя их с учетом возрастных возможностей детей и целей урока. Назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»; подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластический выразительности (мимики, жестов, движений); чтение по ролям; драматизация развернутой формы.
Рассмотрим перечисленные формы драматизации подробнее.
Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев нужно начинать с подготовительного этапа обучения грамоте. Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, можно усложнить работу, предложив им Задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику. Затем учитель уточняет: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает Внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллюстрации или на анализ содержания текста.
На уроках классного чтения в целях усложнения работы анализ иллюстраций чаще всего является не самостоятельным видом работы, а подготовительным этапом перед проведением более сложной формы драматизации.
На уроках внеклассного чтения, руководствуясь методом чтения- рассматривания учитель также должен использовать возможности, предоставляемые иллюстрациями книг для анализа эмоциональных состояний героев литературных произведений.
Постановка «живых картин» (индивидуальных и групповых) известна в методике русского языка с начала века. «Живая картина - это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите (карандаши, краски, детские игрушки и т. п.) Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики происходит в следующем порядке: восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать, проверка качества восприятия; характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ); анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации; демонстрация поведения героя (со словами); анализ соответствия показа смыслу отрывка из про литературного источника; установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.
Данная форма драматизация более сложна, чем «живые картины», за счет воспроизведения выразительной речи героев произведения. Однако из-за того, что в драматизации участвует лишь один исполнитель (затем по очереди пробуют сделать то же самое еще 2-3 ученика), произнесение отдельной реплики можно проводить уже начиная с уроков обучения грамоте. Продолжается эта работа и на уроках чтения, однако на смену простым формам драматизации, описанным выше, постепенно приходят более сложные: чтение по ролям и развернутая драматизация.
Подготовка к проведению чтения по ролям проходит в такой последовательности: знакомство с текстом - чтение или слушание, общая проверка восприятия; определение количества действующих лиц; чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов первой буквой их названия на закладках.
Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Оно используется и в период обучения грамоте, но из-за недостаточной сформированности у первоклассников техники чтения в меньшей мере, чем на уроках классного чтения. На первых порах при проведении чтения по ролям нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям. Когда дети овладеют перечисленными навыками, больше внимания следует уделить характеристике действующих лиц и выразительности их интонации. Некоторые учителя, усложняя прием чтения по ролям, предлагают учащимся не только произносить слова каждого из героев произведения, но и, читая, показывать, как они выглядели, какими были выражения их лиц. В этом случае чтение по ролям проводится у доски. Сидящие за партами ученики не «следят» по тексту, а слушают исполнителей и смотрят на них.
В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса развернутой драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком.
Список литературы:
- Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в I классе. М., 1981
- Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизации. Театр и образование. Давыдов В. Г. - М. Санкт-Петербург, 2013
- Бродский Н. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. В 2-х т. - М. Изд-во Л. Д. Френкель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры при обучении чтению на начальном этапе
Учитывая психологические возможности развития, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления школьников, в учебном процессе мы отводим большое место игровым формам работы. Игра - это один из ст...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Статья "Обучение чтению на начальном этапе"
Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности, связанная с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками...
Статья "Работа в парах на начальном этапе обучения чтению иностранных слов. "
В статье рассматриваются рекомендации для организации парной работы на уроках английского языка....
Метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку.
Доклад на тему метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку....
ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Сообщение «Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение – как источник знаний и основа формирования личности"
Чтение – как источник знаний и основа формирования личности....
Трудности в обучении чтению на начальном этапе.
В статье дано описание тех трудностей в обучении чтению, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги в своей работе. А также дан пример некоторых заданий для развития навыков чтения....