«Приёмы деятельностного подхода на уроках в начальной школе»
учебно-методический материал по теме
Технологии системно-деятельностного подхода, которые можно использовать в начальной школе.
Приёмы активизации деятельности учащихся в начальной школе на разных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27
имени Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Тема по самообразованию
«Приёмы деятельностного подхода на уроках
в начальной школе»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №27 им. В. Ф. Маргелова»
г. Симферополя
Череп Римма Николаевна
Симферополь 2018
Приёмы деятельностного подхода на уроках
в начальной школе
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, русский философ, профессор Лондонского университета)
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который призывает не давать готовые знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.
Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифрую их:
- искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
- думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению,
- сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
- приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу;
- адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Какие же технологии системно-деятельностного подхода мы используем в начальной школе.
- Постановка проблемы (технология проблемного диалога)
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
На этапе актуализации знаний подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.
На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
- Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая форма работы.
Работая в группе, каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила или еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
- Самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой, ученики выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать.
- В начальной школе не обойтись без игровой деятельности.
Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает им усвоить любой учебный материал.
- Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Поэтому следующая технология – участие в проектной или исследовательской деятельности.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.
- Использование активных и интерактивных методик.
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Приёмы активизации деятельности учащихся
на этапе постановки учебной задачи
- Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений: чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель либо выбранный ученик, в этом случае учитель может лишь высказывать своё мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательны?» построили такой план действий:
- повторить знания об имени существительном;
- определить, с какими частями речи оно сочетается;
- изменить несколько существительных вместе с именами прилагательными;
- определить закономерность изменений, сделать вывод.
- Работа над понятием. Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре».
Например, тема урока «Экологические системы». Дети ищут толкование этих слов. Когда смысл становится понятным, определяем задачу урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, «Пересечение множеств», «Словосочетание» и т. д.
- Домысливание. Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на уроке можно предложить схему:
*Можно предложить тему и слова-помощники:
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим…
Закрепим…
- Проблемная ситуация (по М. И. Махмутову). Сущность проблемной ситуации в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала.
Последовательность применения данного приёма такова:
- самостоятельное решение;
- коллективная проверка результатов;
- выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
- постановка задачи урока.
Ставлю проблемный вопрос для обсуждения, учитывая следующие требования:
- проблема возникает, если не даётся образец её решения;
- проблема не может быть решена на репродуктивном уровне;
- для решения проблемы требуется коллективное обсуждение.
- Группировка. Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему они имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например, на уроке русского языка по теме «Безударные окончания имён существительных единственного числа» предлагаю задание: «Распределите слова по склонениям».
- Побуждающий и подводящий диалог. При введении новых знаний использую два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают учащимся осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые активизируют и существенно развивают логическое мышление учеников. Иначе говоря, сначала я посредством диалога помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге же организую открытие школьниками знания, добиваясь действительного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.
- Исключение. Приём можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приёма «яркого пятна», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Второй вид (слуховое восприятие). Зачитываю детям словарные слова на какую-то тему, все слова трёхсложные, а одно двусложное. Анализируя, дети легко определяют лишнее, выполняя ряд заданий и ответив на поставленные вопросы:
- Прослушайте и запомните ряд слов.
- Что общего во всех словах?
- Кто лишний в этом ряду?
- Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостаточности знаний или недостаточности времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
- Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого-либо понятия с целью структурирования.
Например, на доске слово «сумма». Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется — «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации.
Приёмы активизации деятельности учащихся
на этапе изучения нового материала
- Приём «шляпы де Боно». Этот приём удобно использовать при организации работы в группах с некоторым текстом. Группам учащихся предлагается рассмотреть данный текст с разных позиций в соответствии с цветом выбранной шляпы.
Например, на уроке окружающего мира детям предлагается поработать в группах с текстом «Богатство природы», примерив на себя одну из шляп, чтобы выяснить значение природных богатств.
- Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.
- Желтая шляпа - позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно)
- Чёрная шляпа - противоположность жёлтой шляпе. Найти всё негативное и проблематичное.
- Красная шляпа - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления.
- Зелёная шляпа - творческое мышление.
- Синяя шляпа - философская шляпа. Нужно обобщить высказывания других шляп, сделать выводы, обобщения.
- Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием.
Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» — новое, знаком «-» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.
Приёмы активизации деятельности учащихся
на этапе закрепления нового материала
1. Приём «синквейн».
Синквейн пишется по определенным правилам.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Каникулы
Веселые, долгожданные
Отдыхать, путешествовать, играть
Я очень люблю каникулы.
Радость
Этот приём позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-395485-1536602440.jpg)
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »
Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-661837-1441358696.jpg)
Приёмы деятельностного подхода на уроках в начальной школе
В докладе использованы материалы конкретных приёмов, которые можно использовать в работе учителю на урока....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/11/picture-732205-1452482973.jpg)
Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/23/picture-269463-1371992728.jpg)
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-1339536-1636277425.jpg)
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-972234-1674389771.jpg)
Приёмы деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Приёмы деятельностного подхода на урокахв начальной школе...