ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Сообщение «Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение – как источник знаний и основа формирования личности"
материал (1, 2, 3 класс) на тему
Чтение – как источник знаний и основа формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Сообщение
«Роль чтения на начальном этапе обучения.
Чтение – как источник знаний и основа формирования личности»
Учитель: Сотникова Ирина Николаевна
2016 год
Сегодня мы настолько привыкли проводить вечера перед экраном телевизора или бороздить просторы интернета, что чтение книг кажется уже никому не нужным атавизмом, доставшимся нам в наследство от наших родителей. Вот они ещё жили в то время, когда читать книги было модно, а собственная библиотека была мечтой каждой интеллигентной семьи. Такой потере интереса к чтению во многом способствует и то огромное количество пустой литературы, которая сегодня присутствует на полках книжных магазинов. Для того, чтобы чтение книг приводило к росту самосознания и развитию личности, выбирать стоит только совершенно определённые книги, в которых собраны идеи и опыт людей на практике познавших, что нужно делать, чтобы достигнуть совершенства в своем духовном развитии.
В связи с этим вопрос формирования читательской компетенции школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы уделено начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.
Чтение — это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Чтение стало ' в значительной степени ориентировано на информационно-прагматические потребности. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в Гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения . Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности , поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации , закодированной графическими знаками.
В чтении выделяют: содержательный план (то есть о чём текст); процессуальный план (как прочитать и озвучить текст).
В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного ; в процессуальном - сам процесс чтения , то есть соотнесение графем с фонемами, становления целостных приёмов узнавания графических знаков , формирование внутреннего речевого слуха ,перевод вовнутрь внешнего проговаривания и установление непосредственной связи между «семантическим» и графическим комплексами.
Чтение тесно связано с письмом , поскольку и чтение , и письмо пользуются одной графической системой языка , а также с аудированием и говорением.
При обучении необходимо развивать все виды речевой деятельности во взаимосвязи.
Целью уроков литературного чтения в свете ФГОС является формирование читательской компетенции младшего школьника. Такой читатель умеет выбирать и отбирать, что надо прочесть и как надо прочесть. Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии.
Зрелый читатель умеет:
- проявить целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- планировать свою деятельность, выполнять намеченное, оценить свои результаты;
- взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром.
Зрелый читатель имеет:
- культуру учебного и интеллектуального труда, основанного на развитых интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и др.);
- духовно-нравственную культуру;
- интерес к работе с книгой, информационными, компьютерными технологиями.
Таким образом, у учащихся формируются все виды УУД.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех её видов. Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время проблема развития интереса к чтению остаётся актуальной.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве школы и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры при обучении чтению на начальном этапе
Учитывая психологические возможности развития, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления школьников, в учебном процессе мы отводим большое место игровым формам работы. Игра - это один из ст...
Статья "Обучение чтению на начальном этапе"
Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности, связанная с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками...
Статья "Работа в парах на начальном этапе обучения чтению иностранных слов. "
В статье рассматриваются рекомендации для организации парной работы на уроках английского языка....
Трудности в обучении чтению на начальном этапе.
В статье дано описание тех трудностей в обучении чтению, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги в своей работе. А также дан пример некоторых заданий для развития навыков чтения....
Обучение чтению на начальном этапе.
Данный продукт является результатом многолетней работы педагога по инновационным технологиям и сплавом её идей в области преподавания и опытом работы в обучении чтению. Написание данного уч...
ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Одним из учебных приемов, способствующих активизаций учебной работыучащихся на уроках чтения, является прием драматизации. Тот факт, что драматизацияв какой-то мере это практика чувств, перевод их в д...
Обучение чтению по методике “Глобальное чтение” на начальном этапе.
Что такое “Глобальное чтение”? Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнават...